Меню

Давление насыщенных паров бензина газового стабильного

ХИМИЯ НЕФТИ

СВОЙСТВА ТОПЛИВ

— топлива, выкипающие в интервале температур 28-215°С и предназначенные для применения в двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением.

В зависимости от назначения бензины разделяются на автомобильные и авиационные.

Основными показателями бензина являются детонационная стойкость, давление насыщенных паров, фракционный состав, химическая стабильность и др. Ужесточение в последние годы экологических требований к качеству нефтяных топлив ограничило содержание в бензинах ароматических углеводородов и сернистых соединений.

Детонационная стойкость

Детонация возникает в том случае, если скорость распространения пламени в двигателе достигает 1500-2500 м/с, вместо обычных 20- 30 м/с. В результате резкого перепада давления возникает детонационная волна, которая нарушает режим работы двигателя, что приводит к перерасходу топлива, уменьшению мощности, перегреву двигателя, к прогару поршней и выхлопных клапанов.

Октановое число

— условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана.

Октановое число изооктана принято за 100 пунктов, а н-гептана — за 0. Для автомобильных бензинов (кроме А-76) октановое число измеряется двумя методами: моторным и исследовательским. Октановое число определяется на специальных установках путем сравнения характеристик горения испытуемого топлива и эталонных смесей изооктана с н-гептаном. Испытания проводят в двух режимах:

  • жестком (частота вращения коленчатого вала 900 об/мин, температура всасываемой смеси 149°С, переменный угол опережения зажигания);
  • мягком (600 об/мин, температура всасываемого воздуха 52°С, угол опережения зажигания 13 град.).

При производстве бензинов смешением фракций различных процессов важное значение имеют так называемые октановые числа смешения (ОЧС), которые отличаются от расчетных значений. Октановые числа смешения зависят от природы нефтепродукта, его содержания в смеси и ряда других факторов. У парафиновых углеводородов ОЧС выше действительных на 4 единицы, у ароматических зависимость более сложная. Различие может быть существенным и превышать 20 пунктов. Октановое число смешения важно также учитывать при добавлении в топливо оксигенатов.

Фракционный состав

Фракционный состав бензинов характеризует испаряемость топлива, от которой зависит запуск двигателя, распределение топлива по цилиндрам двигателя, полнота сгорания, экономичность двигателя. Испаряемость определяется температурой перегонки 10, 50 и 90% (об.) выкипания фракций бензина.

В ГОСТ Р 51105-97, который действует с 01.01.99 г., фракционный состав бензина определяется при температуре выкипания 70, 100 и 180°С (по аналогии с требованиями к бензинам в США ).

Давление насыщенных паров

Давление насыщенных паров дает дополнительное представление об испаряемости бензина, а также о возможности образования газовых пробок в системе питания двигателя. Чем выше давление насыщенных паров бензина, тем выше его испаряемость.

Бензины, предназначенные для применения в летних условиях, имеют более низкое давление паров. Чтобы обеспечить необходимые пусковые свойства товарного бензина, в его состав включают, как правило, до 30% (об.) легких компонентов (фракция НК — 62°С, изомеризата, алкилата и др.). Требуемое давление насыщенных паров обеспечивается также добавлением бутана. В летних бензинах обычно содержится 2- 3% (об.) бутана, в зимних — до 5-8% (об.).

Химическая стабильность

В процессе хранения, транспортирования и применения бензинов возможны изменения в их химическом составе, обусловленные реакциями окисления и полимеризации. Окисление приводит к понижению октанового числа бензина и повышению его склонности к нагарообразованию. Для оценки химической стабильности бензинов используют показатели содержания фактических смол, индукционного периода окисления. Высокой химической стабильностью обладают компоненты, не содержащие алкенов, — прямогонные бензины, бензины каталитического риформинга, алкилаты и изомеризаты. В бензинах коксования, термического и каталитического крекинга, напротив, содержатся в достаточном количестве алкены, которые легко окисляются с образованием смол. Для повышения химической стабильности к топливам, содержащим компоненты вторичного происхождения, добавляют антиокислительные присадки: n-оксидифениламин, ионол (2,6-ди-трет-бутил-n-крезол), антиокислитель ФЧ-16, древесносмоляной антиокислитель и др.

