Меню

Атмосфера и атмосферное давление конспект урока 7 класс

Атмосфера и атмосферное давление.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Атмосфера и атмосферное давление. Данный урок предлагается провести в 7-м классе при изучении атмосферного давления.

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 112.31 КБ

Предварительный просмотр:

Атмосфера и атмосферное давление

Цель урока. Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).

Оборудование: стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом, насос, рычажные весы, разновесы, сосуд с водой, пустая бутылка, блюдце, пустой стакан, свечка, варёное яйцо, газета, линейка.

  1. Определение массы воздуха (по рис. 112 учебника);
  2. Доказательства существования атмосферного давления.

2. Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос)

Было задано повторить закон Паскаля.

  1. Сформулируйте закон Паскаля.
  2. Причины возникновения гидростатического давления.
  3. От каких параметров зависит гидростатическое давление.
  4. По какой формуле рассчитывается гидростатическое давление.

3. Объяснение нового материала. (лекция учителя).

В начале лекции предлагается рассмотреть вопрос о том, что такое атмосфера, из чего она состоит.

(Для этой части урока используем знания учащихся, полученные на уроках географии).

Теперь, когда мы вспомнили, что такое атмосфера и из чего она состоит, давайте проведём опыт, позволяющий найти массу воздуха.

Определение удельного веса воздуха.

Воздух является веществом и поэтому имеет вес.

Взвесим 1 литр воздуха.

Возьмём круглую колбу и установим её на штативе горлышком вниз. Сверху к ней подведём стеклянную трубку с присоединённым шлангом. Через этот шланг начнём наполнять колбу паром, который будет получаться в колбе с водой, установленной над спиртовкой.

Через короткое время весь воздух будет вытеснен из колбы водяным паром. Теперь быстро вынем стеклянную трубку и плотно заткнём колбу пробкой. Кран на стеклянной трубке, продетой через пробку, должен быть закрыт. После того как колба остынет, взвесим её.

После того как мы записали вес колбы, откроем кран. Воздух моментально заполнит колбу. Взвесим её ещё раз. Записав результат, вынем пробку и нальём в колбу воды столько, чтобы её поверхность дошла точно до того места, где находился нижний край пробки. Измерим объём использованной нами воды. Для этого достаточно перелить её в мензурку или взвесить.

Теперь разберёмся в том, что мы проделали. После того как колба была закрыта, в ней оставался только водяной пар — воздуха там больше не было. Когда колба остыла, большая часть пара сконденсировалась в воду, так что в колбе возник сильный вакуум. Разница в весе при двух первых измерениях и показывает нам вес того количества воздуха, который заполнил колбу после того, как мы открыли кран. Так как мы уже измерили объём колбы, то, имея все эти данные, без труда вычислим вес литра воздуха.

Вес зависит от температуры. При +15 градусах Цельсия 1 литр воздуха весит примерно 1,2 грамма. Это значит, что он имеет массу примерно 1,2 грамма. Удельный вес воздуха составляет, таким образом, 0,0012 грамма на кубический сантиметр.

Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах.

Опыт 1. Перевёрнутый стакан . (Учитель показывает опыт, а ребята с его помощью объясняют).

Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Опыт 2. Тяжёлая газета. (Учитель показывает опыт, а ребята с его помощью объясняют).

Положим небольшую тонкую дощечку на край стола так, чтобы одна её половинка свешивалась над полом. Стоит нам слегка прикоснуться к её висящему концу рукой, как дощечка тут же упадёт на пол.

Положим дощечку опять на прежнее место и закроем газетой её конец, лежащий на столе (так, как это показано на рисунке). Тщательно разгладим газету таким образом, чтобы она плотно прилегала к столу и нашей дощечке, а также аккуратно примнём газету по краю дощечки.

Опыт 3. Сухая монетка. (Учитель показывает опыт, а ребята с его помощью объясняют).

Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложи товарищу взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли он сообразит, как это сделать. А фокус в том, что воду надо отсосать. Но не ртом, конечно. Ведь неизвестно, где эта монета валялась, в каких руках она побывала.

Возьми тонкий стакан, ополосни его кипятком и опрокинь на тарелку рядом с монетой. Теперь смотри, что будет.

Воздух в стакане начнет остывать. А ты, наверное, уже слышал, что холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Мы об этом еще поговорим в свое время подробнее. Так или иначе, стакан, словно медицинская кровососная банка, начнет всасывать воду, и вскоре вся на соберется под ним. Теперь подожди, пока монета высохнет, и бери ее, не боясь замочить пальцы!

Опыт 4. Магдебургские тарелки . (Учитель показывает опыт, а ребята с его помощью объясняют).

