Урок в 7-м классе «Воздушные массы и постоянные ветры»
Разделы: География
- Продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере и климате Земли.
- Сформировать представление о зависимости между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления – выяснить механизм образования ветров, показать значение ветров в формировании климата.
- Продолжить формирование умений «считывать» нужную информацию с карт.
Оборудование: карта полушарий, атласы, учебник.
Тип урока: комбинированный.
- На доске сделать схему Земного шара, подписать широты.
- Нанести на схему области высокого и низкого давления, объяснить механизм их образования.
- Изобразить нисходящие и восходящие потоки воздуха стрелочками.
- Расставить условными знаками осадки на тех широтах, на которых они выпадают, объяснить причины их выпадения.
- Используя атлас стр. 7, объяснить особенности размещения осадков по территории Земли, объяснить причины такого размещения.
II. Сообщение новых знаний.
Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
- Что такое воздушные массы? (Сима.)
- Какие они бывают? (Максим.)
- Какие ветры есть на Земле? (Женя.)
- Какую погоду ветры приносят? (Анжела.)
- Ветры, дующие от 30-тых широт к экватору, называются пассатами, (учащиеся подписывают на схеме в тетради, один учащийся на схеме на доске). (см. Приложение № 4)
- Ветры, дующие от 30-тых широт к 60 –тым – западные ветры. Они могут быть юго-западного, западного и северо-западного направления.
- Ветры, дующие от полюсов – северо-восточные в северном полушарии и юго-восточные в южном полушарии.
Мы сегодня познакомились с воздушными массами и выяснили, что это большой объём воздуха с характерными температурами, влажностью и прозрачностью. Их название происходит от названия широт, в которых они сформировались и влияют на формирование климата и погоду. А также познакомились с механизмом образования ветров и их ролью в формировании климата – они приносят воздушные массы, способствуют смене погоды.
Спрашиваются в первую очередь те дети, которые ставили в начале урока для себя задачи, отвечая на вопрос учителя, что бы они хотели узнать на уроке.
- Что такое воздушные массы, как влияют они на климат, Сима?
- Максим, какие воздушные массы бывают, и от чего зависит их название?
- Какие ветры образуются на Земле, причины их образования, Женя?
- Какое влияние на погоду оказывают ветры, Анжела?
Источник
Разработка урока по географии 7 класса на тему «Воздушные массы и господствующие ветры»
Сформировать понятия: «воздушная масса», «типы воздушных масс», «постоянные ветры»;
Научить определять направление господствующих ветров, в зависимости от поясов атмосферного давления и силы Кариолиса.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии 7 класса на тему «Воздушные массы и господствующие ветры»»
Тема урока: «Воздушные массы и господствующие ветры» 7 класс
Сформировать понятия: «воздушная масса», «типы воздушных масс», «постоянные ветры»;
Научить определять направление господствующих ветров, в зависимости от поясов атмосферного давления и силы Кариолиса.
Учащиеся должны уметь:
— Называть типы воздушных масс;
— Называть постоянные ветры;
— Объяснять направление господствующих ветров в зависимости от давления и действия силы Кариолиса.
К началу изучения темы этого урока у учащихся есть теоретические знания об особенностях распределения атмосферного давления на Земле, составлена схема на предыдущем уроке «Распределение температуры воздуха и осадков».
Физическая карта полушарий, глобус. Карточки с терминами. Оборудование для опыта: воронка, стакан, вода.
Изучение нового материала. Воздушные массы
Учитель вывешивает на доске карточку с термином «воздушная масса» и сначала предлагает ученикам самим сформулировать определение. Затем, если у учащихся не получается, можно дать подсказку – термин состоит из двух слов, поменяйте слова местами: «масса воздуха» и т. д.
Виды воздушных масс ученики также способны определить сами. Для этого следует дать подсказку – схема прошлого урока.
— Выделяют четыре воздушные массы. Посмотрите на схему внимательней, и вы увидите их.
Если учащиеся все же затрудняются выделить воздушные массы, следует дать другую подсказку:
— Вы только что сказали, что воздушные массы – это участки тропосферы, отличающиеся компонентами климата. Покажите участки тропосферы, отвечающие этим показателям.
Выделяют экваториальные, тропические, умеренные и арктические воздушные массы.
— Итак, мы определили виды воздушных масс. Следует провести их сравнение. Для этого заполните таблицу. (Колонки можно заполнять словами «высокая» и «низкая».)
Влажность (количество осадков)
Пример заполненной таблицы
Влажность (количество осадков)
Меняется по сезонам
Направление господствующих ветров
Этот пункт можно начать изучать со схемы, которую учитель предлагает детям заполнить самостоятельно, т. к. подобную схему учащиеся уже составляли на прошлом уроке, только на горизонтальной линии. Сейчас же следует показать ветры на круге, изображающем Землю, районы высокого и низкого давления.
После того как ученики отметили области разного давления, учитель просит напомнить, как зависит направление ветра от давления. (Ветры дуют из областей высокого в области низкого давления.) После этого учитель просит показать направление ветров на схеме. Ученики показывают стрелки от областей с высоким давлением к областям низкого давления.
— Меняются ли области высокого и низкого давления? (Нет.)
— Значит ли это, что ветры в этих областях не меняют своего направления? (Да.)
— Таким образом, мы можем сделать вывод, что господствующие ветры на Земле имеют такое направление, как на нашем рисунке. Дайте им название.
К доске вызывается один из учеников, заполняет схему на доске:
— ветер, дующий от южного тропика до экватора – южный;
— от северного тропика к экватору – северный;
— от северного тропика к умеренным широтам – южный;
— от южного тропика к умеренным широтам – северный;
— от северного полюса к умеренным широтам – северный;
—от южного полюса к умеренным широтам – южный.
— Но на самом деле эти ветры не имеют такого направления, какое мы определили! Вы спросите: почему? Есть сила, отклоняющая тела в северном полушарии вправо, а в южном – влево. Она называется силой Кариолиса.
Здесь учитель демонстрирует опыт с воронкой, стаканом и водой. Опыт заключается в том, что учитель наливает воду в воронку и вода, выливаясь в стакан, закручивается вправо. Опыт можно повторить несколько раз. Затем учитель сообщает, что в южном полушарии вода закручивалась бы влево.
Затем учитель предлагает одному из учеников отклонить стрелки ветров на рисунке у доски.
После этого на схеме подписываются новые названия направлений ветров.
Учащиеся самостоятельно дают названия ветрам. Затем все вместе проверяют.
От тропиков к экватору дуют пассаты: в северном полушарии
— северо – восточные, в южном – юго – восточные. В умеренных широтах господствуют западные ветры. В северной полярной области дуют северо – восточные ветры, в южном полярном поясе – юго – восточные ветры.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в каждом полушарии получилось несколько ветров с одинаковым названием. Вопрос: как их отличать? Ученики предлагают свои версии, учитель дает подсказку:
— Как называются ветры, дующие в направлении экватора? (Пассаты.)
Термин пассаты подписывается на схеме.
Пользуясь картами атласа, определите, какие воздушные массы господствуют в нашей местности? Ветры каких направлений преобладают в нашей местности? Объясните свой ответ. Предположите, изменилось бы направление ветра, если бы мы жили в пункте с координатами 55 с. ш. 70 в. д.
Источник