Читайте также:  Термосифонная гелиосистема под давлением

Содержание сернистых и ароматических соединений

Активные сернистые соединения, содержащиеся в бензинах (сероводород, низшие меркаптаны) вызывают сильную коррозию топливной системы и транспортных емкостей; полнота очистки бензинов от этих веществ контролируется анализом на медной пластинке. Неактивные сернистые соединения (тиофены, тетрагидротиофены, сульфиды, дисульфиды, высшие меркаптаны) коррозии не вызывают, однако при их сгорании образуются оксиды серы (SO2, SO3), под действием которых происходит быстрый коррозионный износ деталей двигателя, снижается мощность, ухудшается экологическая обстановка.

Наибольшую опасность для людей представляют ароматические углеводороды, особенно бензол и полициклические ароматические углеводороды. Токсическое действие бензола объясняется возможностью его окисления в организме. В связи с этим в последних нормативных документах ограничено допустимое содержание серы, бензола и ароматических соединений в бензинах.

Испаряемость

Индекс испаряемости (ИИ) бензина характеризует испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70°С. Индекс испаряемости рассчитывают по формуле:

В зависимости от климатического района применения автомобильные бензины подразделяют на пять классов. Наряду с определением температуры перегонки при заданном объеме предусмотрено и определение объема испарившегося бензина при заданной температуре.

Источник

Каталог нефтепродуктов

Бензин газовый стабильный (БГС)

Газовый бензин — вид бензина по способу получения – низкокипящий жидкий нефтяной продукт, получаемый при переработке попутного нефтяного газа. Производится преимущественно на газоперерабатывающих заводах.

Смесь предельных углеводородов С3-С6 и выше. Содержит значительное количество пропана и бутана.представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость, пожаро- и взрывоопасную, 4-го класса токсичности. В результате удаления пропана получают стабильный газовый бензин.

В зависимости от состава сырья, технологии получения БГС и его физико-химических свойств устанавливаются две марки бензина: легкий (БЛ) и тяжелый (БТ). Плотность Бензина газового стабильного при температуре 15 градусов составляет примерно 0,65 г/см3.
Используется в качестве сырья пиролиза для нефтехимическх производств и заводов органического синтеза, для компаундирования автомобильного бензина, а также сырья центральных газофракционных установок.

Диэтилбензол технический ТУ 2414-135-05766575-2007 с изменением №1

Получают в качестве побочного продукта производства этилбензола.

Назначение: Для последующего дегидрирования его в дивинилбензол и в качестве сырья других нефтехимических производств.

Физико-химические свойства

Наименование показателей Значение
Марка А Марка Б
Внешний вид Прозрачная жидкость, бесцветная или светло-желтого цвета
Массовая доля изомеров диэтилбензола, %, не менее 90 85
— в том числе м- диэтилбензола, %, не менее 50 40
Массовая доля суммы примесей (этилтолуол, бутилбензол, триэтилбензол и др.), %, не более 10 15

Требования безопасности: Представляет собой горючую, легковоспламеняющуюся жидкость. По степени воздействия на организм человека относится к умеренно-опасным веществам, ПДК в воздухе рабочей зоны 30/10 мг/м3.

Трнспортировка: В железнодорожных цистернах.

Остатки кубовые ректификации бензола (КОРБ) СТО 05766575-133-2007

Получают: Является отходом производства бензола, представляет собой смесь алкилароматических углеводородов (фракция С9 с примесями бензола, толуола, стирола, смеси изомеров диэтилбензола, нафталина и других).

Назначение: Марка А (фракция С9 гидрированная) в качестве компонента при приготовлении моторных топлив.

