Меню

Авто грачева луаз 967 на пневматиках низкого давления скб зил

Внедорожные автомобили СКБ В.А. Грачева

Виталий Андреевич Грачев — один из самых известных советских автомобильных конструкторов, создатель школы проектирования внедорожных и полноприводных автомобилей в нашей стране. В 20-е годы учился в Томском политехническом институте. В 1932 году пришел работать на только что построенный в Горьком автозавод ГАЗ. В 30-е годы разрабатывал трехосные автомобили повышенной проходимости: ГАЗ-ААА, ГАЗ-АААА, ГАЗ-21. К 1938 году, оценив бесперспективность идеи повышения проходимости за счет добавления третьего моста, убедил руководство автомобильной промышленности начать разработку полноприводных автомобилей. В тот период выпуск автомобилей со всеми ведущими осями казался невозможным из-за отсутствия возможности производства сложных шарниров равных угловых скоростей ШРУСов. Грачев, на основе американских разработок, сумел создать работоспособный и пригодный для серийного производства отечественный ШРУС, открыв дорогу к производству в СССР полноприводных грузовых и легковых автомобилей.

Первый полноприводный автомобиль Грачева, легковой ГАЗ-61 (на базе «Эмки») показал чудеса проходимости по сравнению с прежними трехосными и полугусеничными внедорожниками. Но развернуть его массовое производство помешала война. Тем не менее, небольшая партия выпущенных пассажирских ГАЗ-61-73 использовалась на фронте в качестве служебных автомобилей знаменитых полководцев Г.К. Жукова, И.С. Конева и других. А пикапы ГАЗ-61-417 принимали участие в боевых действиях в качестве артиллерийских тягачей. Под руководством Грачева созданы более простые и дешевые джипы ГАЗ-64 и знаменитый ГАЗ-67, а также бронеавтомобиль БА-64 и опытная колесная самоходная пушка ГАЗ-68/КСП-76.

В 1944 году В.А. Грачев назначен Главным конструктором строившегося в Днепропетровске автозавода ДАЗ, где проектировал первые в стране автопогрузчики с гидроподъемником, перерабатывал ЗИС-150 в оригинальный грузовик ДАЗ, создал большой автомобиль водоплавающий БАВ, который был запущен в серийное производство, как ЗИС-485. После того, как по приказу Л.П.Берии ДАЗ в 1951 году был перепрофилирован, В.А. Грачев стал Заместителем главного конструктора ЗИСа и переехал в Москву.

25 июня 1954 года, по предложению Министра обороны Г.К. Жукова Совет министров СССР принял решение о создании специальных конструкторских бюро по разработке колесных вездеходов на ряде советских автозаводов. На ЗИСе такое КБ возглавил Виталий Андреевич.

50-е годы ушли на создание поисковых конструкций, на которых отрабатывались конструктивные решения для полноприводных трехосных и четырехосных грузовых шасси, в том числе плавающих. Появились первые машины с равно расположенными по базе мостами. В 1957 году закончен проект восьмиколесного артиллерийского тягача ЗИЛ-134/АТК-6, который был рекомендован к серийному производству, но по ряду причин не освоен. К исходу 50-х испытывались первые образцы автомобилей-носителей вооружения ЗИЛ-135 и ЗИЛ-135Б. Изначально их пытались сделать плавающими, но потом от этой идеи отказались, и следующие образцы серии ЗИЛ-135Е, ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135Л были выполнены в виде обычных грузовиков.

Семейство внедорожных четырехосных автомобилей ЗИЛ-135 предназначалось для монтажа различных систем вооружения. Эти машины отличались необычной компоновочной схемой с двумя двигателями, каждый из которых приводил через свою коробку передач и свою раздаточную коробку колеса своего борта. В 60-е годы автомобили ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135М были освоены Брянским автозаводом БАЗ. Правда, Грачев настаивал на применении на них автоматических коробок передач с гидротрансформатором, позволявшим плавно передавать крутящий момент на бездорожье. Но руководство БАЗа категорически отказалось осваивать коробку-автомат и в серию 135-е машины пошли с обычными механическими коробками. На вооружении Советской армии модификации автомобилей ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135М стояли до конца существования Советского Союза, и в настоящее время такие машины еще остаются боевыми единицами в вооруженных силах разных стран.

