Демонтаж и разборка арматуры
Цели обучения:
1 Указать последовательность этапов демонтажа арматуры и доставка ее в мастерскую.
2 Указать особенность разборки бесфланцевой арматуры.
3 Указать последовательность операций при разборке бесфланцевой задвижки.
4 Указать последовательность операций при разборке главного предохранительного клапана.
На современных АС установлено большое количество трубопроводной арматуры различного назначения. Ремонт фланцевой арматуры и вварной арматуры, которой требуется капитальный и средний ремонт с вырезкой из трубопровода целесообразно организовывать в специализированных мастерских зоны контролируемого доступа. Создание хорошо оснащенных мастерских по ремонту арматуры снижает стоимость и трудоемкость ее ремонта и повышает качество. Создание обменного фонда арматуры позволяет ремонт снятой арматуры проводить в сроки, не зависящие от сроков ремонта энергоблока, ускоряет ремонт и позволяет получить равномерную загрузку ремонтного персонала в течении года.
Перед разборкой арматуру зоны контролируемого доступа дезактивируют в сборе с обязательной дезактивацией и промывкой всех составных частей.
Демонтажные работы при ремонте арматуры выполняются с учетом общих положений и правил выполнения монтажных работ и специфических условий демонтажа. Перед демонтажем арматуры должно быть снято давление и отключено электропитание. Арматуру следует тщательно осушить и продуть сухим сжатым воздухом или азотом.
Перед демонтажем арматуру необходимо замаркировать с помощью бирок, содержащих номер изделия, линию, помещение и место установки. В помещениях, где производятся работы по демонтажу и ремонту оборудования АС, устанавливаются временные щиты для защиты арматуры от механических повреждений, а также брызг расплавленного металла и шлака, образующихся при резке и сварке.
Во всех случаях, когда это возможно, арматура должна ремонтироваться без вырезки корпуса из трубопровода. При вырезке арматуры из трубопровода необходимо обеспечить перпендикулярность реза относительно оси трубопровода и сохранение строительной длины арматуры. Для этого место реза должно быть расположено за сварным стыком в сторону трубопровода. Кроме того, для предохранения арматуры от возможных короблений, не допускаются местные перегревы конструкций во время резки. При разборке фланцевых соединений должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждения уплотнительных поверхностей фланцев. Чтобы предохранить от повреждения уплотнительные поверхности затвора и седла корпуса, изделия следует разбирать при частично поднятом затворе.
Выгрузка, погрузка и транспортировка арматуры должна производиться способами, исключающими возможность ее повреждений. Грузить арматуру «навалом» запрещается. Погрузочно-разгрузочные работы производятся при помощи пеньковых, капроновых или стальных тросов с применением прокладок, исключающих удары металлических частей друг о друга. Стальные тросы должны быть обшиты двумя-тремя слоями ткани. На автокары, тележки, применяемые при транспортировке, устанавливаются мягкие пластины.
Успешное выполнение ремонта арматуры в значительной мере зависит от того, как была сделана разборка. Перед разборкой необходимо ознакомиться с инструкциями и чертежами, которые имеются по данной арматуре, а также проверить комплектность и только после этого приступить к разборке. Трудноснимающиеся детали, собранные по неподвижным посадкам и длительное время не разбиравшиеся, следует разбирать с помощью гидравлических съемников. Когда их невозможно применить, можно пользоваться молотками или кувалдами, но удары должны наноситься через мягкую подкладку. Для облегчения съема можно подогревать схватывающую деталь подогретым маслом, паром или огнем.
Демонтажные работы выполняются рожковыми или накидными ключами, применение разводных ключей не допускается. Для свинчивания трудноподдающихся гаек усилие к ключу следует прикладывать рывком.
Резьбовые соединения, на которые подействовала коррозия, перед свинчиванием смачиваются керосином, который легко проникает в мельчайшие зазоры.
