Меню

Атмосферное давление на различных высотах 7 класс конспект урока

План – конспект урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах
план-конспект урока по физике (7 класс)

План – конспект урока в 7 классе

Тема урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Скачать:

Вложение Размер
7_klass_barometr-aneroid._atmosfernoe_davlenie_na_razlichnyh_vysotah.docx 36.6 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Предмет : физика, класс 7

Учитель Сиваш Татьяна Петровна, МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Тема урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Цель урока: закрепить знания об атмосферном давлении;объяснить изменение атмосферного давления с изменением высоты на основании молекулярно-кинетических представлений; познакомиться с устройством и дать понятие о принципе действия барометра – анероида; развивать навыки решения задач.

Методические цели урока:

Образовательные: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида , научиться пользоваться ими;научить рассчитывать по показаниям барометра (высотомера) высоту (глубину) над уровнем моря.

Развивающие: развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования.Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

1. p атм. = p рт = p в

2. p рт = g • ρ рт • h рт

3. g • ρ рт • h рт = g • ρ в • h в

ρ рт • h рт = ρ в • h в

4. p 1 = 9,8 • 13600 • 0,74=98627,2(Па)

p 2 = 9,8 • 13600 • 0,78= 103958,4(Па)

4.F=100000000 • 0,0000001=10 (H)

  1. Этап актуализации знаний
  1. Что представляет собой атмосфера Земли?
  2. Вследствие чего создается атмосферное давление?
  3. Опишите и проведите опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.
  4. Почему нельзя рассчитывать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?
  5. Объясните, как с помощью трубки Торричелли можно измерить атмосферное давление.
  6. Что означает запись «атмосферное давление равно 740 мм рт. ст.»?
  7. Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
  8. Скольким гектопаскалям равно давление ртутного столба высотой 1 мм?
  9. Почему давление многокилометрового слоя воздуха над поверхностью Земли уравновешивается давление столбика ртути высотой всего 76 мм?
  10. Объясните эксперимент. Если взять алюминиевый бидон, закрыть крышкой и перевернуть – крышка упадет. Если бидон заполнить водой, закрыть крышкой и перевернуть, то крышка не упадет. Почему?

4. Этап постановки целей и задач урока

На этом уроке продолжим разговор об атмосферном давлении и о приборах для его измерения. С каким прибором для измерения атмосферного давления мы уже познакомились? (Ртутный барометр).

Скажите, а как же измерять высоту полета – летчикам, глубину шахты – шахтерам? Пассажирам стюардесса всегда сообщает, на какой высоте летит самолет. Как это она узнает?

Ртутный барометр в данных случаях очень не удобен для измерения атмосферного давления. Нужен другой по конструкции прибор.

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида , научиться пользоваться ими; научить рассчитывать по показаниям барометра (высотомера) высоту (глубину) над уровнем моря.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах».

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Ртутные барометры использовались более двух веков, и лишь в середине 19 века был сконструирован первый безжидкостный барометр. Его назвали барометр-анероид (от греческого слова «анерос» – безжидкостный).

Внешний вид барометра показан на слайде. Главная часть его – металлическая коробочка 1 с волнистой поверхностью. Из этой коробочки откачан воздух, а чтобы атмосферное давление не раздавило коробочку, её крышку пружиной 2 оттягивают вверх. При увеличении атмосферного давления крышка прогибается вниз и натягивает пружину. При уменьшении давления пружина выпрямляет крышку. К пружине с помощью передаточного механизма 3 прикреплена стрелка – указатель 4, которая передвигается вправо и влево при изменении давления. Под стрелкой укреплена шкала, деления которой нанесены по показаниям ртутного барометра.

Барометры – анероиды очень надежны и компактны по сравнению с ртутными барометрами. Хотя с течением времени упругость мембраны, которая воспринимает изменения атмосферного давления, уменьшается, и показания становятся неточными.

Такие барометры фиксируют изменения давления при перемещении его на высоту два-три метра. Так как с увеличением высоты над землей атмосферное давление падает, то при помощи барометра можно определять высоту подъема над поверхностью Земли.

При малых подъемах атмосферное давление падает примерно на 1 мм рт.ст. на высоту 12 м. Такая зависимость используется в приборах, которые измеряют высоту подъема тела – высотометров.

Используя барометр-анероид можно определить высоту здания. Измерив, давление у основания и на крыше здания, используя известное соотношение, вычисляется высота здания.

Обобщение: знание атмосферного давления важно для предсказывания погоды на ближайшие дни, так как изменение атмосферного давления связано с изменением погоды. Барометр – необходимый прибор при метеорологических наблюдениях.

Атмосферное давление на различных высотах

  • Почему плотность жидкости на различных глубинах почти одинакова? (из-за малой сжимаемости жидкости.)
  • А одинаковая ли плотность газов на разных высотах? (нет, чем ближе к поверхности Земли, тем плотность газов больше (вследствие явления тяготения), а значит газ сжат сильнее. А чем сильнее сжат газ, тем больше ударов молекул о поверхность тела, а значит, тем большее давление он производит.)