В 60-е годы в СКБ В.А. Грачева разработаны такие уникальные вездеходы, как амфибия-гигант ЗИЛ-135П «Дельфин», автомобиль на колесах очень большого диаметра ЗИЛ-Э167, грузовик с электрической трансмиссией ЗИЛ-135Э, автомобиль со стойками самолетного шасси ЗИЛ-135МШ, а также машины с необычными колесно-гусеничными движителями.

В то же время во второй половине 60-х перед СКБ ЗИЛа поставлена новая задача — разработка специальных транспортных средств для поиска спускаемых аппаратов космических кораблей и спасения их экипажей. В комиссии, выдававшей Грачеву техническое задание, работал первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. Уже в 1968 году освоен выпуск первого поисково-спасательного автомобиля-амфибии ПЭУ-1, построены средние шнекоходы ПН-67 и ПН-68. Начало 70-х отмечено поисками технических решений для спасательных машин, способных пройти даже в самых гиблых местах. Тогда появились амфибия-гигант ПЭУ-2, большой шнекоход ЗИЛ-4904/ПЭУ-3, легкая грузо-пассажирская амфибия ЗИЛ-49042.

В итоге испытаний различных опытных образцов, к производству в 1975 году был принят мобильный спасательный комплекс «Синяя птица», состоящий из двух амфибий: пассажирской ЗИЛ-49061, грузовой ЗИЛ-4906 и малогабаритного шнекохода ЗИЛ-2906 с двумя двигателями от «Жигулей». Эти машины длительное время эксплуатировались Единой Государственной Авиационной поисково-спасательной службой (ЕГАПСС) а также МЧС России.

Читайте также:  Осевой вентилятор низкого давления эра storm ywf2e 250 bb

Виталий Андреевич Грачев умер в 1978 году в возрасте 74 лет. В 70-90-е годы в СКБ ЗИЛа коллегами и учениками Грачева строились опытные образцы внедорожных грузовиков с равно расположенными по базе мостами ЗИЛ-132, позже — ЗИЛ-4972. В 90-2000 годах разработаны полнопроиводные автомобили с использованием деталей грузовика «Бычок», многочисленные пожарные и спасательные автомобили, транспорт аварийных служб.

Ряд опытных автомобилей разработки СКБ В.А.Грачева, сохранился на заводском полигоне ЗИЛа в подмосковном Чулково. В настоящее время эти уникальные образцы отечественной внедорожной техники экспонируются в Военно-техническом музее.

Источник

«На дутиках»: испытания ЛуАЗ на шинах низкого давления

Советские инженеры активно экспериментировали с различными типами движителей. В этой статье я расскажу об испытаниях колес низкого давления особой конструкции, которые проводились в СКБ ЗИЛ конце 80-х годов.

Колеса низкого давления имеют ряд существенных преимуществ перед обычными. За счет большей площади опоры такие колеса создают малое давление на грунт, обеспечивают плавучесть и высокую плавность хода.

Такие колеса хорошо бы пригодились для транспортных средств осуществляющих поисково-спастельные работы в труднодоступных районах нашей страны. Имея богатый опыт в проектировании различных вездеходов, в 1989 году СКБ ЗИЛ принимается за разработку колес низкого давления для техники массой до 2 тонн.

Конструкция

В качестве испытательной платформы выбрали полноприводный автомобиль амфибию ЛуАЗ-967М . На него были установлены специальные колеса, которые представляли собой пневматическую камеру И-159 в капроновой обвязке с алюминиевым каркасом. К ступице автомобиля колесо крепилось через специальный фланец переходник.

С установленными колесами масса ЛуАЗа возросла с 820 до 860 кг. Дорожны просвет увеличился с 285 до 500 мм, а колея до 2560 мм! Высота машины по кромке стекла составляла 1815 мм. Внешне вездеход выглядел весьма необычно и производил впечатление.

