Давление насыщенных паров воды при исходной температуре воздуха
ГОСТ 1756-52
(СТ СЭВ 3654-82)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Методы определения давления насыщенных паров
Petroleum products.
Methods for determination of saturated vapours pressure
Срок действия с 01.10.53
до 01.07.97*
___________________
* Ограничение срока действия снято по протоколу № 7-95
Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии
и сертификации (ИУС 11-95).
Примечание «КОДЕКС»
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Е. М. Никоноров, д-р хим. наук; В. В. Булатников, канд. техн. наук; В. Д. Милованов, канд. техн. наук; Т. Г. Скрябина, канд. техн. наук; И. И. Москвина, канд. техн. наук; Л. А. Садовникова, канд. техн. наук; Л. Г. Нехамкина, канд. техн. наук (руководитель темы); Т. В. Еремина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Управлением по стандартизации при Совете Министров СССР 29.12.1952 г.
3. Стандарт соответствует требованиям СТ СЭВ 3654-82
4. В стандарт введен международный стандарт ИСО 3007-74 в части методов А, Б, С
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта,
приложения
7. Постановлением Госстандарта от 15.11.89 № 3371 срок действия продлен до 01.07.97
8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1993 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1980 г., мае 1983 г., ноябре 1989 г. (ИУС 8-80, 8-83, 2-90)
Настоящий стандарт распространяется на сырую нефть, летучие невязкие нефтепродукты и моторные топлива и устанавливает следующие методы определения давления насыщенных паров:
А — для нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров до 180 кПа;
Б — для нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров свыше 180 кПа;
С — для авиационного бензина;
Д — для моторных топлив.
Настоящий стандарт не распространяется на сжиженные нефтяные газы.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1a. Определение давления насыщенных паров моторных топлив.
Метод Д.
Сущность метода заключается в измерении давления насыщенных паров моторных топлив в бомбе, состоящей из топливной и воздушной камер, при температуре 37,8 °С.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
I. АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ
I. АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ
1. При проведении определения давления насыщенных паров моторного топлива применяют аппаратуру, указанную в обязательном приложении.
Применяют топливную камеру с одним отверстием (черт. 1 обязательного приложения) и термометр ртутный стеклянный с пределами измерений от 0 до 55 °С с ценой деления шкалы 0,1 °С по ГОСТ 28498-90. Отношение объема воздушной камеры к объему топливной камеры должно быть от 3,8:1 до 4,2:1. К верхнему донышку воздушной камеры привинчивают ниппель с краном и наконечником для резиновой трубки.
Допускается применять импортную аппаратуру по классу точности не ниже отечественной.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
II. ОТБОР ПРОБ
2. Пробу испытуемого нефтепродукта отбирают по ГОСТ 2517-85. Для определения давления насыщенных паров используют пробу, не подвергавшуюся другим испытаниям.
Черт. 1а*
Способ переливания пробы
в топливную камеру из сосудов открытого типа
1 — сосуд с пробой до переливания; 2 — проба; 3 — пары пробы;
4 — приспособление для переливания охлаждающей пробы;
5 — охлажденная топливная камера.
2.2. Среднюю объединенную пробу для анализа составляют с помощью приспособления, устраняющего потери от испарения во время переливания. Приспособление (черт. 1а) состоит из плотно пригнанной к бутылке корковой или любой другой, не взаимодействующей с нефтепродуктом пробки, через которую проходят две трубки. Одна трубка (воздушная) должна доходить до дна бутылки, другая (для слива топлива) с внутренней стороны должна быть вставлена заподлицо с пробкой, а с внешней выступать на такую длину, чтобы при переливании топлива не достигать дна сосуда, в который сливается топливо, на 10-20 мм.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
2.3. Сосуд с продуктом открывают после того, как сам сосуд и его содержимое будут охлаждены до температуры от 0 до 4 °С.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
2.4. После отбора пробы сосуд с оставшейся пробой герметически закрывают, помещают в холодное место и хранят там до окончания испытания.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
3. Пробу, предназначенную для определения давления насыщенных паров, хранят в лаборатории до испытания при температуре не выше 20 °С.
III. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
4. Для определения объема воздушной камеры привинчивают к ее верхнему донышку гайку с краном, надевают на наконечник резиновую трубку и начинают наливать в камеру воду до заполнения всей резиновой трубки, после чего свободный конец трубки зажимают и наливают воду до заполнения патрубка, соединяющего воздушную камеру с топливной.
Для определения объема топливной камеры ее заполняют водой до нижнего края муфтного соединения. Объем залитой воды замеряют и вычисляют соотношением объемов камер.
5. По мере надобности проверяют герметичность аппарата. Для этого собранный аппарат через кран наполняют воздухом под давлением 687 кПа и погружают в воду.
В случае отсутствия герметичности рекомендуется ставить свинцовые прокладки.
4, 5. (Измененная редакция, Изм. № 2).
6. Подготовку аппарата к проведению анализа проводят следующим образом:
а) снимают с воздушной камеры гайку с краном;
б) если аппаратом пользовались перед испытанием данной пробы топлива, то для удаления паров топлива из воздушной камеры ее заполняют не менее 5 раз водой, нагретой до 30-40 °С; резиновую трубку, соединяющую воздушную камеру с манометром, также промывают несколько раз подогретой водой.
7. Непосредственно перед испытанием воздушную камеру ополаскивают чистой водой любой температуры, ставят вертикально и присоединяют к ней гайку с краном и закрывают кран.
8. Перед испытанием пробу испытуемого топлива и топливную камеру охлаждают до температуры от 0 до 4 °С.
9. В воздушную камеру вставляют термометр ТН 6 по ГОСТ 400-80 так, чтобы он входил в камеру на три четверти своей длины и чтобы ртутный резервуар термометра не касался стенок камеры.
8, 9. (Измененная редакция, Изм. № 2).
10. Топливную камеру ополаскивают 2-3 раза испытуемым топливом, а затем заполняют ее топливом так, чтобы топливо переливалось через верх камеры.
Измеряют исходную температуру воздуха в воздушной камере, проверяют, закрыт ли кран, и соединяют воздушную камеру с топливной камерой, а затем резиновой вакуумной трубкой с ртутным манометром согласно черт. 1 приложения 1.
Залив топлива в топливную камеру и сборку аппарата необходимо проводить в возможно короткий срок.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
10а. Для проверки правильности результатов измерения используют стандартные образцы давления насыщенных паров газожидкостной равновесной системы ГСО 4093-87-4096-87 в соответствии с приложением 2. Допускается до 01.01.95 определение давления насыщенных паров без использования стандартных образцов.
(Введен дополнительно, Изм. № 3).
IV. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
11. Собранный аппарат опрокидывают, чтобы находящаяся в топливной камере проба могла стекать в воздушную камеру, и сильно встряхивают в направлении, параллельном продольной оси прибора, повторяя эту операцию несколько раз.
12. Затем аппарат приводят в нормальное положение и погружают его в водяную баню так, чтобы кран был покрыт водой.
Температуру водяной бани, равную (37,8±0,1) °С, поддерживают во время всего испытания.
При погружении аппарата в водяную баню необходимо следить за тем, чтобы не было утечки паров топлива. Если в процессе испытания будет замечена утечка паров топлива, данное испытание прекращают, а новое испытание проводят с другой порцией топлива.
13. После погружения аппарата в водяную баню открывают кран и, спустя 5 мин, отмечают давление по показанию манометра в миллиметрах. Затем закрывают кран, вынимают аппарат из бани, опрокидывают, сильно встряхивают и снова ставят его в водяную баню. Далее эти операции повторяют через каждые 2 мин.
Перед каждым встряхиванием кран закрывают, а после погружения аппарата в баню открывают. Встряхивание производят возможно быстрее, чтобы избежать охлаждения аппарата и его содержимого.
14. После того как показания манометра перестанут изменяться (на это обычно требуется до 20 мин), отмечают показание манометра как «нескорректированное давление насыщенных паров» используемого топлива.
11-14. (Измененная редакция, Изм. № 2).
V. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
15. В показатель «нескорректированное давление насыщенных паров» вносят поправку ( ) на изменение давления воздуха и насыщенных паров воды в воздушной камере, вызванное различием между исходной температурой воздуха и температурой водяной бани.
