Меню

Давление атмосферы конспект по географии 6 класс

Атмосферное давление. Урок по географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Разработка урока по географии (6 класс). Тема «Атмосферное давление». Цель урока познакомить учащихся с новыми понятиями «атмосферное давление», «изобара», «барометр»; раскрыть сущность атмосферного давления и установить закономерности его изменения и влияния на организм.

Скачать:

Вложение Размер
atmosfernoe_davlenie._6_klass.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сдержикова В.И. учитель географии

МОУ «СОШ № 13 с УИОП»

Цели и задачи урока

Образовательные: продолжить формирование целостного знания об атмосфере, особенностях ее изучения; познакомить учащихся с новыми понятиями «атмосферное давление», «изобара», «барометр»; раскрыть сущность атмосферного давления и установить закономерности его изменения и влияния на организм;

Развивающие: развивать умение самостоятельно определять атмосферное давление с изменением высоты; устанавливать значения атмосферного давления в определенной географической точке и определять высоту местности по давлению; показать связь науки географии с математикой, физикой и биологией

Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, уважительного отношения к мнению других учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего материала (фронтальный опрос, работа по карточкам):
  • Что такое влажность воздуха?
  • От чего она зависит?
  • Как образуются туман и облака?
  • Какие виды облаков вы знаете?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Как образуются осадки?
  • Какие виды осадков вы знаете?
  • Как осадки распределяются по земной поверхности?
  1. Изучение нового материала.

Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи атмосферы. Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы?

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы.

На уровне моря 1 куб. м воздуха весит всего 1 кг 300 г.

На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг.

Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1.5 кв. м, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?

Мы не ощущаем его, т.к. давление внутри нашего организма равно атмосферному.

Прибор для измерения атмосферного давления называется барометр.

Первый прибор для измерения атмосферного давления изобрел ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 году — ртутный барометр. В ртутном используется трубка с ртутью. (сообщение об открытии Торричелли)

В настоящее время используется барометр-анероид. Главная часть барометра-анероида – специальная коробочка с выкаченным воздухом.

Давление зависит от разного нагрева и охлаждения поверхности, и от перемещения воздуха. Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.).

В ежедневном прогнозе погоды по телевидению, радио, в газетах наряду с температурой, осадками, ветром, указывается и атмосферное давление. На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ — гектопаскалях (гПа): 1 гПа=0,75 мм рт.ст. На картах давление показано изобарами – линии, соединяющие на карте точки с одинаковым давлением. С помощью атмосферного давления можно предсказать погоду:

Понижение АД предвещает осадки, пасмурную погоду

Повышение АД к сухой ясной погоде

Организм человека приспособился к атмосферному давлению и не только приспособился, но и использует его. Механизм дыхания человека заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При выдыхании происходит обратный процесс. Наш дыхательный аппарат действует то, как разрежающий насос, то, как нагнетательный. Чем больше жизненная ёмкость лёгких, тем дышаться свободнее, улучшается самочувствие, болезни нас покидают, так как клетки повышают свой потенциал и куда успешнее противостоят недугу. А для этого мы сейчас выполним комплекс дыхательной гимнастики:

  1. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.
  2. Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.
  3. Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и выдохнуть воздух небольшими выдохами. Это упражнение повторить 3 раза.
  4. Вдохнуть воздух через нос, а выдохнуть через рот. Повторить 3 раза.
  5. Зажать правую ноздрю, вдохнуть воздух. Затем левую ноздрю выдохнуть. Повторить 3 раза.
  6. Подышать медленно 1 минуту.

Воздух может быть лекарем. При сильном кашле врач часто прописывает больному банки. Вносится в банку горящая ватка, смоченную спиртом, воздух в банке нагревается, расширяется и частично выходит наружу, внутри образуется разрежение. В этот момент банку быстро прижимают к телу. Атмосферное давление вдавливает внутрь банки часть кожи с прилегающими к ней тканями. При этом создается усиленный приток крови именно к данному участку, что и является важнейшим лечебным фактором. Когда банки снимают с тела, слышится характерный хлопок: это наружный атмосферный воздух врывается в нее.

Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни», становится трудно дышать, как бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.