Для организации ремонта арматуры без вырезки из трубопровода необходимо оснастить рабочее место всеми необходимыми приспособлениями, инструментом, материалами и запасными частями. Кроме того, необходимо обеспечить свободный доступ к арматуре, возможность использования подъемно-транспортных средств, разводку тока для осветительных и силовых целей и разводку сжатого воздуха, а ремонтному персоналу иметь переносные ящики с набором слесарных и контрольно — измерительных инструментов, а также приспособления для разборки (сборки) и обработки уплотнительных поверхностей корпусов арматуры.
Источник
26. Демонтаж, разборка и дефектация арматуры. Технология ремонта трубопроводной арматуры.
26. Демонтаж, разборка и дефектация арматуры. Технология ремонта трубопроводной арматуры. 26. Демонтаж, разборка и дефектация арматуры. Технология ремонта трубопроводной арматуры.
Трубопроводную арматуру в зависимости от степени износа деталей и узлов и категории ремонта ремонтируют в арматурной мастерской или непосредственно на месте установки ее. Обычно крупную арматуру не снимают с трубопровода и ее разборку и сборку производят на месте.
Арматуру с Dу 10—20 мм при капитальном ремонте энергоблока (основного оборудо-вания) в основном ремонтируют в цехе (мастерс¬кой или на месте ее установки).
При современной тенденции к увеличению продолжительности эксплуатационного периода ремонт трубопроводной арматуры должен базироваться на заводском методе. Увеличить продолжительность экс¬плуатации основного оборудования можно в том случае, если демонти¬ровать арматуру на энергоблоке и доставлять ее в цех для разборки и ремонта, а на месте демонтированной арматуры монтировать новую или заранее отремонтированную и испытанную. Естественно, что демонтаж на энергоблоке и отправка ее в цех для ремонта целесообразны лишь при капитальном ремонте.
Успешное выполнение ремонта арматуры в значительной мере зависит от того, как была сделана разборка. Перед разборкой необходимо ознакомиться с инструкциями и чертежами, которые имеются по данной арматуре, а также проверить комплектность и только по-сле этого приступить к разборке. Трудноснимающиеся детали, собранные по не¬подвижным посадкам и длительное время не разбиравшиеся, следует разбирать с помощью гидравличе-ских съемников. Когда их невозможно применить, можно пользоваться молотками или ку-валдами, но удары должны наноситься через мягкую подкладку. Для облегчения съема мож-но подогревать схватывающую деталь нагретым маслом, паром или огнем.
При разборке арматуры следует произвести очистку с последующей промывкой всех ее составных частей. Основные способы промывки деталей приведены в табл. 11.
Способ промывки
Оборудование
Моющий раствор
Ручной
Ванна с сеткой (целесообразно иметь две ванных для предварительной и окончательной промывки). После выдержки в растворе очистка щетками, обтирочными материалами. Крючками. Грязь оседает под сеткой.
В баках
Передвижной или стационарный бак, в нижней части которого имеется трубка для электроспирали или змеевик для подогрева моющего раствора до 80—90 ° С. Детали располагаются на сетке.
1. 3—5%-ный раствор кальцинированной соды в воде.
2. По 30 г тринатрийфосфата и кальцинированной соды на 1 л раствора.
3.10%-ный водный раствор каустической соды.
4.0,1—0,2% каустической соды, 0,4% тринатрийфосфата, 0,15—0,25% нитрата натрия, остальное — вода.
Моечной машиной
Моечная машина (стационарная или передвижная, однокамерная только для промывки, двухкамерная для промывки и ополаскивания и трехкамерная для промывки, ополаскивания и сушки). В моечной машине горячий моющий раствор (температурой 80—90°С) подается на детали под давлением душевой установки. Дета ли размещают на сетке или на тележке, которую закатывают в моечную установку.
