Меню

Что бы увеличить давление в природе и технике

Урок по теме: «Способы изменения давления. Давление в природе и технике»

Разделы: Физика

Цели урока:

  • Комплексная дидактическая цель: создать условия для изучения и усвоения новых знаний через индивидуальные и групповые формы организации познавательной деятельности.
  • Образовательная цель: создать условия для формирования представлений о способах изменения давления, о зависимости давления от площади поверхности.
  • Развивающие: создать условия для развития информационных компетентностей через проведение ученического эксперимента, через работу с текстом.
  • Воспитательные: развитие коммуникативных компетентностей через организацию работы в группах ,рефлексивных компетентностей через самооценку знаний и своей деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации образовательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая,

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки

План урока.

  1. Организационный момент(1мин)
  2. Подготовка к усвоению нового материала (2мин).
  3. Актуализация опорных знаний (4мин).
  4. Фронтальный контроль знаний (5мин).
  5. Изучение нового материала (20мин).
  6. Первичная проверка понимания и закрепления знаний (10мин).
  7. Рефлексия(3мин).

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте стихотворение Ломоносова о легендарном Левиафане:

На острых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил
Считая их за мягкий ил

В чем причина нечувствительности Левиафана к жесткости?

Верно, причина жесткости в распределении веса тела на весьма большую опорную площадь.

Сегодня мы познакомимся со способами увеличения и уменьшения давления

б) Формулировка темы урока Тема сегодняшнего урока :

“Способы изменения давления. Давление в природе и технике”

в) Постановка цели урока

Задумывались ли вы над вопросами: почему на лыжах легко идти по снегу, а без них сложно; почему картон легко проткнуть тонкой иглой и трудно тупым гвоздем; почему утка легко пройдет по топкому месту, а курица не сможет легко пройти. Все примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и технике. Ответить на эти вопросы мы сможем в конце урока, изучив способы увеличения и уменьшения давления.

3. Актуализация опорных знаний

Чтобы достичь цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. Обратимся к программе действий на уроке. Выполните задание №1

4. Фронтальный контроль знаний.

Выполнение задания №2.

5. Освоение нового материала.

Выясним, от чего зависит давление. Сформируем группы из 4 человек и выполним экспериментальное задание. По окончанию эксперимента обсудите полученные результаты и сделайте выводы

6 Закрепление знаний учащихся.

7. Рефлексия. Немецкий философ Иммануил Кант говорил: “Без сомнения все наши начинания начинаются с опыта”. Сегодня на уроке мы убедились в правильности этих слов, сделав свои, пусть не очень большие открытия.

Можем ли мы ответить на вопросы, прозвучавшие в начале урока.

Какой этап научного познания показался вам наиболее важным, интересным, наиболее трудным?

Источник

«Давление в природе и технике»

  1. Давление твердого тела и способы его изменения();
  2. Примеры увеличения давления в живой природе;
  3. Примеры уменьшения давления в живой природе, технике и быту;
  4. Примеры увеличения давления в технике и быту;
  5. Выводы;
  6. Использованная литература и ресурсы.

Скачать:

Вложение Размер
davlenie_v_prirode_i_tehnike_shuvalov_vadim.ppt 1.04 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Шувалов Вадим 9а класс

Содержание Давление твердого тела и способы его изменения(); Примеры увеличения давления в живой природе; Примеры уменьшения давления в живой природе, технике и быту; Примеры увеличения давления в технике и быту; Выводы; Использованная литература и ресурсы.

Давление твердого тела. Почему мальчик без лыж проваливается сильнее?

Давление в природе и технике. Уменьшение давления Увеличение давления

А так — не очень. Почему? Казалось бы, в обоих случаях на опору действует одна и та же сила – вес тела Мягко, не правда ли? Есть над чем подумать…

Способы изменения давления. Величину, численно равную силе, действующей на единицу площади поверхности перпендикулярно к этой поверхности, называют давлением. Да, сила одинакова, но давление различно. Уменьшая или увеличивая площадь опоры , на которую действует сила, мы тем самым увеличиваем или уменьшаем давление.

