Меню

Автомобильное газовое оборудование датчик давления

Датчики абсолютного давления газа (МАП сенсор) ГБО 4-го поколения: причины поломок и их устранение

Последнее обновление — 28 мая 2020 в 11:23

В состав современного газобаллонного оборудования (ГБО) входит ряд электронных устройств, призванных обеспечить его надёжное и эффективное функционирование. Одним из таких приборов является мап сенсор ГБО 4 поколения, он же датчик абсолютного давления (ДАД), разрежения и часто температуры.

Назначение

Мап датчик ГБО представляет собой аналоговый или цифровой прибор, контролирующий абсолютное давление (АД) в системе ГБО, иными словами, степень разрежения воздуха во впускном коллекторе ДВС.

Полученные от датчика сведения поступают к системе управления газовыми форсунками для расчёта плотности и расхода воздуха при приготовлении газо-воздушной смеси. По величине АД определяется нагрузка на двигатель в конкретный момент времени при любом угле открытия дроссельной заслонки.

От корректной работы датчика абсолютного давления газа зависит соотношение воздуха и подаваемого газа в газо-воздушной смеси, поступающей к камере сгорания ДВС. В случае передачи некорректных данных на электронный блок управления (ЭБУ) ГБО качество смеси не будет соответствовать оптимальному значению (то есть смесь будет либо обогащённой, либо обеднённой), что приведёт, как минимум, к потере мощности и перерасходу топлива.

Общепризнанные производители ГБО 4 поколения обычно комплектуют свою продукцию датчиками давления газа. Однако эти устройства можно приобрести по отдельности и встроить в уже установленную систему.

Устройство и принцип действия

Несмотря на важность выполняемой работы, МАП сенсор является весьма надёжным, неприхотливым устройством. В корпусе прибора расположены пьезорезистивные преобразователи (датчики). Прибор сопоставляет давление в подводящем штуцере с давлением в этих датчиках, в зависимости от полученной разности посылает сигнал ЭБУ в виде выходного напряжения. По мере снижения АД (иными словами, с увеличением степени разрежения) в коллекторе значение выходного напряжения постепенно уменьшается.

Хотя МАП сенсор принято называть датчиком давления (поскольку это и есть его основное назначение), на самом деле он выполняет ещё дополнительные функции, а именно: измеряет разрежение воздуха, а иногда и температуру газа. То есть, в корпусе прибора фактически находятся два или три датчика, следящие за соответствующими параметрами.

Неисправности и проверка работоспособности

Практика эксплуатации МАП сенсора показывает, что нарушение его работоспособности нередко связано с неправильным монтажом. Необходимо понимать, что устанавливать прибор следует в точке, находящейся выше входного коллектора, а также рампы газового распределителя и фильтра тонкой очистки, к низу разъёмом (фишкой). Это исключает скопление пара, загрязнений и конденсата в корпусе датчика, повышает надёжность, корректность его работы.

Первыми признаками того, что МАП сенсор вышел из строя, являются:

  • произвольный переход с газа на бензин и обратно;
  • машина отказывается переходить на газ;
  • «плавающие обороты» на холостом ходу;
  • рывки при резком нажатии на акселератор;
  • потеря приемистости;
  • повышенный расход газа.

Помимо субъективной оценки можно применить «научный» подход с использованием вольтметра (для измерения напряжения) и медицинского шприца (для создания вакуума). Однако вряд ли найдётся много желающих утруждать себя подобным экспериментом.

Самый точный метод проверить работоспособность прибора (по давлению) — с помощью сервисного диагностического оборудования.

Чаще всего причиной неполадки является пробой датчика давления, он перестаёт фиксировать изменение давления газа. Однако и датчик разрежения может дать сбой, например в том случае, если перепутаны шланги давления и разрежения. Но есть производители, которые объединяют эти датчики для управления одним контроллером, тогда подключить шланги к map sensor можно в любом порядке.

Читайте также:  Давление атмосферного столба на квадратный метр

Другой причиной может стать окисление проводов или утечка газа из-за износа резиновых уплотнителей (колец), потеря герметичности пластикового штуцера-тройника. Дефект не сложно обнаружить путём визуального контроля, а также исправить (в продаже имеется ремкомплект).

Большинство автомобилистов при возникновении малейших проблем с нормальной работой ГБО 4 поколения не стремятся проверить мап сенсор, а торопятся его поменять. В то же время во многих случаях есть реальная возможность «реанимировать» этот прибор, после чего он способен успешно проработать не один год. Таким образом, можно сэкономить порядка 3 тыс. рублей. Стоит ли игра свеч, каждый решает сам.

Ремонт своими руками

Отремонтировать МАП сенсор своими силами может даже не очень искушённый в этом деле автолюбитель. В частности, предлагается следующий порядок замены датчика давления и/или разрежения.