Испытания

Испытания машины начались осенью 1989 года и проходили в Крыму при температуре от -3 до +5 градусов. Проходимость сравнивалась с ЛуАЗ-967М в стандартном исполнении и на новых колесах, в качестве машины поддержки выступал Урал-375Н.

На заболоченных грунтах ЛуАЗ с колесами низкого давления показал абсолютное превосходство по сравнению с машиной на стандартных колесах. Уверенно двигаясь по мягкому грунту, вездеход практически не оставлял следов. Единственное затруднение возникало при преодолении илистых подъемов крутизной больше 20 градусов. Сказывалось отсутствие грунтозацепов.

На плаву вездеход держался уверенно, на испытаниях в общей сложности по спокойной воде машина прошла более 1 километра и могла самостоятельно выходить на берег даже в заболоченных местах. При волнении эксплуатацию машины признали опасной, ЛуАЗ погружался по половину колес и вода заливала кузов.

В том же году испытания были завершены, как успешные. Специалисты ЗИЛ установили, колеса низкого давления на ЛуАЗ-967М в значительной степени повышают проходимость, уменьшают удельное давление на грунт в 5 раз и практически не разрушают верхний растительный слой.

Главным недостатком являлось увеличение нагрузки на трансмиссию и подвеску автомобиля, что приводило к преждевременной их поломке.

Весьма необычный ЛуАЗ не правда ли? Если Вам понравился материал ставьте палец 👍 вверх и подписывайтесь на канал.

Источник

Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева

Полигоны ЗИЛ – вездеходы Грачева.

Ругать отечественную автомобильную промышленность (наследницу советской) по-прежнему модно. Между тем в середине 20-го века отечественные инженеры разработали образцы специальной автомобильной техники, которые и по сей день остались непревзойденными по техническим характеристикам. Испытывали автомобильных «динозавров» на закрытой базе «Чулково», которая находилась недалеко от села Зеленая Слобода, а также на участке полигона НИИ Автомобильной техники Министерства Обороны (НИИИ-21) в окрестностях Боровского кургана и Каменного Тяжино – там, где на старых картах нанесена загадочная войсковая часть 63539 (участок “автодром”).

Вездеход для поиска и эвакуации летчиков и космонавтов ПЭУ-1

Еще в 1954 году в Москве по указанию маршала Жукова создается специальное конструкторское бюро при автомобильном заводе имени Лихачева (СКБ ЗИЛ). Оно должно было разрабатывать новые образцы грузовой техники для бездорожья, в том числе для перевозки пусковых установок ракетных комплексов, поиска и эвакуации летчиков и космонавтов. Главой его назначают конструктора Виталия Андреевича Грачева. К тому времени Грачев разработал десятки серийных военных и гражданских машин, среди которых первый советский полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-61 и первый советский автомобиль-амфибия – БАВ (ДАЗ-485), за что получил две сталинских премии.

Читайте также:  Продукты противопоказанные при высоком давлении

Маршала Жукова не смутило то, что у Грачева не было высшего образования. В 30-е годы будущего всемирно известного конструктора отчислили из томского технологического института за «непролетарское происхождение».

Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы (1954 год)

В качестве испытательного полигона и базы для хранения изделий СКБ ЗИЛ Грачев выбирает болотистый лес у реки Пахра – в 30 километрах от основной территории завода имени Лихачева. Здесь опытные образцы конструкторского бюро Грачева взбираются и спускаются по крутым склонам окрестных холмов, плавают по рекам Москва и Пахра, штурмуют берега, преодолевают луга, пашни, болота, пески, снежную целину. Грачев смело экспериментирует с компоновкой, предлагает неожиданные технические решения и испытывает одну за одной новые модели. Его команда разрабатывает десятки образцов многоосной колесной техники, в том числе с системой «подкачки» (централизованного изменения давления в шинах), размещением двигателей спереди и сзади, поворотом колес на задних и передних осях, конструирует агрегаты с двумя двигателями, автоматическими коробками передач, гидроусилителями, пневоподвесками, дисковыми тормозами, раздельным управлением левым и правым бортами, применяет облегченные корпуса из алюминия и стеклопластика. В 1962 году экспериментальный автомобиль СКБ ЗИЛ под номером 27 (ЗИЛ-Э167) исколесил всю Арктику, чем вызвал переполох у военных по ту сторону океана, получивших аэрофотосъемку с множеством следов на считавшемся непроходимом глубоком снегу.