Лёжа в постели, человек (при весе в 600Н) опирается примерно на 0,5 м 2 поверхности тела, а на ровной поверхности на 0, 01 м 2 . В первом случае он оказывает давление 1200Н/ м 2 , а во втором -60000 Н/ м 2 . Это различие в давлении и ощущается как «мягко» и «жёстко». Прикосновение к тайне.

Примеры увеличения давления. Вас ужалила оса или пчела, которая действует на кожу с силой лишь 0,00001Н. Подсчитав давление жала осы на кожу – 33 000 000 000 Н/ м 2, вы получите пример того, как даже при малых силах давление может быть большим, если мала площадь поверхности, на которую действует сила.

Зачем животным нужны острые клыки, рога, когти, зубы, иглы? Увеличение давления в живой природе.

Пиранья, рыбка- невеличка длиной 25-30 см, держит в страхе всё живое в водах Амазонки. Зубы её так остры, что она легко может перекусить палец человека. Пиранья в борьбе за существование.

«Колющие орудия» растений. Почему при сборе малины или шиповника трудно обойтись без царапин?

Давление на лёд, когда вы стоите на коньках , более чем в 100 раз превышает давление на снег, когда стоите на лыжах. Математика помогает физике.

При значительной площади опоры давление может быть малым. Вместе с поклажей этот «вездеход» пустыни весит немало – до 7000Н. Не имея достаточно большой площади опоры, он просто увяз бы в песках. «Вездеход» пустыни.

Человек в своей практической деятельности часто решает задачи, связанные с уменьшением давления. При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают широкие шайбы(большая площадь опоры). Без них гайка врезается в дерево, крепление ослабевает . Учёт давления в практической деятельности.

Чтобы уменьшить давление на грунт, тяжелые машины ставят на широкие колёса. Для передвижения в пустынях машины снабжают сверхбаллонами. Проявление давления в технике.

В условиях бездорожья, заболоченных участков, снежной целины хорошо зарекомендовали себя вездеходы, обладающие высокой проходимостью. Давление снегоболотохода на грунт при нагрузке 80 000Н в 10-20 раз меньше , чем давление грузовика. «Вездеход» бездорожья.

Тяжеловесные грузы (до 5000000Н) перевозят по автострадам и железным дорогам на многоосных платформах. Их «пассажиры» — части корпусов океанских судов , локомотивы турбогенераторы, энергоблоки и так далее. Учёт давления на транспорте.

При прокладке железнодорожных путей рассчитывают давление поездов на земляное полотно. Для насыпи не годятся рыхлые породы. Балластный слой должен состоять из щебня, песка и гравия. Учет давления при строительстве дорог.

Проектируя здания, учитывают их давление на грунт. Для уменьшения давления постройки на фундамент увеличивают площадь его нижней части. Учет давления при строительстве домов.

Учет давления при строительстве и эксплуатации мостов. Такой знак при въезде на мост означает, что максимальный вес транспортной единицы с грузом не должен быть больше 7 тонн(70 000Н), чтобы не превысить допустимую силу давления на опоры моста.

Задача на смекалку Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич раздавит?

Учет давления в жизненной ситуации. Почему провалившемуся под лёд протягивают доску, лестницу и тому подобное?

Примеры увеличения давления за счет уменьшения площади опоры.

Алмазный бур Алмазный бур «грызет» крепчайшие породы – скважина все глубже уходит в толщу земли. Это происходит потому, что на малой площади опоры сосредотачивается большая сила. Алмазная буровая коронка

Большая сила побеждает. Ледокол не колет, а скорее давит лёд носовой частью. Для увеличения давления носовые цистерны наполняют водой.