Вывод: давление воздуха на тело при его поднятии над поверхностью Земли уменьшается не только потому, что уменьшается высота столба воздуха над ним, но и потому, что уменьшается плотность воздуха.

Исходя из наблюдений замечено, что атмосферное давление на уровне моря, в среднем равно 760 мм рт. ст. Это давление и называют – нормальным атмосферным давлением (при температуре 0 0 С).

760 мм рт. ст. = 101300 Па.

Из наблюдений и опытов замечено, что на каждые 12 метров подъема давление уменьшается на 1 мм рт. ст.

Исходя из зависимости давления от высоты, по показаниям барометра можно определить высоту над уровнем моря (или глубину шахты).

Для того чтобы рассчитать высоту (глубину) над уровнем моря, необходимо:

h= • 12, где p 1 – конечное давление, p 0 – нормальное атмосферное давление.

Был сконструирован прибор для измерения высоты по атмосферному давлению – высотомер (альтиметр). Он применяется в авиации.

6. Этап обобщения и закрепления нового материала

  • Что такое атмосферное давление?
  • Какими приборами его измеряют?
  • Из чего состоит барометр?

Задача 1. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе показывает 763 мм рт.ст., а при выходе в метро – 760 мм рт.ст.? (Ответ: 36м)

Задача Л. № 580 (Ответ: 481м)

Задача2. Давление, развиваемое насосом водонапорной башни, равно 500кПа. На какую высоту сможет поднимать воду такой насос?(Ответ: 50м)

7. Контроль и самопроверка знаний

Использование презентации: вывести правильные ответы.

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Что не понравилось?
  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?
  • А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание:§43,44, упр.21 (1,2), Л. № 521

1.Изобразить воздушный шар у

подножия горы и на вершине горы

1.Изобразить воздушный шар у подножия шахты и внутри шахты.

2. Определите глубину шахты, если на ее дне барометр показывает 109297 Па, а на поверхности Земли — 103965 Па. Ответ: 481 м.

2.У подножия горы барометр показывает 98642 Па, а на ее вершине — 90317 Па. Используя эти данные, определите высоту горы. Ответ: 751 м.

На какой высоте летит самолет-опылитель, если барометр в кабине летчика показывает 100 641 Па, а на поверхности Земли давление нормальное?

При входе в метро барометр показывает 101,3 кПа. Определите, на какой глубине находится платформа станции метро, если барометр на этой платформе показывает давление, равное 101 674 Па.

Самостоятельная работа учащихся

1.Изображение шара на вершине горы больше, чем у подножия горы.

1. Изображение шара внутри шахты меньше, чем у подножия шахты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики для 7 класса по теме «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах».

План-конспект урока для учителей работающих по учебнику Е.М.Домогацких «География, 6 класс», издательство «Русское Слово».

Урок, на котором закрепляют знания об атмосферном давлении; объясняют изменение атмосферного давления с изменением высоты на основании молекулярно-кинетических представлений; знакомится с устройством .

Презентация для 7 класса.

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме: «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах».

Образовательная цель урока: изучение устройства барометра-анероида, выяснение зависимости атмосферного давления от высоты.Деятельностная цель: понять принцип действия и устройство барометра-анеро.

Презентация к уроку на тему: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Источник

Конспект урока физики в 7 классе: «Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

Цель урока: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида

-обучающие: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида, научиться применять их в жизни;

-развивающие: развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные, экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся;

-воспитывающие: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, барометр, нетбуки с электронным учебником.

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Преподаватель приветствует учащихся, визуально проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.

Показывают готовность к уроку

На прошлом уроке мы с вами изучали атмосферное давление и ртутный барометр. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Почему возникает атмосферное давление? (Слои воздуха давят друг на друга)

Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле P=ρ gh ?

(пэ равно рож и аш? Плотность воздуха не равномерна, нет четкой границы атмосферы – не можем вычислить высоту столба)

Расскажите об опыте Э. Торричелли. Дайте его объяснение. Как назвали прибор для измерения давления? (Трубку с ртутью запаянную с одной стороны и закрытую с другой, опускали в сосуд и открывали…Давление воздуха..Ртутный барометр)

Каково соотношение 1 мм рт.ст. и 1 Па? (1 мм рт ст =133,3 Па)

В чём неудобство, на ваш взгляд, измерения ртутным барометром атмосферного давления на практике? (Ртуть опасна, нельзя взять с собой — разобьется)

Найдите закономерность и разделите на группы термины

Осмысливают задачи урока

Прибор для измерения данной величины

Итак, первый столбик – это физические величины, второй – единицы измерения, третий – прибор для измерения

— Все ли термины вам знакомы? Со всеми ли мы знакомились в курсе физики 7 класса? (Появился термин «барометр-анероид»)

— Да, здесь появился новый термин «барометр-анероид». Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

(изучить устройство и принцип действия барометра-анероида)

— Итак, тема сегодняшнего урока «Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах«. Откройте тетради и запишите тему.

