Меню

Давление манометров на редукторе кислородного баллона

Манометр на кислородный баллон – необходимость и гарантия безопасности

Содержание:

Чтобы предотвратить взрыв кислородного баллона нужно точно знать остаточное давление в нем. Для этого нужно пользоваться специальным кислородным манометром, который отличается от других приборов для измерения давления вообще и газов в частности. Из этой статьи вы узнаете насколько важно правильно установить манометр на кислородный баллон.

Кислород в баллонах считается лекарственным препаратом, поскольку широко применяется в медицине. За последние 10 лет на территории СНГ произошло около 50 случаев взрывов баллонов с кислородом, причем большинство — на территории больниц. Прежде, чем подробно объяснить прямую зависимость между безопасностью и необходимостью установить манометр на кислородный баллон, разберемся в основных понятиях.

Газообразный кислород, технический и медицинский не горюч, не токсичен и не взрывоопасен. Но поскольку сильно увеличивает способность других материалов к горению, становится взрывоопасным при смешивании с другими газами. Очень опасным является контакт кислорода с жирами и смазочными материалами.

Кислородный баллон – баллон, изготовленный из стали, предназначен для транспортировки и хранения кислорода, окрашивается в голубой цвет, на баллоне должна быть надпись черным цветом «кислород».

Манометр газовый – прибор для измерения давления в газовом баллоне. Для каждого вида газа на баллон устанавливают предназначенный именно для него манометр.

На видах манометров хотелось бы остановиться подробнее.

Виды манометров.

Для отличия корпуса манометров для разных газов красят в разный цвет: голубой – манометры для кислородных баллонов, белый – для ацетилена и красный для водорода. Также на циферблате манометра может быть специальная надпись, указывающая тип газа, для которого предназначен баллон.

Также манометры разделяются по классу точности: цифры 0,2; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0 в порядке возрастания показывают все меньшую точность прибора.

Абсолютными манометрами измеряют абсолютное давление, а манометрами избыточного давления измеряют разницу между давлением в какой-либо системе и атмосферным давлением.

Установка и эксплуатация манометра на кислородный баллон.

Несоблюдение определенных условий при применении газовых манометров может вызвать взрыв с тяжелыми последствиями или разрушить прибор.

Манометр для кислородного баллона при монтаже должен надежно закрепляться на баллоне. Монтаж прибора осуществляется только воздействием на штуцер с использованием специальных ключей. Категорически нельзя при установке манометра прикладывать механические усилия к корпусу. Очень важно при установке манометра тщательно его обезжирить, чтобы не допустить соприкосновения масла с кислородом.

Манометры на кислородных баллонах могут использоваться, только если температура окружающего воздуха не превышает 70 °С.

Почему важно контролировать давление в кислородном баллоне?

Пустые кислородные баллоны заправляются кислородом до давления 150 кгс/см 2 . Таким образом, при установленном для кислородных баллонов давлении наполнения 150 кгс/см 2 и температуре 20° С в баллон емкостью 40 л вмещается около 6 м 3 газа. Фактическая величина давления наполнения баллонов принимается в зависимости от температуры в наполнительном помещении.

Причиной взрывов чаще всего становится смешивание кислорода с горючим газом. Газ попадает в баллон во время газосварочных работ, когда давление кислорода в баллоне ниже, чем горючего газа и последний перетекает в кислородный баллон.

Поэтому очень важно при приемке пустых баллонов под наполнение в обязательном порядке проверять остаточное давление кислорода в баллоне (желательно не менее 3 кгс/см 2 ) и на истекающей струе проверить присутствие в баллоне горючего газа с помощью чувствительного газотечеискателя.

Баллоны без остаточного давления необходимо направить на пункт освидетельствования или предварительно заправить газообразным азотом до давления 3-5 кгс/см 2 , проверить по истекающей струю с помощью чувствительного газотечеискателя на отсутствие горючего газа и только после этого, удалив газообразный азот, и сделав предварительную «промывку» баллона кислородом, направить его на окончательную заправку.

Читайте также:  На горячую горит лампа давления масла чери амулет

Таким образом, грамотный выбор манометра и установка его на кислородный баллон является важным условием безопасности при использовании кислородного баллона.

Источник

Эксплуатация кислородного редуктора и техника безопасности.

Эксплуатация кислородного редуктора и техника безопасности.

Эксплуатация редуктора.

Далее необходимо проверить исправность резьбы накидной гайки, очистить ее от грязи и пыли, а также проверить наличие и исправность фибровой (для кислородных редукторов) или кожаной (для ацетиленовых редукторов) прокладки, от которой зависит плотность соединения редуктора с вентилем.

После продувания кислородного вентиля баллона или магистрали для удаления из них грязи или стружки, которые могут попасть в редуктор и испортить его клапан, к штуцеру вентиля привертывается и закрепляется ключом накидная гайка кислородного редуктора.

Точно так же необходимо продуть вентиль ацетиленового баллона до присоединения к нему ацетиленового редуктора.