  1. Отсоединяется разъём, МАП сенсор демонтируется, производится его осмотр, очистка, продувка.
  2. С помощью острой отвёртки поддевается, затем снимается пластиковая крышка (либо откручиваются винты), открывая доступ к плате с датчиками.
  3. Откручивается плата и достаётся из корпуса.
  4. Выпаивается неисправный элемент.
  5. На его место впаивается новый датчик, далее надевается уплотнительное кольцо (стоимость датчика на алиэкспресс 350-450 рублей).

PS-02 марка датчиков давления MPXHZ6400A

Map-сенсор фирмы Стаг (Stag) PS-02 plus маркировка датчика — S030/bg9-15

После сборки остаётся поставить МАП сенсор на прежнее место, подсоединить разъём и проверить работоспособность ГБО.

Датчики абсолютного давления PS-01 и PS-02 – возможна ли взаимозамена

Эти популярные электронные устройства польского производства предназначены для ГБО 4-го поколения и устанавливаются в системах распределённого впрыска например Digitronic, Stag с целью передачи частотного сигнала ЭБУ. Оба прибора работают как на метане, так и на смеси пропан-бутан.

Их различие состоит в том, что МАП сенсор PS-01 измеряет лишь два параметра: давление газа у газовых форсунок, степень разрежения (вакуум) во впускном коллекторе, в то время как температура газа измеряется отдельным датчиком. А вот PS-02 более универсален: помимо давления и вакуума он определяет ещё тепловой режим (т.е. имеет в своём составе три разных датчика), что позволяет формировать более точный сигнал на ЭБУ.

При выходе из строя датчика PS-01 возникает естественное желание поменять его на более совершенный аналог. На первый взгляд, ничего сложного здесь нет, однако различная распиновка приборов может вызвать некоторые затруднения при решении данной задачи.

В нижеприведенной таблице приведены сведения о подключаемых контактах обоих МАП датчиков.

Модель датчика № контакта/назначение/цвет
PS-01 1 — питание белый 2 — давление белый 3 — вакуум белый 4 — земля чёрный
PS-02 1 — питание белый 2 — температура оранжево-чёрный 3 — давление белый 4 — вакуум белый 5 — земля чёрный

Как видим, разъём PS-02 содержит 5 контактов, а разъём PS-01 – только 4 ввиду отсутствия температурного датчика. Тем не менее, переключиться с одного прибора на другой вполне возможно.

Что касается оранжево-чёрного и чёрного провода, то тут всё ясно: вместо температурного датчика они присоединяются к разъёмам PS-02 соответствующего цвета. А для правильного подсоединения белых проводов нужно обратить внимание на маркировку клемм PS-01. Она выглядит так: 1 — P1 (supply +), 2 — P2, 3 — P3 (MAP). Это значит, что клеммы Р1, Р2, Р3 соответствуют клеммам 1, 3, 4 на PS-02.

После подсоединения PS-02 остаётся демонтировать датчик температуры и ставший ненужным PS-01. Их можно выбросить, но лучше оставить – вдруг ещё пригодятся.

Источник

Nissan X-Trail 2.5 AT Elegance-restyle › Бортжурнал › Неисправность датчика газового давления и температуры. ТО ГБО.

И так… после 8 марта была запланирована поездка в Киев, при чём планировалась она ещё до Нового Года, и по скольку эта поездка была на концерт, до даты были чёткие, согласно как говорится, купленным билетам! И так получилось что в канун поездки успел сменить автомобиль, и как водится, после смены любого авто если оно не с салона, есть что делать, так и тут. Одним из важных пунктов, до поездки было необходимо пройти ТО по ГБО, сменить фильтра, провериться, да и срок подходил уже, без 1000 тыс км 10000 тыс после последнего ТО. Поехал на станцию где устанавливалось ГБО.

Поменяли фильтр тонкой очистки, благо он на виду, а потом начали искать где же редуктор и какие мозги стоят, дабы нужной программой подключиться. А редуктор установлен в «ЖОПЕ МИРА» где-то глубоко и далеко, что сверху вытянутые руки еле достают и чтоб открутить и поменять фильтр грубой очистки понадобился ключ на гибком стержне.

Мозги тоже в «ЖОПЕ МИРА» но в другой его части, засунуты за стакан. такое ощущение что ГБО пытались спрятать, только вот форсунки торчат в районе рампы и «палят контору», да и диагностический разъём жёлтого цвета так «не палевно» висит у стакана!

Короче узнать смогли что за мозги лишь когда я со вспышкой сфотографировал максимально близко и вскользь коробку с мозгами. и то разобрать было не просто что там написано STAG 4.

Короче при настройке крутили клапан жадности, но что-то там давление плясало, было меньше чем надо, оно было в районе 1,0 а должно было быть в районе 1,3. всё что удалось накрутить это 1,24, ну естественно плюс минус так как оно «плавало».

За это всё уплочено 350 грн и внесена отметка о прохождении ТО в книгу техобслуживания! Ну а через день дорога в Киев.