В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

С помощью изобретённого им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно сложённых медных полушариях, имевших диаметр около метра. Для того чтобы оторвать полушария одно от другого, в каждое из них пришлось запрячь по восьми сильных лошадей. Шестнадцать лошадей должны были напрячь все свои силы для того, чтобы преодолеть давление воздуха на внешние стороны полушария. Это давление составляло примерно 7 тысяч килограммов. Этим наглядным опытом Отто Герике убедительно показал, что воздух также представляет собой вещество, которое способно оказывать мощное давление.

Предлагаю сделать аналогичный опыт с помощью более простых средств.

Проделаем похожий опыт со стаканами.

Возьмём два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги, ножницы. Поставим зажженный огарок свечи в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоёв газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного больше, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана осталась открытой. Смочив бумагу водой, мы получим эластичную прокладку, которую и положим на верхний край первого стакана.

Осторожно поставим на эту прокладку перевёрнутый второй стакан и прижмём его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись рукой за верхний стакан, поднимем его. Мы увидим, что нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним.

Почему это произошло?

Огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, а, как мы уже знаем, нагретый воздух расширяется и становится легче, поэтому часть его вышла из стакана. Когда мы медленно приближали к первому стакану второй, часть содержавшегося в нём воздуха также успела нагреться и вышла наружу. Значит, когда оба стакана были плотно придавлены один к другому, в них было меньше воздуха, чем до начала опыта. Свеча потухла, как только был израсходован весь содержащийся в стаканах кислород.

После того как оставшиеся внутри стакана газы остыли, там возникло разряжённое пространство, а воздушное давление снаружи осталось неизменным, поэтому оно плотно придавило стаканы один к другому, и когда мы подняли верхний из них, то и нижний поднялся вместе с ним. Стаканы были бы ещё гораздо сильнее прижаты друг к другу, если бы нам удалось создать внутри них совершенно пустое пространство. рис. 9

Опыт 5 (моделирующий дыхание). Модель дыхания.

Собираем установку, изображённую на рисунке, где полиэтиленовый мешок, стеклянная трубка, 3 — резиновый воздушный шарик, два кольца из толстой проволоки, 5 — нитки.

При деформации полиэтиленового мешка наблюдают изменение объёма резинового шарика. Подобные процессы происходят при дыхании. Показывая поперечный разрез грудной клетки человека, учитель объясняет сущность процесса дыхания и роль рёбер, диафрагмы и т. д.

Данные опыты являются неоспоримыми доказательствами существования атмосферы и атмосферного давления.

А теперь посмотрим, как научились люди использовать атмосферное давление в жизни, например, в медицине.

Для этого совершим экскурсию в школьный медпункт, где школьная медсестра расскажет нам о некоторых медицинских приборах, основанных на применении атмосферного давления.

После экскурсии, в качестве домашнего задания, вам надо будет заполнить следующую карточку.

Источник

Методическая разработка урока в 7 классе «Атмосферное давление»
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Разработка содержит конспект урока по данной теме, презентацию, раздаточный материал в форме инструктивной карты, которую можно раздать во время урока или вклеить заранее в тетради детей, а также видео, содержащеее объяснение опыта с магдебургскими полушариями.

Скачать:

Вложение Размер
Инструктивная карта урока 23.35 КБ
конспект урока «Атмосферное давление» 27.42 КБ
Презентация к уроку 264.11 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения и выводы

Индивидуальное письменное упражнение на знание физических величин

Предложенные слова: давление, материя, опыт, единица измерения давления, цена деления, закон Паскаля, давление газа, сила трения, путь, закон Гука, сообщающиеся сосуды, весы, расстояние, траектория.

«Из курса географии»

Фронтальная беседа с классом

_____ _____ _____ _____ _____ _____

Внимательно проследи за демонстрацией опытов

Какое явление ты наблюдал:______________________________________

Внимательно проследи за демонстрацией эксперимента

Определи массу воздуха в кабинете

Запиши полученный ответ: m=_________

Экспериментальная работа в парах

Продумайте и проделайте всевозможные эксперименты с предоставленными вещами

Результаты исследования запиши в таблицу

Восстановите предложения, заполнив пустые графы предложенными терминами.

Вокруг Земли существует ______________ , которая удерживается благодаря _______________________. Воздух имеет ________ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________________и давление _____________.

Вставляемые слова: уменьшается, атмосфера, увеличивается, вес, притяжение Земли, не изменяется , сила отталкивания.

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Атмосферное давление. Вес воздуха».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

из курса географии вспомнить общие понятия

атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов)

создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Название этапа урока

Создание эмоционального настроя.

Вхожу в класс, приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих.