До пуска газа в редуктор его регулирующий винт должен быть вывернут до полного ослабления нажимной пружины, чтобы при открывании вентиля баллона редуктор не мог быть поврежден. Запорный вентиль на редукторе должен быть открыт. К шланговому ниппелю редуктора присоединяют шланг и укрепляют его прочно хомутиками или мягкой проволокой.

Для пуска газа в редуктор необходимо плавно открыть вентиль баллона на пол-оборота маховичка. Если при этом ненормальностей не наблюдается, то вентиль баллона следует открыть до отказа и вращением нажимного регулирующего винта редуктора по часовой стрелке установить по манометру необходимое рабочее давление. Величина рабочего давления кислорода устанавливается при открытом вентиле резака.

Когда же вследствие наличия масла или резкого пуска кислорода произойдет вспышка или сильное нагревание редуктора, необходимо быстро закрыть вентиль баллона, а редуктор снять и отправить в ремонт.

После установления рабочего давления надо проверить, нет ли утечки газа в местах соединений, по резьбе манометров и т. д. Пропуски газа опасны, так как ацетилен и другие горючие газы образуют с воздухом взрывчатые смеси.

После проверки резак зажигают и регулируют пламя.

В процессе работы необходимо следить, чтобы в редукторе не появлялось утечки, замерзания и т. д.

При прекращении работы на 2—3 мин. можно закрыть только вентили на резаке. Если же работа прекращается на 10—15 мин., то помимо вентилей резака закрывают и запорный вентиль редуктора, не изменяя положения регулирующего винта. При перерывах в работе более 10—15 мин. следует дополнительно вывертыванием регулирующего винта ослабить нажимную пружину.

При длительных перерывах и по окончании работы закрывается вентиль баллона или магистрали и полностью выпускается оставшийся в редукторе газ. Затем вращением регулирующего винта против часовой стрелки ослабляется нажимная пружина.

Не следует оставлять редуктор на длительное время со сжатой нажимной пружиной во избежание ее порчи.

Запрещается производить подтягивание накидной гайки редуктора при открытом вентиле баллона.

После окончания рабочего дня редуктор снимается с баллона и укладывается в инструментальный ящик.

В работе редукторов имеют место неполадки — самотек, замерзание, выгорание клапана, засорение и целый ряд других неисправностей отдельных частей редуктора, которые необходимо устранять.

Причины поломок редукторов.

Явление самотека в редукторе.

Явление самотека в редукторе заключается в том, что при полностью освобожденной нажимной пружине, когда клапан должен плотно прижиматься к седлу, газ продолжает поступать в рабочую камеру, так как герметичность между клапаном и седлом нарушена. Причинами негерметичности могут быть поломка или ослабление запорной пружины, попадание под клапан различных твердых частиц, изношенность и неровности эбонитового уплотнения клапана, наличие дефектов на поверхности седла и др.

Читайте также:  Какое давление должно быть в шинах ваз гранта

Самотек при отсутствии отбора газа может привести к чрезмерному повышению давления в рабочей камере и при неисправном предохранительном клапане — к срыву или разрыву шланга, а при закрытом запорном вентиле — к разрыву мембраны или поломке других частей редуктора.

Поломка редуктора не менее опасна, чем срыв или разрыв шланга. Поэтому при длительных перерывах в работе не следует закрывать запорный вентиль на редукторе, а необходимо снимать рабочее давление и закрывать вентили баллонов или магистрали. По этим же причинам вентиль на резаке надо оставлять слегка открытым.

Отсутствие самотека в редукторе необходимо проверять не реже одного раза в неделю смачиванием мыльной водой выходного штуцера при ослабленной нажимной пружине. Одновременно надо проверить исправность предохранительного клапана и плотность соединений частей редуктора.

Кроме того, каждый раз при установке редуктора необходимо проверять, нет ли произвольного роста давления в рабочей камере при сжатой нажимной пружине. При обнаружении таких дефектов редуктор необходимо отправить в ремонт.

При переходе газа из камеры высокого давления в рабочую камеру происходит его расширение и падение давления, сопровождающееся резким понижением температуры. Чем больше перепад давления и количество отбираемого через редуктор газа, тем больше понижается температура в рабочей камере. Вследствие понижения температуры в редукторе пары воды, содержащиеся в газе, конденсируются и замерзают. Образующиеся кусочки льда закупоривают каналы редуктора.

Замерзание редуктора.

Замерзание редуктора чаще всего наблюдается при работе в холодное время года. В этих случаях закрывают вентиль баллона, отогревают редуктор горячей водой и продувают его для удаления влаги.

Категорически запрещается отогревать редуктор открытым огнем.

Для предотвращения замерзания редуктора применяются различные способы подогрева кислорода и редуктора. Наиболее распространенный способ — пропускание кислорода через медный змеевик, обогреваемый горячей водой.

Быстрое открывание запорного вентиля на баллоне вызывает резкое сжатие и повышение температуры газа в камере высокого давления редуктора. Вследствие этого может произойти выгорание эбонитового уплотнения или даже расплавление корпуса редуктора.