Проявление давления на производстве. В мощных прокатных станах сила давления достигает 300 000 000Н Значительно сложнее получить высокое давление на больших площадях.

Невероятно, но факт. Удар – один из эффективных способов создания кратковременных высоких давлений. Давление пули, ударяющей в стальную болванку 15 600 000 000 Па.

Мир глазами физика. Сверхвысокое давление (30 000 000 000 Па) на больших площадях возникает при взрыве. Взрыв формует металлы, прокладывает траншеи. А в этом агрегате взрыв сваривает медь и алюминий, медь и сталь.

Получение алмазов При температуре 2300 С и давлении 10 000 000 000 Па были получены искусственные алмазы .

Давление в глубинах небесных тел. Сверхвысокое давление существует в глубинах небесных тел. Давление в центре земного шара – около 300 000 000 000 000 Па Извержение вулкана

Выводы: Давление увеличить P ——— силу увеличить F или площадь опоры уменьшить S Давление уменьшить P ——— силу уменьшить F или площадь опоры увеличить S

Список использованной литературы 1.Перышкин А.В. Физика.7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений- М.:Дрофа, 2004. 2. Степанова Г.Н., Степанов А.П.Сборник вопросов и задач по физике: Спб.:ООО «СТП Школа»,2005 Ресурсы: Диафильм для 7 класса «Давление в природе и технике»

Источник

Урок по физике на тему «Давление в природе и технике» (7 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Урок по физике на тему

« Давление в природе и технике»

Подготовила и провела

учитель физики МКОУ

Калинина Елена Ивановна

Цель урока: познакомить учащихся со способами изменения давления, с использованием

этих способов в природе и технике.

Познакомить учащихся с методами измерения давления, с простейшими приемами получения оценочных данных/ давление иглы, давление трактора/; создать условия для развития умений анализировать информацию.

Выстраивать причинно- следственные связи, применять знания в стандартных ситуациях.

Переводить невербальную информацию в вербальную, систематезировать

информацию в виде схемы; для расширения кругозора и, как следствие, способствовать

формированию культуры учебного труда.

Оборудование: динамометр, бруски, кодоскоп, экран, таблица « Сравнение дробей»,

корзинка, мягкие игрушки: медведь и муравей.

2.Проверка домашнего задания: по тестам

А. физическое явление

Б. физическая величина

В формулах давление обозначают буквой …, силу…, площадь

По какой формуле можно определить давление?

За единицу давления принимают такое давление, которое производит

А. сила в 1Н на 1 м².

Б. масса 1 кг на 1 м².

В. Масса 1 кг на 1 см².

5. Гусеничный трактор весом 60 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м². Определите давление трактора на грунт.

Учитель : Тема урока « Давление в природе и технике»

Что значит изменить давление?

Ученик: Увеличить или уменьшить.

Учитель: Наверное трудно сразу сказать , каким способом этого можно достичь.

Изучение нового материала:

1) Вышел слон на лесную дорожку

Наступил муравью он на ножку

И вежливо очень сказал муравью

« Можешь и ты наступить на мою».

Одинаковый результат получится в итоге?

2) Экспериментальная работа

Определить давление бруска на стол при опоре на каждую из трех граней.

Измерительные приборы: динамометр, линейка, груз.

Результаты и расчеты записать в таблицу

Сравним полученные результаты:

Без груза Если S больше, то p меньше

С грузом Если F увеличивается, то увеличивается p .

Совпадает ли результат с теоретическим Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Посмотрите на плакат «Сравнение дробей …….

Итак, мы экспериментально и теоретически доказали, чтобы увеличить давление

Нужно увеличить силу, или уменьшить площадь на которую действует эта сила, а

чтобы уменьшить давление, нужно уменьшить силу или увеличить площадь.