Промывку деталей производят последовательно в горячем растворе, затем в чистой горячей воде. после чего детали тщательно высушивают. Детали со шлифованными и полированными поверхностями рекомендуется промывать отдельно. В щелочных растворах нельзя мыть детали из цветных металлов, резины, пластмасс, тканей. Нагар удаляют скреб-ками, шаберами, стальными щетками или химическим способом: детали выдерживают в течение 15—25 мин в растворе, состоящем из 3,5% эмульсола, 0,15% кальцинированной соды и воды (температура раствора 60—80 С).
Разборку арматуры производить в соответствии с рабочими чертежами и технической документацией на ремонт.
При дефектации арматуры выполняют обмер рабочих поверхностей для установления величины износа и определения пригодности состав¬ных частей к дальнейшей работе, проверку зазоров между сопрягаемыми составными частями в основных сборочных единицах арматуры.
При дефектации арматуры и для контроля качества после ремонта следует использо-вать один (или в сочетании с другими) из методов контроля: визуальный; замер; просвечивание; люминесцентный; магнитную дефектоскопию; ультразвуковую дефектоскопию; цветную дефектоскопию; гидроиспытание на прочность и плотность.
Применение тех или иных методов контроля должно быть оговорено в технической документации на ремонт арматуры.
Последовательность применения указанных методов контроля опре¬деляется техноло-гическими процессами, однако визуальный контроль должен предшествовать любому другому.
Визуальному контролю подлежат все составные части арматуры, за исключением со-ставных частей, не допускаемых к повторному исполь¬зованию (прокладки, набивки и пр.). При визуальном контроле особое внимание уделяют местам, наиболее подверженным коррозионному, эрозионному и механическому изнашиванию (уплотнительные поверхности затвора, регулирующего органа, цилиндрические поверхности затвора, регулирующего органа, цилиндрические поверхности шпинделей, штоков, грундбукс, колец сальника и т.д.) . Визуальный контроль уплотнительных поверхностей производить с применением лупы 4—7-кратного увеличения.
Испытание на плотность металла и герметичность соединений в зависимости от назначения арматуры и условий эксплуатации проводят различными методами: гидравлическими, пневматическими, различными течеискателями и т.п.
Как правило, арматура АЭС испытывают водой или воздухом.
Испытание воздухом по падению давления. Из¬делие находится под внут-ренним давлением воздуха. Плотность определяется по падению давления в отсеченной по-лости. Минимально допускаемый поток протечки — 1 л. мм рт. ст./с.
Гидравлические испытания. В изделие подается вода под давлением. Контроль плотности проводится по появлению течи или потения. Максимально допускаемый поток протечки — 0,5 л. мм рт. ст./с.
Испытание воздухом с погружением в воду. Изделие находится под внутренним давлением воздуха и погружается в емкость с водой. Плотность контролируется по появлению пузырьков воздуха. Минимально допускаемый поток протечки 10-2—10-3 л. мм рт. ст./с.
Замер производится с целью определения отклонений номинальных размеров, погрешности форм и расположения поверхностей, их шероховатости и твердости от величин, указанных в технической документации на ремонт или в рабочих чертежах.
Проверку прямолинейности, овальности, конусности производят с помощью микро-метров и индикаторов, отклонения от плоскости поверхностей — с помощью метода “пятна на краску”. При применении последнего пятна краски должны равномерно располагаться по всей контролируемой поверхности.
Шероховатость определяют оптическими приборами или профилометрами, профилографами.
Определение шероховатости поверхностей до 7 и 8-го классов допускается произ-водить по образцам визуально или осязанием при условии выполнения следующих требований:
1) поверхности образцов должны быть обработаны теми же методами, что и сравни-ваемые поверхности;
2) геометрическая форма образцов должна соответствовать форме контролируемой поверхности.
Шероховатость поверхностей, недоступных для непосредственного измерения специ-альными приборами или для сравнения с образцами, допускается определять методом слепков.
Твердость поверхностей определяется приборами.