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса

В итоге уже к середине 1960-х опытные образцы вездеходов из СКБ ЗИЛ достигают предела проходимости для тяжелой колесной техники, а модель колесного вездехода ЗИЛ-135 ЛМ грузоподъемностью 9 тонн поступает в серийное производство на Брянском автомобильном заводе – на 30 лет. До сих пор сохранившиеся экземпляры применяются для перевозки ракетных комплексов, систем залпового огня, прокладки трубопроводов в различных странах мира.

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

С середины 60-х «из под пера» конструкторов СКБ ЗИЛ выходят первые экземпляры автомобилей с нетрадиционными ходовыми устройствами. Например, в 1965 году проектируется и собирается образец вездехода на базе пневмокатковой цепи – ПКЦ-1. Зимой и летом 1965 года агрегат проходит сравнительные испытания в районе базы «Чулково», где соревнуется в возможностях с колесными и гусеничными вездеходами. ПКЦ-1 успешно преодолевает снежную целину и заснеженные склоны (глубина снега – 1 метр, уклон – 23 градуса), болота, луговые подъемы (уклон до 31 градуса). Однако на обычных бетонных дорогах ведет себя как корова на льду. Испытания показали, что чем меньше твердость грунта под колесами этой диковиной машины, тем больше плавность хода, устойчивость, маневренность агрегата, а способности ПКЦ-1 по преодолению бездорожья в большинстве случаев превосходят возможности колесной и гусеничной техники.

Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы “Чулково”. Февраль 1965.

Несмотря на все достоинства машины, в производство она не попала. Возможно, из-за того, что в том же СКБ ЗИЛ одновременно разработали и испытали на Чулковском полигоне еще более всепроходимый агрегат с неземным названием «шнекороторный снегоболотоход». В качестве ходовой части под корпусом шнекохода установили два винта, каждый из которых приводился в движение отдельным двигателем. Машина получилась медлительной и неповоротливой, не способной передвигаться по твердым дорогам, зато на заросших болотах, рыхлом льду и снежной целине ей не было равных по проходимости, да и на воде она вполне сносно плавала. Было выполнено несколько вариантов шнекохода, в том числе гигант весом 9 тонн, приводимый в движение двумя двигателями от грузовика «Урал».

Испытания тяжелого шнекохода ЗИЛ на воде

В 1970-х годах небольшой шнекоход с корпусом из алюминия и стеклопластика включили в состав нового поисково-эвакуационного комплекса «Синяя птица», который стал последней разработкой Грачева. Эксплуатируется она и поныне для спасения летчиков и космонавтов. Помимо шнекохода, в спасательный комплекс вошли два колесных вездехода-амфибии серии 490 – грузовая и пассажирская. Начальные испытания машин «космической» серии 490 прошли в окрестностях Чулково в 1972-1973 годах. Образцы проверяли на геометрическую проходимость, преодоление подъемов, маневренность на воде, вход в воду и выход на берег.

Спасательный комплекс Синяя Птица – шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Первый «космический» поисково-спасательный комплекс Грачев начал разрабатывать по заданию руководителя советской космической программы Королева в 1964 году. Кроме Грачева никто не взялся за работу, по созданию аппарата с небывалыми техническими характеристиками. Помимо высокой проходимости и наличия места для спускаемого аппарата было еще одно обязательное требование – машина должна быть достаточно легкой и малогабаритной для переброски на вертолете или небольшом грузовом самолете.

Читайте также:  Что делать при большом атмосферном давлении

Космонавт Гагарин и конструктор Грачев осматривают экспериментальные машины на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

В 1965 году работы ускорились – космонавты Леонов и Беляев приземлились в глухой тайге и провели два дня на жгучем морозе, пока к ним не подоспел лыжный отряд. Уже в 1966 году появился легкий комплекс-амфибия ПЭУ-1, оснащенный краном и способный эвакуировать спустившуюся из космоса капсулу и космонавтов из воды, леса, болота, снегов. На летние испытания поисково-спасательного комплекса на базу «Чулково» одна за другой приезжали делегации командования военно-воздушных сил, космических конструкторских бюро. Заезжали сюда и космонавты – здесь в окрестностях базы можно было совместить изучение спасательной техники с отдыхом на природе.

