Меню

Давление в природе способы уменьшения и увеличения давления

Давление в природе способы уменьшения и увеличения давления

1. От чего ззависит давление, оказываемое телом на опору?

Это легко определить, глядя на формулу для расчета давления:

В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, увеличивают или уменьшают силу давления, но чаще увеличивают или уменьшают площадь опоры.

Вот так, например, различаются давления, оказываемые на грунт, машинами и человеком:

2. Изменение силы давления

При бороновании плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы.

3. Использования больших площадей опоры для уменьшения давления

При большой площади опоры тела можно значительно уменьшить оказываемое им давление на поверхность..

Чтобы грунт мог выдержать давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.

Шины тяжелых грузовых автомобилей и шасси самолетов делают шире, чем легковых.
Особенно широкими делают шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях.

Для улучшения проходимости, для работ на болотистых или песчаных, земляных почвах использование гусениц вместо колес дает большую площадь опоры. Тяжелые машины, тракторы, танки, болотоходы проходят там, где не пройдет человек.

4. Уменьшение площадей опоры для увеличения давления

При малой площади опоры можно небольшой силой создать большое давление.

При вдавливании кнопки в доску из-за малой площади острия кнопки производимое ею давление в 1000 раз больше давления гусеничного трактора на почву.

Лезвие режущих и острие колющих инструментов (ножей, ножниц, резцов, пил, игл и др.) остро оттачивают и при помощи малой силы создают большое давление. Таким инструментом легче работать.

В живой природе режущие и колющие приспособления есть и у животных: это зубы, когти, клювы, шипы и др.

Источник

«Давление в природе и технике»

  1. Давление твердого тела и способы его изменения();
  2. Примеры увеличения давления в живой природе;
  3. Примеры уменьшения давления в живой природе, технике и быту;
  4. Примеры увеличения давления в технике и быту;
  5. Выводы;
  6. Использованная литература и ресурсы.

Скачать:

Вложение Размер
davlenie_v_prirode_i_tehnike_shuvalov_vadim.ppt 1.04 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Шувалов Вадим 9а класс

Содержание Давление твердого тела и способы его изменения(); Примеры увеличения давления в живой природе; Примеры уменьшения давления в живой природе, технике и быту; Примеры увеличения давления в технике и быту; Выводы; Использованная литература и ресурсы.

Давление твердого тела. Почему мальчик без лыж проваливается сильнее?

Давление в природе и технике. Уменьшение давления Увеличение давления

А так — не очень. Почему? Казалось бы, в обоих случаях на опору действует одна и та же сила – вес тела Мягко, не правда ли? Есть над чем подумать…

Способы изменения давления. Величину, численно равную силе, действующей на единицу площади поверхности перпендикулярно к этой поверхности, называют давлением. Да, сила одинакова, но давление различно. Уменьшая или увеличивая площадь опоры , на которую действует сила, мы тем самым увеличиваем или уменьшаем давление.

Лёжа в постели, человек (при весе в 600Н) опирается примерно на 0,5 м 2 поверхности тела, а на ровной поверхности на 0, 01 м 2 . В первом случае он оказывает давление 1200Н/ м 2 , а во втором -60000 Н/ м 2 . Это различие в давлении и ощущается как «мягко» и «жёстко». Прикосновение к тайне.

Примеры увеличения давления. Вас ужалила оса или пчела, которая действует на кожу с силой лишь 0,00001Н. Подсчитав давление жала осы на кожу – 33 000 000 000 Н/ м 2, вы получите пример того, как даже при малых силах давление может быть большим, если мала площадь поверхности, на которую действует сила.

Зачем животным нужны острые клыки, рога, когти, зубы, иглы? Увеличение давления в живой природе.

Пиранья, рыбка- невеличка длиной 25-30 см, держит в страхе всё живое в водах Амазонки. Зубы её так остры, что она легко может перекусить палец человека. Пиранья в борьбе за существование.

«Колющие орудия» растений. Почему при сборе малины или шиповника трудно обойтись без царапин?

Давление на лёд, когда вы стоите на коньках , более чем в 100 раз превышает давление на снег, когда стоите на лыжах. Математика помогает физике.

При значительной площади опоры давление может быть малым. Вместе с поклажей этот «вездеход» пустыни весит немало – до 7000Н. Не имея достаточно большой площади опоры, он просто увяз бы в песках. «Вездеход» пустыни.

Человек в своей практической деятельности часто решает задачи, связанные с уменьшением давления. При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают широкие шайбы(большая площадь опоры). Без них гайка врезается в дерево, крепление ослабевает . Учёт давления в практической деятельности.