Дефектацию составных частей с резьбовыми поверхностями и крепежных изделий производят визуальным контролем и калибрами с обязательной ультразвуковой дефектоско-пией крепежных изделий. Составные части с резьбовыми поверхностями подлежат замене при срыве или смятии более одной нитки на одной из сопрягаемых резьбо¬вых поверхностей или при износе резьбы более 15% по среднему диаметру резьбы.
Допускается применение и других способов обнаружения и устранения дефектов, освоенных ремонтным предприятием, при условии обязательного выполнения требований ТУ к отремонтированной составной части.
По результатам дефектоскопии составные части сортируют по группам:
годные изделия — не имеющие повреждений, влияющих на работу и сохранившие свои первоначальные размеры или имеющие износ в пределах поля допуска по чертежу;
изделия, требующие ремонта — имеющие износ или повреждения, устранение кото-рых возможно;
дефектные изделия — подлежащие замене, имеющие износ и повреждения, устранение которых невозможно.
При разборке нескольких узлов (деталей) детали каждого узла (изделия) следует мар-кировать и складывать в отдельные ящики. Когда важно выдержать взаимное расположение деталей, метки должны ставиться так, чтобы зафиксировать нужное положение.
Для маркировки деталей арматуры можно пользоваться клеймом (незакаленные дета-ли, которые не могут деформироваться при ударах); краской (любые детали); кислотой (за-каленные и незакаленные детали); электрографом (незакаленные и закаленные стальные де-тали); бирками.
При хранении после дефектоскопии необходимо обеспечить изоляцию различных групп.
Источник
Общие сведения о разборке, притирке и сборке арматуры
Классификация арматуры. Арматура служит для управления потоком транспортируемой среды в сантехнических системах (воды, пара), изменения ее расхода, давления, перекрытия потока, раздачи потребителям и подразделяется на промышленную трубопроводную и водоразборную.
К промышленной трубопроводной арматуре относятся: запорная арматура — краны, вентили, задвижки, затворы; регулирующая арматура — регулирующие вентили, краны двойной регулировки, регулирующие клапаны, редукционные клапаны, регуляторы уровня и давления; предохранительная и защитная арматура — предохранительные, обратные подъемные, обратные поворотные и приемные клапаны; контрольная арматура — пробно-спускные краны, указатели уровня; разная арматура. К разной арматуре условно можно отнести и другие устройства, устанавливаемые на трубопроводах, — элеваторы, конденсатоотводчики и т.п. Каждая из этих групп обладает конструктивными особенностями.
По конструкции присоединительных патрубков арматуру подразделяют на муфтовую, фланцевую, цапковую, штуцерную (имеющую штуцерные присоединительные патрубки с наружной резьбой) и под приварку.
В зависимости от направления потока после прохождения арматуры различают проходную угловую арматуру (в санитарно-технических устройствах не применяются) и трехходовую арматуру, устанавливаемую обычно в местах поворота трубопровода или ответвлений от него.
По способу герметизации арматуру можно подразделить на: сальниковую, когда герметичность сопряжения подвижных элементов по отношению к внешней среде обеспечивается сальниковым устройством; натяжную, когда герметичность обеспечивается путем натяга притертых конических поверхностей у пробковых кранов; сильфонную, когда герметичность обеспечивается сильфоном, и мембранную, когда герметичность обеспечивается мембраной. Последние два вида герметизации в санитарно-технической арматуре не применяют.
По месту расположения различают арматуру, устанавливаемую: только на горизонтальных трубопроводах с вертикальным положением шпинделя или крышкой вверх; на горизонтальных и вертикальных трубопроводах в любом положении; только на вертикальных трубопроводах.
Арматуру изготовляют из серого и ковкого чугуна, стали, цветных сплавов и пластмасс.