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Тема урока : Атмосферное давление. Вес воздуха.

Настраиваются на урок

Дети пытаются ответить на вопросы, но не всем удаётся.

Ученики записывают тему урока в тетрадь:

Атмосферное давление. Вес воздуха.

— стремление приобретать новые знания

Определение цели урока

Определим цель урока глядя на тему.

Цель урока: из курса географии вспомнить строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

Ребята, если вы поработаете на уроке плодотворно, то сможете ответить на вопросы: Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье?

Обучающиеся ставят цели

— сознавать познавательную задачу.

— принимать и сохранять учебную задачу.

Прежде, чем приступить к новой теме вспомним термины, которые изучили на прошлых уроках? Для этого Вам необходимо вспомнить термины по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», которые пригодятся нам сегодня на уроке.

Упражнение «Подчеркни нужное»

Сравните свои результаты со слайдом. За каждый верно подчёркнутый термин поставьте себе балл в карту урока.

А теперь из курса географии давайте вспомним:

Что такое атмосфера, каково её строение?

Назовите слои атмосферы.

Какие физические характерис тики атмосферы вам известны из курса географии?

Какие из этих величин изменяются с высотой?

Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения?

Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли?

Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Плотность воздуха уменьшается с высотой.

Учащиеся работают с подчёркиванием терминов используемых ранее при изучении темы.

Воздушная оболочка Земли.

Ионосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера

Влажность, температура, плотность, давление.

Температура, плотность, давление.

Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению.

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах, а в этом помогут нам сами учащиеся.

Опыт1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Опыт 2. В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во

всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

Просмотрим опыт . Какая же сила сжимала полушария?

Какой вывод мы можем сделать, просмотрев эти опыты?

А сейчас выясним, имеет ли воздух массу?

Опыт 3 : Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике?

Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим?

Задача. Определить, какую массу имеет воздух, находящийся в кабинете физики, если длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м.

Что мы можем найти по этим данным?

А следовательно и объём воздуха в кабинете.

А как можно определить массу воздуха, зная его объём и плотность?

Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.

Смогли бы мы выдержать такую тяжесть?

Значит должно ей что – то противостоять. Что это может быть?

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?

Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела. Следующий опыт поможет нам понять это.

Опыт 4. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

Дети пытаются сформулировать

Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением.

Учащиеся наблюдают за учителем, предлагают свои версии, приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует.

Надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.

Дети называют формулу.

Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 1/4 тонны.

Такое же давление существует внутри нашего тела.

— осуществлять анализ, синтез, делать вывод.

— действовать по плану.

— осваивать новые виды деятельности.

Дети проделывают упражнения.

Первичное закрепление новых знаний.

Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету. На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:

Дети проделывают опыты и заполняют таблицу

Подведение итогов урока.

Итак, в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы

выдерживаем такое давление?

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пустографки.

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.

На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, мы узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.

Дети отвечают на вопрос учителя

Обменяйтесь работами и оцените друг друга

Рефлексия и постановка домашнего задания.

– задание №10 на стр.98 (1, 3, 4);

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

– задание №10 на стр.98 (1, 3, 4);

— контролировать процесс и результаты деятельности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ . ВЕС ВОЗДУХА.

Цель урока: Вспомнить строение атмосферы Земли. Убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

«Подчеркни нужное» Д авление , материя, опыт, единица измерения давления , цена деления, закон Паскаля , давление газа , сила трения, путь, закон Гука, сообщающиеся сосуды , весы, расстояние, траектория.

Атмосферное давление — э то давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

«Восстановите предложения» Вокруг Земли существует атмосфера , которая удерживается благодаря притяжению Земли. Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. С увеличением высоты плотность атмосферы уменьшается и давление уменьшается.

Цель урока: Вспомнить строение атмосферы Земли. Убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

Оцени свою работу: 15 – 14 б. — «5» 13 – 10 б. – «4» 9 – 7 б. – «3» Менее 7 б – «2»

Что тебе понравилось на уроке? Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… Мне захотелось…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сместить акцент с технократического подхода на нравственно — этический? Как помочь детям пройти путем великих открытий, затрагивая самые значимые понятия — высоконравственные качества знаменитых у.

Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме «Атмосферное давление» с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны.

Методическая разработка урока физики в 7 классе включает разработку урока с использованием интерактивной доски, включает разработку урока в программе Notebook, презентацию.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию.

Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода.

Урок разработан с учетом всех требованиям к современному уроку по ФГОС с применением системно — деятельностного подхода к УМК «Сферы»: География. Планета Земля. .

Источник

Читайте также:  Давление у ребенка 5 лет таблица для девочек
Adblock
detector