Марка Б в качестве разбавителя тяжелых смол и высокомолекулярных кубовых остатков, используется в производстве нефтеполимерной смолы.

Физико-химические свойства

Наименование показателей Значение
Марка А Марка Б
Внешний вид Прозрачная жидкость светло-жёлтого цвета Прозрачная жидкость от жёлтого до коричневого цвета
Плотность при 20°С, г/см3 0,750-1,070
Массовая доля фактических смол мг/100 см3, не более 50 2000
Вязкость кинематическая при 50°С , мм2/c, не более 20
Массовая доля механических примесей, %, не более 0,015 0,015
Массовая доля воды, %, не более 0,2 0,2
Массовая доля серы, %, не более 0,2 0,2
Температура 95 % отгона, °С, не более 205 205
Читайте также:  Как найти парциальное давление насыщенного водяного пара

Требования безопасности: По степени воздействия на организм человека относится к умеренно опасным веществам, 3 класса опасности.

Транспортировка: В железнодорожных цистернах.

Растворитель. Фракция легкая производства бутиловых спиртов ТУ 2421-111-05766575-2003 с изменением №1,2

Применяется в качестве реагента при флотации углей, как растворитель для получения топливной композиции, в производстве ингибиторов коррозии, для компаундирования бензина и дизельного топлива, повышения нефтеотдачи пластов.

Получают на узле ректификации производства бутиловых спиртов.

Назначение: используется в качестве растворителя и для промышленного синтеза на предприятиях химической промышленности.

Физико-химические свойства

Наименование показателей Значение
Температурные пределы перегонки, °С
— температура начала перегонки, не ниже 40
— температура конца перегонки, не выше 110
Массовая доля воды, %, не более 2,0
Плотность при 20 °С, кг/м3 , не более 830

Требования безопасности: Растворитель. Фракция легкая производства бутиловых спиртов — легковоспламеняющаяся жидкость. По степени воздействия на организм человека относится к 3-му классу опасности (умеренно опасные вещества). Обладает слабовыраженным местным действием на кожу.

Транспортировка: В железнодорожных цистернах.

Источник

Давление насыщенного пара бензина

Если бы вас попросили закупорить посуду парами бензина, вы могли бы это принять за шутку. Но оказывается, бензиновые пары могут, подобно пробке, закупорить трубопровод.

Паровые пробки — это пары бензина, образовавшиеся в системе питания двигателя. Наиболее опасно образование паровых пробок в трубопроводах, подводящих бензин к насосу, и в нагнетающих полостях насоса. Паровые пробки разрывают струю бензина, в связи с чем подача горючего к двигателю уменьшается или полностью прекращается.

О склонности бензина к образованию паровых пробок надёжно можно судить не по температуре перегонки 10 % бензина, а по давлению его насыщенного пара* определяемому в лабораторной бомбе Рейда (рис. 7), которая состоит из двух камер, соединённых трубкой. Верхняя камера, которая по объёму в 4 раза больше нижней, снабжена манометром для измерения давления. Нижнюю камеру заполняют бензином (в верхней находится воздух), затем бомбу помещают в нагретую водяную баню. По манометру замеряют давление пара бензина в бомбе в мм рт. ст. или в барах**. Давление паров сильно изменяется в зависимости от температуры, поэтому опыт ведут при стандартной температуре 38 °С.

По давлению насыщенного пара судят:

• о наличии легкоиспаряющихся фракций в бензине, способных образовывать паровые пробки: чем выше давление насыщенного пара бензина, тем больше в нём легкокипящих фракций и, следовательно, тем больше опасность образования паровых пробок при работе двигателя на таком бензине;

• о пусковых свойствах бензина: чем выше давление пара, тем лучше пусковые свойства бензина, тем быстрее может быть осуществлён пуск и прогрев двигателя;

• о возможных потерях бензина от испарения при хранении: чем выше давление пара бензина, тем больше потери бензина от испарения при хранении.