Нормальное атмосферное давление считается 760 мм рт. ст. на уровне моря при температуре 0°С. Давление на Земле постоянно меняется. Например, в Москве (145 м над уровнем моря) самое высокое давление достигало 777мм рт.ст., а самое низкое — 708 мм рт.ст.

При подъеме атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5 м.

Зная как изменяется атмосферное давление с высотой, мы можем рассчитать и давление, и высоту. Решим задачи:

  1. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт.ст.?

Объяснение решения задачи.

Решение: 1) 2000:10,5=194 м;

2) 750-194=556.мм рт. ст.

  1. Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?

Решение: 1) 765-720=45 мм;

Представьте себе, что мы летим на самолете. Нам известно, что атмосферное давление у подножия -760 мм ртутного столба; на высоте, на которой находится наш самолет, — 560 мм ртутного столба. Ваша задача — определить высоту на которой летит самолет. (2100 м)

Белгородская область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности со средней высотой над уровнем моря 200 м. Одна из самых высоких точек 277 м над уровнем моря — находится в Прохоровском районе . Рассчитайте давление для нашей территории. (741 мм рт. ст., 734 мм рт. ст.)

4. Закрепление изученного материала (выполнение теста)

1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?

А) остается неизменным;

2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?

А) уровень моря, +20°С;

В) высота Москвы, 0°С

3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на высоту 200 м?

А) увеличится на 20 мм рт.ст.;

Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.;

4. С помощью, каких приборов измеряется атмосферное давление?

А) ртутный барометр;

5. Что такое атмосферное давление?

А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;

Б) масса всего воздуха атмосферы;

В) давление, оказываемое воздухом на земную поверхность.

6. Что такое изобара?

А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой;

Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным давлением.

7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?

А) человек обладает прочным скелетом;

Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;

В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.

8. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?

9. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты .

Взаимопроверка. 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – а,б, 5 – в, 6 – б, 7 – б, 8 — 771,05 мм рт.ст., 9 — 210м

Оценка «5» – 0-1 ошибка, «4» — 2-3 ошибки, «3» — 4-6 ошибок, «2» — более 7 ошибок

  1. Домашнее задание п. 28, составить и решить 2 задачи на определения давления и высоты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет:ГеографияКласс:6Учебник:Е М Домогацких Н И АлексеевскийТема:Атмосферное давлениеТип урока:Изучение нового материалаЦель:Сформировать представление об атмосфере, значении и месте этого яв.

Конспект урока посвящён изучению давления в 7 классе. В процессе урока обучающиеся изучают новый учебный материал. На уроке использованы такие активные формы обучения, как: взаимопроверка, работа.

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа.

Урок разработан с применением системно — деятельностного подходак УМК Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник («.

Урок «Атмосферное давление» составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок «Ориентирование на местности» является интегрированным с ОБЖ.

Урок «Атмосферное давление» составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок «Ориентирование на местности» является интегрированным с ОБЖ.

Сценарий урока и презентация к уроку в квест-технологии для «открытия» и первичной обработки новых знаний по теме «Вес воздуха. атмосферное давление» в 7 классе.

Источник

Урок по теме «Атмосферное давление»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Конспект урока по теме «Атмосферное давление» 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_v_6.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 « Г» классе.

Тема: «Атмосферное давление».

Цель: сформировать понятие об атмосферном давлении и закономерностях его изменения

— разобрать с учащимися новые понятия и определения;

— рассмотреть виды, величину, причины изменения атмосферного давления;

— объяснить устройство ртутного барометра, анероида;

— доказать учащимся существование атмосферного давления.

Тип урока: объяснение нового материала.

— учебник географии 6 класс;

— демонстрационный материал (лист бумаги, стакан с водой);

— раздаточный материал для самостоятельной работы;

— рабочая тетрадь учащихся.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Учитель: Бондарь И. Н.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по воздушному океану, на дне которого живем и название его — атмосфера.

II. Изучение нового материала.

1. Опыт со стаканом воды.

Вопрос. Почему вода не выливается?

Это давление воздуха прижимает лист к краям стакана

Вопрос . Что такое атмосферное давление?

Какая наша главная задача на уроке?

Высказывания детей, сравнить с определением в учебнике.

Воздух давит на все предметы, следовательно он имеет массу и вес.