Выдвигают свои гипотезы, находят правильные ответы

Применяют знания по физике и свой жизненный опыт.

Изучение нового материала

Обратите внимание на карточки. Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

До середины XIX в. для измерения атмосферного давления применяли лишь жидкостные (главным образом, ртутные) барометры, изобретенные Э. Торричелли. В настоящее время, в практике для измерения атмосферного давления используется металлический барометр, называемый анероидом (безжидкостный), не содержащий ртути. Но деления шкалы такого барометра нанесены по показаниям ртутного барометра.

Основной частью барометра – анероида является круглая металлическая коробка 1 с волнистыми (гофрированными) основаниями. Путем откачивания воздуха внутри этой коробки создано сильное разрежение. При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя (прогибающаяся) поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину 2. При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма 3 прикреплена стрелка-указатель 4. Эта стрелка перемещается по шкале.

Барометры-анероиды менее надежны, чем ртутные, так как содержащиеся в них пружины и мембраны со временем изменяют свою упругость. Однако вследствие своей портативности и отсутствия жидкости они более удобны в обращении и потому широко используются на практике.

Барометры являются необходимыми приборами в метеорологических исследованиях, так как знание атмосферного давления важно для предсказания погоды на ближайшие дни.

Чувствительность анероидов настолько высока, что даже при поднятии барометра на 2—3 м стрелка-указатель прибора заметно перемещается. Это позволяет обнаружить постепенное изменение атмосферного давления даже при перемещении по лестнице дома или на эскалаторе в метро.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Наблюдают, слушают, осмысливают, запоминают.

(происходит развитие познавательных, коммуникативных компетенций)

Очень важно уметь пользоваться таким барометром. По нему можно предсказать погоду. Этот прибор используется в авиации, при подъемах в горы, в геологических экспедициях, при управлении морским и речным транспортом.

(Демонстрируется модель барометра-анероида)

СЛАЙД 9.Какое атмосферное давление регистрирует прибор? (р =1000 гПа

СЛАЙД 9.Какое давление в паскалях показывает контрольная стрелка барометра? (994 гПа, 746 мм рт.ст.)

Устали? ! Давайте немного отдохнем. Представьте себя столбиком ртути (Руки по швам) Столбик ртути опускается – атмосферное давление понижается – вероятность дождя увеличивается (приседаем). Не забудьте взять зонтик!! (руки над головой) Исходное положение. Столбик ртути поднимается – атмосферное давление увеличивается – будет ясная солнечная погода. (поднимается на цыпочки) Не забудьте надеть панаму. (воображаемый жест одевания панамы)

Применение полученных знаний на практике

У подножья горы барометр показывает 760 мм ртутного столба, а на вершине горы 724 мм ртутного столба. Какова высота горы, если известно, что в среднем на каждые 12 м подъем давления уменьшается на 1 мм рт. столба.

Определите, какую силу надо приложить к рыбе-прилипале, чтобы на берегу ее оторвать от лодки, если площадь присоски 2 см 2 , а давление 760 мм рт.ст.?

РЕШАЕТ УЧЕНИК У ДОСКИ

5. Задача Шерлока Холмса. Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил? («Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.)

В группах знакомятся со шкалой барометра-анероида и измеряют атмосферное давление.

Рассчитывают силу давления книги на стол, используя данные интерактивной задач, делают записи в тетради. Ответ проверяют на интерактивной доске.

(развивают общеучебные, познавательные, рефлексивные компетенции).

Обсуждение влияния атмосферного давления на организм человека

Я сейчас выдам вам на парту карточки. Прочитайте внимательно текст, а затем в ТЕТРАДИ! Обратите внимание, не в карточке выполните задание представленное после текста

Обсуждают вопросы, воспринимают информацию сообщаемую учителем.

1. Какой прибор для измерения атмосферного давления мы сегодня изучили? Каков принцип его действия?

2. Какое атмосферное давление называют нормальным?

3. Как объяснить, что атмосферное давление уменьшается с высотой?

Организует рефлексию урока, выставляет оценки за урок.

Был ли интересным изученный материал?

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства?

Испытываю ли я эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока?

ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Задача1. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе показывает 863 мм.рт.ст., а при выходе в метро – 760 мм.рт.ст.?

Задача2. Атмосферное давление равно 750 мм.рт.ст. Чему равна высота ртутного столбика в трубке Торичелли?

Задача3. Каково показание ареометра на уровне высоте Останкинской телевизионной башни (540м), если внизу показания ареометра 100641 Па?

Задача 4. Давление, развиваемое насосом водонапорной башни, равно 500кПа. На какую высоту сможет поднимать воду такой насос?

Схема барометра анероида

Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

Схема барометра анероида

Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

Источник

Читайте также:  Мочегонные при низком артериальном давлении
Adblock
detector