Чтобы уменьшить давление на грунт, тяжелые машины ставят на широкие колёса. Для передвижения в пустынях машины снабжают сверхбаллонами. Проявление давления в технике.

В условиях бездорожья, заболоченных участков, снежной целины хорошо зарекомендовали себя вездеходы, обладающие высокой проходимостью. Давление снегоболотохода на грунт при нагрузке 80 000Н в 10-20 раз меньше , чем давление грузовика. «Вездеход» бездорожья.

Тяжеловесные грузы (до 5000000Н) перевозят по автострадам и железным дорогам на многоосных платформах. Их «пассажиры» — части корпусов океанских судов , локомотивы турбогенераторы, энергоблоки и так далее. Учёт давления на транспорте.

При прокладке железнодорожных путей рассчитывают давление поездов на земляное полотно. Для насыпи не годятся рыхлые породы. Балластный слой должен состоять из щебня, песка и гравия. Учет давления при строительстве дорог.

Проектируя здания, учитывают их давление на грунт. Для уменьшения давления постройки на фундамент увеличивают площадь его нижней части. Учет давления при строительстве домов.

Учет давления при строительстве и эксплуатации мостов. Такой знак при въезде на мост означает, что максимальный вес транспортной единицы с грузом не должен быть больше 7 тонн(70 000Н), чтобы не превысить допустимую силу давления на опоры моста.

Задача на смекалку Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич раздавит?

Учет давления в жизненной ситуации. Почему провалившемуся под лёд протягивают доску, лестницу и тому подобное?

Примеры увеличения давления за счет уменьшения площади опоры.

Алмазный бур Алмазный бур «грызет» крепчайшие породы – скважина все глубже уходит в толщу земли. Это происходит потому, что на малой площади опоры сосредотачивается большая сила. Алмазная буровая коронка

Большая сила побеждает. Ледокол не колет, а скорее давит лёд носовой частью. Для увеличения давления носовые цистерны наполняют водой.

Проявление давления на производстве. В мощных прокатных станах сила давления достигает 300 000 000Н Значительно сложнее получить высокое давление на больших площадях.

Невероятно, но факт. Удар – один из эффективных способов создания кратковременных высоких давлений. Давление пули, ударяющей в стальную болванку 15 600 000 000 Па.

Мир глазами физика. Сверхвысокое давление (30 000 000 000 Па) на больших площадях возникает при взрыве. Взрыв формует металлы, прокладывает траншеи. А в этом агрегате взрыв сваривает медь и алюминий, медь и сталь.

Получение алмазов При температуре 2300 С и давлении 10 000 000 000 Па были получены искусственные алмазы .

Давление в глубинах небесных тел. Сверхвысокое давление существует в глубинах небесных тел. Давление в центре земного шара – около 300 000 000 000 000 Па Извержение вулкана

Выводы: Давление увеличить P ——— силу увеличить F или площадь опоры уменьшить S Давление уменьшить P ——— силу уменьшить F или площадь опоры увеличить S

Список использованной литературы 1.Перышкин А.В. Физика.7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений- М.:Дрофа, 2004. 2. Степанова Г.Н., Степанов А.П.Сборник вопросов и задач по физике: Спб.:ООО «СТП Школа»,2005 Ресурсы: Диафильм для 7 класса «Давление в природе и технике»

Источник

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

Тема урока: «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Образовательная – сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь; решать тренировочные задачи.

Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; показать, что зная, язык математики можно установить вид физической закономерности.

единицы измерения давления в любой системе единиц и в Международной системе единиц (СИ);

физический смысл давления;

обозначения физических величин;

способы увеличения и уменьшения давления;

выяснить, пути получения малого и большого давления;

давления твердого тела;

площади поверхности, на которую производится давление.

решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;

рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление;

переводить единицы измерения давления.

Способы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

словесно-иллюстративный метод, работа с учебником, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный.

Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Что такое сила?
Ученик: Сила является мерой взаимодействия тел.
Учитель: От чего зависит результат действия силы на тело ?
Ученик: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Учитель: Какие виды сил Вам известны?
Ученик: Сила тяжести. Сила упругости . Вес тела. Сила трения.
Учитель: Составьте краткий рассказ о силе тяжести по плану:

Какую силу называют силой тяжести?

Как зависит сила тяжести от массы?

Формула для нахождения силы тяжести.

Как направлена сила тяжести?
Ученик: Сила тяжести — сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Обозначается — F тяж. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fтяж = mg , где m- масса тела, g- ускорение свободного падения . Направлена она всегда вертикально вниз.

Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силе упругости?
Ученик: Сила упругости:

возникает при деформации;

стремиться вернуть тело в исходное положение;

обозначается F упр;

при малых деформациях выполняется закон Гука F упр = k ∆ l , где k – жесткость, ∆ l – изменение длины тела

Учитель: Что называют весом тела?
Ученик: Вес тела – сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле, действует на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Обозначается Р. Определяется по формуле Р = mg.
Учитель: Составьте рассказ о силе трения по плану:

Какую силу называют силой трения?

В чем заключаются причины трения?

Обозначение силы трения.

Ученик: Сила трения – сила, характеризующая взаимодействие тел, препятствующее их относительному движению. Причины возникновения – шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Обозначение – Fтр. Виды трения: трение скольжения, трение качения.

Постановка цели и задач урока

Когда-то Лобачевский думал, кутаясь в пальто:
«Как мир прямолинеен. Видно, что-то здесь не то!»
Но он вгляделся пристальней в безоблачную высь
И там все параллельные его пересеклись.
Все известно вокруг, тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали!
С.Никитин

Ребята! Мы с вами повторили силы природы. Но каждый урок, изучая физику, мы открываем для себя что-то новое. Мы вспомнили с вами, от чего зависит результат действия силы. А от чего зависит результат действия силы на тело? Ответ на этот вопрос мы найдем, изучая тему «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления».

Изучение нового материала

Самостоятельная работа с учебником § 33, 34

Учащиеся дают письменные ответы на вопросы таблицы, используя указанные страницы (дискретный подход, системно – функциональный подход)

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

Результат действия силы зависит от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует и зависит от силы, действующей на единицу площади поверхности

От чего зависит результат действия силы на тело?

р = F / S , где р – давление, F – сила давления, действующая на поверхность, S – площадь поверхности

Давлением называется физическая величина, равная отношению силы давления, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности

Что называют давлением?

Давление показывает, какая сила давления действует на единицу площади

Каков физический смысл давления?

За единицу давления принято такое давление, при котором на единицу площади действует единица силы давления

Что принято за единицу давления?

За единицу давления в СИ принято такое давление, при котором на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности действует сила давления в 1 Н

Что принято за единицу давления в системе СИ?

[р] = [ F ] / [ S ] = ньютон / квадратный метр = паскаль

Получите наименование единицы давления

[р] = [ F ] / [ S ] = Н / м 2 = Па

Получите обозначение единицы давления

Чем больше (меньше) сила давления, действующая на одну и ту же площадь, тем больше (меньше) будет

Чем больше (меньше) площадь опоры, тем меньше (больше) давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

Как можно уменьшить (увеличить) давление?

Проверка усвоения ДЭЗ в порядке их логического следования

Закрепление изученного материала

а) Фронтальная лабораторная работа «Вычисление давления твердого тела на опору» (В.А.Буров, С.Ф. Кабанов, В.И.Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Стр. 62) – работа в парах.

Порядок выполнения работы

Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска)

Измерьте длину, ширину и высоту бруска

Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска

Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

На основе полученных результатов сформулируйте вывод.

б) Решение расчетных задач (у доски)

1. Какое давление оказывает на снег лыжник массой 60 кг, если длина каждой лыжи 1,5 м, а ширина 10 см?
2. Гусеничный трактор весом 54 кН в среднем производит давление 40000 Па. Определите опорную площадь гусениц.
3. Вычислите силу, действующую на парус яхты площадью 60 м 2 , если давление ветра 80 Па.

в) Решение качественных задач

Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?

Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?

Объясните физический смысл пословицы: «Шило в мешке не утаишь»?

Одинаковое ли давление оказываем мы на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом, если прилагаемое нами усилие одно и тоже?

Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?

Почему опорную площадку губок у плоскогубцев делают большой, чем у кусачек?

Почему олени почти не проваливаются в снег?

Почему при постройке здания его стены возводятся одновременно до одинаковой примерно высоты?

В каком положении брусок оказывает наименьшее давление?

5. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?

7. Проверка полученных знаний (контрольное тестирование)

1. От чего зависит результат действия силы на тело?

А) от модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно к которой она действует
Б) от площади поверхности, перпендикулярно к которой действует сила

В) от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую она действует

2. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…

А) силой давления
Б) давлением
В) весом тела

3. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше; меньше
Б) больше; больше
В) меньше; меньше
4. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?

А) не изменится
Б) уменьшится
В) увеличится

5. В каких единицах измеряется давление?

6. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000 Па
Б) 100 Па
В) 1000 Па

7. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2 . Определите давление станка на фундамент?

А) 48 Па
Б) 25000 Па
В) 4800 Па

8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?

А) 0,192 м 2
Б) 19,2 м 2
В) 1,92 м 2

Источник

Читайте также:  Процесс изотермического сжатия воздуха давление
Adblock
detector