Поправку ( ) в кПа вычисляют по формуле
где — атмосферное давление в месте, где проводилось испытание, кПа;
— давление насыщенных паров воды при исходной температуре воздуха, кПа;
— исходная температура воздуха, °С;
— давление насыщенных паров воды при 37,8°С, кПа.
Значения поправки, вычисленные с точностью до 0,1 кПа, приведены в табл. 1.
За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух определений.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
VI. ТОЧНОСТЬ МЕТОДА
16. Сходимость
Два результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения, указанного на графике (черт. 2а).
Воспроизводимость
Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения, указанного на графике (черт. 2а).
(Введен дополнительно, Изм. № 3).
Черт. 2а*
Исходная темпе-
ратура воздуха,
°С
Поправки в кПа для различных температур
при барометрическом давлении, кПа
VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ ДО 1,8·10 кПа. МЕТОД А
Сущность метода заключается в измерении давления насыщенных паров испытуемых нефтепродуктов в бомбе, состоящей из топливной и воздушной камер, при температуре (37,8±0,1) °С.
17. Пробу испытуемого нефтепродукта отбирают по ГОСТ 2517-85. Для определения давления насыщенных паров используют пробу, не подвергавшуюся другим испытаниям.
Вместимость сосудов, из которых отбирают пробы, должна быть не менее 1 дм и не более 8 дм .
Сосуд с продуктом открывают после того, как сам сосуд и его содержимое будут охлаждены до температуры от 0 до 4 °С.
После отбора пробы сосуд с оставшейся пробой герметично закрывают, быстро помещают в холодное место и хранят там до окончания испытания.
18. Для проведения испытания применяют аппаратуру, указанную в обязательном приложении. При этом применяют топливную камеру с одним отверстием (черт. 1 обязательного приложения).
19. Подготовка к испытанию
19.1. Насыщение исследуемого продукта воздухом
После того как температура сосуда с испытуемым продуктом достигнет от 0 до 4 °С, его вынимают из охлаждающей бани и проверяют объем содержимого, который должен составлять от 70 до 80 % емкости сосуда. При наличии требуемого количества жидкого продукта сосуд энергично встряхивают, чтобы обеспечить равновесие исследуемого продукта с воздухом, и помещают в охлаждающую баню.
Топливную камеру, неплотно закрытую корковой пробкой, и устройство для переливания проб погружают в водяную охлаждающую баню и выдерживают до тех пор, пока их температура не понизится до температуры от 0 до 4 °С.
19.2. Подготовка воздушной камеры при температуре 37,8 °С
Присоединяют пружинный манометр к воздушной камере.
Воздушную камеру непосредственно перед присоединением к топливной камере погружают не менее чем на 10 мин в водяную баню температурой (37,8±0,1) °С так, чтобы высота столба воды над верхним краем камеры была не менее 25 мм. Не следует удалять воздушную камеру из бани до заполнения топливной камеры испытуемым продуктом.
19.3. Подготовка воздушной камеры при температуре окружающей среды
Температуру воздушной камеры доводят до температуры окружающей среды или до иной температуры, определяемой с погрешностью не более ±0,5 °С.
Присоединяют манометр к воздушной камере.
В воздушную камеру вставляют термометр, фиксируя его в нужном положении с помощью пробки, свободно входящей в отверстие воздушной камеры, но не закрывая герметично.
Регулируют положение термометра так, чтобы он проходил как можно точнее по оси воздушной камеры и чтобы ртутный резервуар термометра находился внутри камеры на расстоянии 230 мм от отверстия.
Оставляют термометр в данном положении до тех пор, пока температура будет удерживаться на одном уровне в течение 5 мин или в течение более длительного периода непосредственно перед соединением воздушной камеры с топливной камерой. В этот момент регистрируют показание термометра как исходную температуру.
19.4. Заполнение топливной камеры
19.4.1. Охлажденный сосуд с пробой вынимают из бани, открывают его и вставляют охлажденное приспособление для переливания пробы.
19.4.2. Быстро переворачивают охлажденную топливную камеру и надевают ее сверху на трубку для слива топлива.