Для устранения опасности выгорания клапана, в редукторе ставят теплопоглотители в виде медных сеток или шайб с отверстиями. Запорный вентиль на баллоне открывают очень медленно и плавно.

Засорение фильтра редуктора.

Иногда доступ газа в редуктор затрудняется вследствие засорения фильтра редуктора. Фильтр необходимо регулярно прочищать от грязи и промывать. Неисправный фильтр должен быть заменен новым.

Неисправности отдельных частей редуктора.

К неисправностям отдельных частей редуктора относятся: поломка или усадка нажимной пружины, прогиб стальной шпильки передаточного шпинделя, поломка манометров и др.

Неисправность нажимной пружины или передаточного шпинделя определяется по незначительному повышению рабочего давления при ввертывании регулирующего винта до отказа.

Проверка манометров редуктора.

Наиболее часто поломкам подвергаются манометры. Проверку манометров производят каждый год. На тыльной стороне корпуса ставят клеймо с указанием квартала и года произведенной проверки.

Нельзя пользоваться редуктором, имеющим какую-либо неисправность. Все неисправные детали подлежат замене.

Редукторы подлежат ежеквартальной проверке.

Источник

Применение манометров для безопасной эксплуатации газовых баллонов

Рубрика: Технологии и решения

Технические газы в разном физическом состоянии имеют широкое применение в промышленности. Например, сжиженный газ в баллонах используют для сварки металлоконструкций в строительстве мостов. Также этот газ необходим для технологических процессов в медицине и металлургии.

Читайте также:  Что делать если давление в насосной станции падает давление

Баллоны со сжатыми газами, особенно токсичными и горючими, – это большая опасность. При работе с ними необходима повышенная осторожность: если давление внутри баллона выйдет за допустимые пределы, например, из-за падения или воздействия высокой температуры, баллон взорвется. Пострадать могут люди и окружающая среда.

Организации, которые в своей деятельности используют баллоны со взрывоопасным газом:

производители систем контроля газовых баллонов

производители систем пожаротушения газами

производители аналитического оборудования и хроматографов

Наглядный пример того, как взрывается баллон и какую опасность это представляет, отображен в видео. На нем запечатлен пожар на складе сварочных материалов в Далласе, штат Техас, США.

Одна из причин взрыва баллонов – нарушение правил безопасности: охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Другая – использование манометров, которые не соответствуют требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03). Поскольку газы могут быть частично агрессивными, материалы, из которых изготовлены баллон, регулятор давления и манометр, также должны соответствовать этим правилам.

Манометры для контроля остаточного давления в газовых баллонах

Для чего контролировать остаточное давление в баллоне?

Еще одна причина взрыва баллона – смешение газов. Давление, под которым газ хранится в баллоне, — 150-200 бар. По мере расходования газа давление снижается. Если не контролировать остаточное давление и дать ему опуститься ниже требуемого, произойдет подсос окружающего воздуха с влагой или газа из соседнего баллона одной магистрали. Например, газовая сварка – это два разных газа: ацетилен и кислород. При правильной пропорции они дают равномерное горение при смешивании. Но при подсосе одного газа в другой происходит неконтролируемое смешивание, из-за которого произойдет взрыв.

Почему газовый баллон не следует полностью опорожнять?

Практически пустые баллоны с точки зрения взрывоопасности приравниваются к баллонам, наполненным газом. Поэтому в промышленности принято требование, что опорожненные баллоны должны быть с остаточным давлением не менее 0,05 Мпа. А баллоны для растворенного ацетилена — не менее 0,05 и не более 0,1 МПа.

Точно контролировать давление газа внутри баллона и, как следствие, обеспечивать безопасность персонала можно с помощью манометров.

Использование манометров на баллонах с опасными газами

Для точного контроля остаточного давления в баллонах с кислородом, ацетиленом и другими взрывоопасными газами и смесями используют специально разработанные манометры, которые инженеры называют «кислородными». Такие манометры отличаются тем, что в процессе производства они проходят специальную технологическую процедуру очистки сухим воздухом. С их внутренних частей, которые вступают в непосредственный контакт с кислородом, удаляют все масло и смазку, оставшиеся после механической обработки. Иначе кислород, вступив в контакт с жирами или маслами, быстро окислит их, смесь воспламенится и разрушит манометр.

Пример воспламенившегося манометра, установленного на кислородную магистраль

Решения для безопасной работы с газовыми баллонами

Для работы с неагрессивным газом необходимы манометры с внутренними деталями из цветного металла, нержавеющей стали или монеля. Перед тем, как принять решение, стоит также уточнить у производителя, проводит ли он проверку на утечку гелия.

Чтобы контролировать остаточное давление в баллоне, мы рекомендуем использовать электроконтактные манометры. Такой выбор обеспечит несколько преимуществ:

непрерывная поставка газа

снижение затрат на дополнительную очистку баллона при полном использовании

контроль минимального и максимального давления на выходе регулятора

Источник

Adblock
detector