Специалисты СКБ ЗИЛ и космонавты на испытательной базе Чулково – фото с автографом космонавта Анатолия Филипченко

Испытания экспериментальных изделий на территории базы СКБ ЗИЛ продолжались и после ухода Грачева в 1978 году – вплоть до начала 90-х годов. К тому времени это была оснащенная всем необходимым испытательно-доводочная база, где можно было не только проверять машины на проходимость, но и при необходимости ремонтировать, разбирать и собирать их, менять агрегаты, двигатели. На территории самой базы были гаражи, мастерские, лаборатории, надувной павильон, мойка, автозаправочная станция, газовая котельная, насосная, очистные сооружения, административный корпус, жилой «дом Грачева» и даже крытый глубоководный бассейн для техники.

Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в “битве за урожай”

После заката эры советского научно-технического прогресса часть уникальных творений инженерной мысли безвозвратно утрачена, а часть опытных образцов СКБ ЗИЛ долго ржавела на территории базы – рядом с обелиском их создателя – выдающегося автоконструктора Грачева. Когда в 2003 году с базы «Чулково» окончательно ушла охрана, автоколлекционер Ян Якушкин два месяца прожил в жилом “домике Грачева”, заваливая проезды деревьями чтобы защитить базу от набегов мародеров и сборщиков металлолома. Впрочем и это не помогало – бывшему военному приходилось с голыми руками отнимать топоры и прочий инструмент у незваных гостей.

Тяжелый ракетный тягач ЗИЛ-135Э и шнекороторный снегоболотоход на испытательной базе Чулково 2003 год

За два месяца «автодинозавры» были выкуплены у завода ЗИЛ автоколлекционерами и затем вывезены в любительские музеи «Каретный двор», «Музей экипажей и автомобилей». Позже сохранившуюся технику передали в новый военно-технический музей Московской области возле Черноголовки, где она сейчас и находится в восстановленном и подкрашенном виде.

Вывоз остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково 2003 год

Территория самой базы «Чулково» за селом Зеленая Слобода была продана руководством Завода имени Лихачева в частные руки и теперь на ее площадях находится огромный склад автомобилей известного дилера «У Сервис». Хотя большая часть корпусов испытательной базы и была разрушена новым хозяином, часть инфраструктуры, начиная с насосной станции и заканчивая боксами, используется компанией «У Сервис» и по сей день. А обелиск конструктору Грачеву был вывезен еще в 2003 году на московскую территорию завода ЗИЛ, где его обещали поместить на здание экспериментального цеха. Но так ли это – проверить оказалось непросто, так как цех находится на тщательно охраняемой территории.

Обелиск в честь конструктора Грачева на территории испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково 2003 год

Фотографии испытательного полигона “Чулково” СКБ ЗИЛ ( фотки могут повторяться) за деревней Зеленая Слобода, где испытывалась уникальная тяжелая автомобильная техника конструктора Грачева, обладающая запредельными характеристикам проходимости. Вездеходы, грузовики, снегоболотоходы, спасательные комплексы и иные изделия специального конструкторского бюро, созданого при заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в 1954 году по указанию маршала Жукова. Фотографии (60-е и 70-е годы) изделий, выполненных по идеям конструктора Грачева, а также коллектива конструкторского бюро на базе “Чулково”, гостей базы, включая участников советской космической программы и космонавтов. Фотографии 2003 года из архивов автоколлекционера Яна Якушкина, повествующие о том, как доживала последние дни полурасхищенная база, где когда-то собирались и испытывались тяжелые вездеходы с непревзойденными техническими характеристиками.

Испытания ПЭУ-2 Грачева с краном на воде

Спасательный комплекс Синяя Птица — шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Источник

Adblock
detector