19.4.3. Быстро переворачивают всю систему так, чтобы топливная камера заняла вертикальное положение отверстием вверх и чтобы трубка для слива топлива была погружена в топливную камеру, а ее конец находился на расстоянии 6 мм от дна камеры.
19.4.4. Топливную камеру заполняют топливом так, чтобы топливо переливалось через край. Следует слегка постучать топливной камерой о стол для удаления из исследуемой пробы пузырьков воздуха. Если при этом некоторая часть пробы разольется, то в камеру доливают топливо в таком количестве, при котором оно будет переливаться через верхний край камеры.
Упрощенная схема, иллюстрирующая процесс заполнения топливной камеры, приведена на черт. 1а.
19.4.5. Регистрируют исходную температуру воздуха в воздушной камере.
19.4.6. Соединяют воздушную камеру с топливной камерой. Сборка прибора должна быть закончена не позднее чем через 20 с после заполнения топливной камеры.
20. Проведение испытания
20.1. Собранный аппарат опрокидывают, чтобы находящаяся в топливной камере проба могла стекать в воздушную камеру, и сильно встряхивают в направлении, параллельном продольной оси прибора.
20.2. Аппарат погружают в водяную баню температурой (37,8±0,1) °С в наклонном положении так, чтобы место соединения топливной и воздушной камер находилось ниже уровня воды и чтобы можно было проследить: нет ли утечки паров топлива.
20.3. Убедившись в отсутствии утечки, погружают аппарат в воду настолько, чтобы уровень воды был не менее чем на 25 мм выше верхнего края воздушной камеры. В продолжение всего испытания следят за тем, чтобы не было утечки паров. Если замечена утечка, испытание проводят повторно на новой пробе.
20.4. Через 5 мин после погружения собранного прибора в водяную баню следует слегка постучать по пружинному манометру и снять показание манометра. Затем вынимают аппарат из бани, опрокидывают, сильно встряхивают, и как можно быстрее, не давая прибору охладиться, снова помещают в баню.
Встряхивание и снятие показаний манометра повторяют не менее 5 раз с интервалом не менее 2 мин до тех пор, пока по крайней мере два последовательных показания манометра не будут идентичными, что говорит о равновесии. На эти операции требуется 20-30 мин.
Снимают конечное показание манометра с погрешностью не более 0,3 кПа, если манометр имеет промежуточные деления через 0,5 кПа, и с погрешностью до 0,5 кПа, если промежуточные деления нанесены через 1,0-2,5 кПа. Регистрируют это показание как «нескорректированное давление насыщенных паров» испытуемого продукта.
20.5. Немедленно отсоединяют пружинный манометр, проверяют его показания по ртутному манометру и регистрируют полученное значение как давление насыщенных паров, если подготовка воздушной камеры проводилась по п. 19.2, или используют показание ртутного манометра для дальнейшего расчета, если подготовка воздушной камеры проводилась по п. 19.3.
20.6. Отсоединяют воздушную камеру от топливной камеры и от манометра и полностью освобождают их от остатков исследуемого продукта.
Воздушную камеру наполняют водой с температурой выше 32 °С и дают ей стечь.
Повторяют такую промывку не менее пяти раз.
Если промывка воздушной камеры осуществляется в ванне, необходимо предотвратить попадание в камеру небольших, незаметных для глаза пленок испытуемого продукта, плавающих на поверхности воды. Поэтому верхнее и нижнее отверстия камеры при прохождении через поверхность воды должны быть закрытыми.
Топливную камеру после тщательного удаления остатков исследуемого продукта погружают в ледяную баню для следующего испытания.
Удаляют из трубки пружинного манометра оставшуюся жидкость.
В случае испытания нефти и нефтепродуктов после каждого испытания следует промывать трубку манометра летучим растворителем (бензином).
21.1. В показание ртутного манометра вносят поправку в соответствии с табл. 2 на изменение давления водяного пара и воздуха в камере при нагревании от исходной температуры воздуха до 37,8 °С.
Температура воздуха, °С
Поправка в кПа для различных температур
при барометрическом давлении в кПа
Источник