Если взять столб воздуха от земной поверхности до верхней границы атмосферы, то окажется, что на 1см. поверхности воздух давит с такой же силой, как гиря массой 1 кг. 33 г

Задание. Посчитайте, с какой силой давит воздух на ладонь человека, если её площадь равна 100 см.

100 X 1кг. 33 г.= 133 кг.

На всю поверхность тела человека воздух давит с силой- 15 тонн

Вопрос. Почему мы не ощущаем давление воздуха на себе?

Оно уравновешивается давлением внутри человека.

Впервые измерил и установил , что такое атмосферное давление в 17 веке итальянский учёный Эванджелиста Торричелли

Опыт . В трубку высотой 1 метр, запаянную с одного конца, налил ртуть, перевернул трубку в чашу с ртутью, часть ртути вылилась, а часть осталась в трубке.

Вопрос . Что же мешало ртути вылиться полностью?

Давление воздуха давит на ртуть в чашке и не даёт ртути вылиться.

Прибор был назван барометром.

Установлено, что на уровне моря, на параллели 45 при температуре воздуха 0 градусов , воздух давит с одинаковой силой. При таких условиях АД= 760 мм.рт. столба.

Такое давление называют – нормальным АД.

Разобрать единицы измерения АД

Но давление не всегда и везде одинаковое

Вопрос. Как будет называться давление, которое выше или ниже 760 мм.

Вопрос. Что будет происходить с ртутью в трубке при изменение АД.

Работа с рис.72 в учебнике.

Удобно ли пользоваться таким прибором?

Был изобретён еще один барометр, который называется – анероид.

Анероид – «без жидкости».

Задание. Пользуясь текстом учебника расскажите об устройстве барометра- анероида.

Вопрос. Кто-то из вас летал на самолете? Какие вы испытываете ощущения при взлете и посадке?

Вывод. Давление изменяется с высотой .Оно повышается или понижается?

Работа с рис. 72.стр. 131 учебника

Через каждые 10,5 метров АД уменьшается на 1 мм.рт.столба

Например . У поверхности АД 760 мм.рт. столба.Вы поднялись на высоту 30 метров.Чему равно АД. 757 мм рт. столба ( 728,5)

АД изменяется и от температуры.

При повышении температуры АД – уменьшается.

При понижении температуры АД- увеличивается.

Вопрос . Где вам может пригодиться изучаемый материал.

  • Что такое АД.
  • От чего зависит изменение АД.
  • Каким прибором измеряется.
  • В каких единицах.
  • На сколько изменяется АД с высотой.

Д/З 35 вопр. 3 стр.132

1. АД у поверхности – 745 мм.рт. столба. Какое давление будет на высоте 10 м., 100 м., 1000м., на глубине 20 м.

2. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково давление на этой высоте, если у поверхности давление -750 мм.рт. столба.

Сколько раз умещается 10,5 метров в 2км.

2000: 10=200мм 200: 10,5=190, 4

750 – 200=550 мм.рт. столба 750-190,4=559,6

3. Если у подножия горы давление 760 мм.рт. столба, то какое давление будет на высоте 336 м.

760-32= 728мм.рт. столба

4. Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм.рт.столба , а на вершиен 720мм рт.столба

765-720=45 мм.рт. столба

45 X 10,5=427 мм.рт.столба

5. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт. столба. Найдите давление на глубине шахты.

752+ 19,4= 771,4 мм. рт.столба

Группа, которая быстрее выполнит задание, получает оценку ( 5 человек)

Кто сделал так же, поднимите красную карточку.

Кто ошибся– зелёную карточку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эта разработка к учебнику физика-7 под редакцией Шахмаева и др., но также можно использовать к учебнику ПёрышкинаА.В.

Мультимедийная презентация к уроку физики в 7 классе по теме «Давление. Сила давления». Данная презентация позволяет сделать обяснение нового материала нагляднным, а закрепление изученной темы провест.

Конспект урока по теме «Давление. Единицы давления.» + презентация к уроку.

Урок по физике по ФГОС.Цель урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися .

Урок изучения нового материала.

1. План-конспект урока2.Структура и ход урока3. Приложение к плану-конспекту урока.4.Презентация.

Данный материал был разработан во время прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС.

Источник

Читайте также:  Лечение пиявками при пониженном давлении
Adblock
detector