Маркировка и обозначение трубопроводной арматуры. Вся выпускаемая трубопроводная арматура в соответствии с ГОСТ 4666-75 имеет маркировку на корпусе, выполненную отливкой, штамповкой, клеймением или гравировкой. Маркировка содержит товарный знак завода-изготовителя, условное или рабочее давление, допустимую температуру, условный проход, а также стрелку, показывающую направление потока среды. В маркировке арматуры, предназначенной для подачи среды в любом направлении, а также с выпускными концами стрелка-указатель отсутствует. На арматуре, изготовленной из стали со специальными свойствами, указывается также марка материала корпуса. Кроме маркировки выпускаемая арматура имеет отличительную окраску необработанных поверхностей корпуса у крышки, зависящую от материала основных деталей изделия. Арматура с корпусом из латуни и бронзы не окрашивается.
Для обозначения материала уплотнительных поверхностей запорных органов также используется отличительная окраска. Окрашивают маховики, рукоятки, крышки, рычаги, колпаки. Например, при уплотнительных поверхностях затвора из бронзы или латуни используют красную краску, из кожи или резины — коричневую, из эбонита или фибры — зеленую, из коррозионно-стойкой стали — голубую, из полиэтилена — серую с красными полосками по периметру или спицам и т.д. Окрашивают в цвет корпуса маховики, рукоятки, крышки и т.п. у арматуры, не имеющей вставных или наплавленных колец у затвора, т.е. с уплотнительными поверхностями, выполненными непосредственно на затворе. ГОСТ допускает замену условной окраски тиснением на фирменных табличках сведений о материалах корпуса и запорных органов, номера плавки и рабочей среды.
Для фланцевой арматуры с внутренним покрытием применяют дополнительную окраску поверхностей присоединительных фланцев по ободу.
Для удобства учета, заказа, хранения и для других целей Центральным конструкторским бюро арматуростроения (ЦКБА) в 1986 г. разработана система условных обозначений (классификатор) трубопроводной промышленной арматуры. Система состоит из комбинаций цифр и букв, условных окрасок и маркировок. Хотя она до настоящего времени не получила отражения в ГОСТах на арматуру, однако широко применяется на практике и общепринята. Наряду с классификатором пользуются кодом, полученным путем сокращения названия изделия, например КРТ — кран регулирующий трехходовой и т.д. Отдельные конструкции обозначают в этом случае только номером чертежа, по которому их изготовляют, или по другой системе с применением букв и цифр, например 3KЛ2-200-16 — задвижка клиновая литая второй модификации с условным проходом 200 мм на условное давление 1,6 МПа.
По системе ЦКБА индекс изделия включает пять элементов, расположенных последовательно:
- вид арматуры (цифровое обозначение);
- материал корпуса (буквенное обозначение);
- вид привода (цифровое обозначение); для обозначения вида привода используют однозначные числа (первая цифра трехзначного числа индекса; при отсутствии привода в индексе стоит не трехзначное число, а двузначное);
- конструкция по каталогу ЦКБА (цифровое обозначение);
- материал уплотнительных поверхностей затвора (колец) (буквенное обозначение); когда кольца отсутствуют, в индексе указывают «бк» (без колец). В случае применения внутреннего покрытия обозначение способа покрытия объединяют с обозначением материала уплотнительных поверхностей затвора.
Например, индекс «30ч925бр» обозначает задвижку (30) чугунную (ч) с электроприводом (9) конструкции, обозначенной порядковым номером 25 по каталогу ЦКБА, с уплотнительными латунными кольцами (бр); запорный муфтовый бронзовый вентиль с кожаным уплотнителем обозначается 15БЗк, где 15 — вид изделия — вентиль; Б — материал корпуса — бронза; 3 — разновидность вентиля; к — уплотнение затвора из кожи. При отсутствии привода индекс арматуры состоит из четырех элементов. После установки на трубопровод арматуру окрашивают вместе с ним.
Общие требования к водоразборной арматуре. Санитарно-техническая водоразборная арматура должна отвечать требованиям ГОСТ 19681-74, которые распространяются на смесители холодной и горячей воды для ванн, душевых установок, умывальников, моек, биде, на угловые вентили, туалетные и водоразборные краны для умывальников, моек, раковин, писсуаров и других санитарно-технических приборов при Ру
Источник