Запишем в виде конспекта

Увеличение давления p = F \ S Уменьшение давления

Учитель рассказывает по схеме о способах изменения давления: Либо изменить силу,

либо площадь поверхности

Иногда следует давление делать меньше. Например, для большегрузных автомобилей изготовляют очень широкие шины. Это позволяет снизить давление на

Дорогу. Давление следует уменьшать при движении по заболоченной поверхности. Для этого настилают ветками или деревянные чаги, по которым могут ехать даже танки.

Часто бывает необходимо давление увеличивать. При этом уменьшая площадь поверхности, даже при помощи небольшой силы можно создать большое давление. Действуя на иглу силой можно создать давление в сотни раз больше , чем то, которое танк оказывает на дорогу.

Иглы, лезвия, режущие предметы остро оттачивают, чтобы при малых силах на остриё создавать большое давление. Такими инструментами проще работать.

В животном мире это тоже можно наблюдать: это — клыки у зверей, когти, клювы. И в деятельности человека. Хотите пример? Встаньте пожалуйста.

Физкультминутка: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги. (Что произошло с давлением?) , взять в руки книгу, положить книгу на место, (при этом каждый раз выясняя , что происходит с давлением, которое каждый раз из них оказывает на пол.)

Учитель: Давайте теоретически это докажем. Определите какое давление вы оказывали на пол двумя и одной ногой. Для этого нужно знать массу своего тела (для расчета силы ) и (примерно) площадь своей обуви.

В каком случае давление больше?

А как можно уменьшить давление?

Ученик: Сесть на пол, лечь на пол, то есть увеличить площадь. Срочно похудеть, уменьшить модуль силы.

Ребята, к нам Мишка нес гостинцы. (малину в корзине). Так спешил , что рассыпал малину, но в корзине что-то есть, давайте посмотрим.

Карточки с вопросами:

В какой обуви удобнее отправляться в поход?

Какую ручку лучше пришить к рюкзаку?

Какой из лопат легче вскопать землю?

Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперёд?

По какому признаку объединены эти объекты?

Почему буря, которая валит живое дерево летом, часто не может свалить рядом стоящее дерево без листьев, если оно не подгнило?

Удав не ядовит, но не менее опасен, чем ядовитые змеи. Почему?

Почему плотину строят так, что её профиль расширяется к низу?

Зачем под гайку подкладывают широкое металлическое кольцо, называемое шайбой, а шпалы под рельсы?

Поедет ли охотник на охоту на гоночных лыжах. Почему?

1) На рисунке 1 изображены болт и гвоздь на 2 и 3 рисунках пары одинаковых гвоздей. Стрелками показано с какой силой по ним бьют молотком. Для каждого рисунка определите, какой из двух изображенных на нем предметов:

а) Оказывает большее давление на доску?

б)Глубже войдет доску?

2) Нескольким школьникам задали такую задачу «Гвоздь вбивают в деревянный брусок. От чего зависит глубина, на которую гвоздь войдет в него при одинаковом ударе молотка?

Ответы были такими:

Дима: только от силы удара.

Рома: только от площади острия гвоздя.

Юра: от силы удара, площади острия гвоздя и твердости древесины.

Петя: от давления гвоздя на доску и твердости древесины.»

Кто из школьников прав?

Ребята, а знаете ли вы пословицы на данную тему?

/ « Шила в мешке не утаишь», « Ежа голыми руками не возьмешь», « Пальцы в рот не клади», «Соха да борона сами не богаты, а весь мир кормят». /

Итог урока: Итак, ребята, что мы узнали на уроке? Как можно изменить давление? Зачем нужно изменять давление? Где можно использовать знание об изменении давления? Зачем нужно изменять давление? Где можно использовать знания об изменении давления?

Задание на дом: § 34 упр. 13 (устно)

Экспериментальное задание: используя табурет и масштабную линейку определите во сколько раз давление табурета на пол больше, когда он стоит на ножках, чем давление когда табурет лежит вверх ножками.

Источник

Читайте также:  Эффективный препарат для понижения давления
Adblock
detector