Задули полный бак газа, 46л и на круизе 100-110км/ч двинули по трассе.

В итоге было пройдено 398 км. что примерно составляет расход в 11,6л/100 км. Хотя пока доехали до трассы, было немного города, светофоров, так что думаю что просто по трассе расход был бы в районе 10,5-11л/100 км. в городе обычно от 17,5 л. до 18,5 л. В общем до Киева добрались без проблем, по Киеву в центре в принципе как и в Одессе, только пробки и количество машин х1,5 раза.

Обратно двинулись на следующий день и тут на скорости вырубается газ, сигнализируя пещанием кнопки. Подумал что защита на высоких оборотах и переход на бенз, но вроде так не переходт, переходит молча туда а после снижения оборотов опять молча обратно. короче глюк. Включил снова газ. еду долго, километров 10 и снова вырубает. так короче раз 20 было и с каждым разом интервалы уменьшались. Я и останавливался, вырубал зажигание, включал аварийно газ, как только не шаманил — всё без толку. И всё это началось тогда, когда в Умани на заправке МОТТО задул газом полный баллон… ну думаю газ конченный, с конденсатом или ещё что, труба фильтрам. Обратный путь до конца ехал на бензе.

На другой день купил даже фильтр тонкой очистки но как подумал где редуктор и что это не точно что в фильтрах проблема, то решил съездить на станцию обслуживания газа, дабы они посмотрели что да как.

Ребята подключились сканером и в принципе сразу практически выдали диагноз! Помер датчик газовый который содержит в себе три датчика и без которого не может работать ГБО и сваливается в аварийку. Называется такой датчик МАПСЕНСОР AC PS 04, STAG ГБО, он необходим для измерения давления газа, вакуумметрического давления, а так же температуры газа в системе ГБО 4-го поколения. Мап-сенсор предназначен для установки в системах впрыска газа, работающих на пропан-бутане и метане во всех автомобилях, независимо от мощности двигателя, в том числе в автомобилях с турбокомпрессорным наддувом.
Дальше немного технических характеристик, кому не интересно, — могут пропустить эту часть:
______________________________________________
Технические характеристики:
Диапазон рабочих температур: от -40 ° C до + 125 ° C
Давление: до 6,75 бар
Вакуум: до 4,5 бар
Ввод и вывод тройник газа: 12мм
Вакуумное соединение: 4мм
Датчик давления газа и вакуума STAG PS-04 работает в системах газобаллонного оборудования с распределенным впрыском. MAP Sensor замеряет вакуум во впускном коллекторе и делает передачу информации газовому блоку управления в форме частотного сигнала.Для удобства монтажа предусмотрена технология, которая позволяет устанавливать датчик Stag PS-04 в любом положении.
Датчик давления и температуры или как его ещё называют MAP сенсор – это одна из самых уязвимых запчастей в составе газобаллонного оборудования.
Датчик давления и температуры газа устроен следующим образом, в пластиковом, водонепроницаемом корпусе находиться плата, на которой установлены: разъем для подключения к электронному блоку управления ГБО (ЭБУ), датчик давления, датчик разрежения и датчик температуры(термопара) и всё это имеет электронную “обвязку” в виде конденсаторов, транзисторов и стабилизирующих микросхем. В корпусе есть вакуумный выход и выход для газа. Вакуум и газ подаются через специальные переходники, которые между прочим, идут в комплекте.
Основные причины выхода из строя датчиков типа STAG PS-04 plus это: несвоевременная замена фильтров, некачественное газовое топливо, резкие скачки давления на редукторе ГБО, неправильный монтаж. Фильтра рекомендуется менять каждые 10 000 км, особенно в Украине, принципиальную важность для мап сенсора ГБО имеет фильтр паровой фазы. Обращайте внимание на монтаж фильтра, у него есть направление, которое как правило указано стрелкой. Так же если неправильно подобран редуктор (по мощности автомобиля) или система ГБО неисправна, то резкий скачок «прорывает» мембрану которая установлена в мап сенсоре.
Датчик давления и разрежения ГБО должен быть установлен только после фильтра паровой фазы и вход газа должен находиться либо на 90 градусов, либо смотреть в низ, так как в Пропане есть тяжёлые фракции, которые забивают датчик и ускоряют коррозию его элементов.
Производитель AC.SA Stag
Страна Польша

_____________________________________________
Мне было предложено два варианта, один аналог, с работой цена была озвучена порядка 850 грн, и год гарантии, а второй оригинал, цена с работой 1500 грн и 2 года гарантии. В общем я выбрал второй вариант, в последствии мне сделали скидку в 50 грн. Понятное дело, найти в интернете сам датчик было бы дешевле, но гарантия и ответственность компании которая обслуживает ГБО стоит этой переплаты, к тому же сам бы я не настроил без сканера давление газа верное, они это сделали за считанные минуты.

В общем сейчас проблем нет, машинка бегает, ГБО работает как надо!

Источник

Adblock
detector