Рис. 7.Лабораторная бомба для определения давления

на­сыщенных паров бензина

Давление насыщенных паров – это давление пара, находящегося в равновесии с жидкостью при определённых соотношениях жидкой и паровой фаз и данной температуре; оно зависит от температуры и давления жидкости. Давление насыщенных паров бензина, кПа, не более:

Давление насыщенных паров влияет не только на пусковые свойства бензина при низкой температуре окружающей среды, но и на работу двигателя в случае нагрева бензина в системе питания. Во время работы двигателя в условиях жаркого климата температура бензина в системе питания в среднем на 20-30 °С выше температуры окружающего воздуха. При чрезмерном повышении температуры из бензина выделяются пары углеводородов, кипящих при низкой температуре. Эти пары с воздухом, который в небольших концентрациях находится в бензине, образуют паровоздушные пузырьки. В результате горючая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, будет содержать меньшую массовую долю бензина (обеднённая смесь) и может выйти за концентрационные пределы распространения пламени, а следовательно, привести к остановке двигателя. В зависимости от климатических условий эксплуатации двигателя используют бензины с различным фракционным составом и давлением насыщенных паров, обеспечивающие надёжный пуск и предотвращающие остановку двигателя из-за образования паровоздушных пузырьков в системе питания.

Читайте также:  Мишлен agilis alpin 205 65 r16c какое давление

Таким образом, с одной стороны, высокое давление насыщенного пара бензина вредно, так как ведёт к образованию паровых пробок и повышенным потерям при хранении, а с другой — полезно, поскольку от него зависят лёгкость пуска и быстрый прогрев двигателя. Примирить между собой столь противоречивые свойства невозможно. Нельзя создать бензин, который не образовывал бы паровых пробок и в то же время обеспечивал лёгкий пуск двигателя и летом и зимой. Поэтому промышленность выпускает бензин с таким давлением насыщенного пара, чтобы склонность к образованию паровых пробок была минимальной летом, но чтобы он обладал необходимыми пусковыми свойствами зимой.

Для пуска двигателей зимой иногда применяют специальный пусковой бензин с высоким давлением насыщенного пара, на котором двигатель не может работать длительно из-за образования паровых пробок, но зато легко пускается при низкой температуре.

Вообще говоря, нет таких бензинов, которые не могли бы образовывать паровых пробок. Дело в том, что образование паровых пробок зависит не только от качества бензина, но и от условий эксплуатации и от конструкции системы питания двигателя.

Жаркая погода, как и заправка баков машин тёплым бензином, способствуют образованию паровых пробок.

Известно, что чем больше высота над уровнем моря, тем воздух разрежённее и тем ниже температура кипения жидкости. Например, если на уровне моря бензин начинает кипеть при температуре 60 °С, то на высоте 6000 м над уровнем моря он закипает при 40 °С. Отсюда понятно, что, чем выше над уровнем моря взбирается автомобиль, чем выше поднимается самолёт, тем вероятнее опасность образования паровых пробок в системе питания двигателя.

Состав горючей смеси

В карбюраторных двигателях бензин вначале испаряется, смешивается с воздухом и лишь затем поджигается электрической искрой.

При сжигании паров бензина, смешанных с воздухом, большое значение имеет состав горючей смеси.

Состав горючей смеси в двигателе выражают в виде коэффициента избытка воздуха.

Коэффициент избытка воздуха (α) – это отношение количества воздуха в килограммах, расходуемого в двигателе на сгорание 1 кг топлива, к количеству воздуха в килограммах, теоретически необходимому для полного сгорания 1 кг топлива.

Поясним па примере. Теоретически для полного сгорания I кг бензина необходимо 14,9 кг воздуха. Если при работе двигателя на 1 кг бензина расходуется воздуха ровно столько, сколько требуется теоретически, то α равняется 1 – такая горючая смесь называется нормальной.

Если же воздуха расходуется больше, чем требуется теоретически для сгорания 1 кг бензина, например 17,9 кг, то α будет равна 1,2.

Горючие смеси с α > 1 называются бедными, а с α

Источник

Adblock
detector