Меню

Давление в жидкости расчет давления в жидкости и газе

Урок физики в 7-м классе «Давление в жидкости. Расчет давления в жидкости и газе»

Разделы: Физика

Тема: Давление в жидкости. Расчет давления в жидкости и газе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • формирование понятия давление жидкости;
  • знакомство с давлением на дне морей и океанов;
  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • формирование навыков работы учащихся с источниками информации (учебником).

Задачи урока:

  • изучение теоретического материала;
  • решение задач на расчет давления в жидкости и газе;
  • практическое значение знаний о давлении жидкости.

Основной материал: Наличие давления внутри жидкости. Возрастание давления с глубиной погружения. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Акваланг. Батисфера и батискаф.

Оборудование к уроку: мультимедийный видеопроектор, мультимедийный компьютер, экран, дидактический материал (Приложение 1, выполненное в виде мультимедийной презентации, содержащей кадры и видеофрагменты, Приложение 2).

План урока.

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин) 1 Организационный момент Проверка готовности к уроку 1 2 Проверка выполнения домашнего задания Устный контроль, коррекция пробелов в работе 7 3 Мотивация учебной деятельности Проблемная ситуация 2 4 Усвоение новых знаний Эвристическая беседа, демонстрационный эксперимент, презентация 20 5 Закрепление изученного материала Решение качественных задач с использованием анимации и расчетных задач 13 6 Домашнее задание Комментарии, презентация 2

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии.

II. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Наличие правильно выполненного задания и ответы на вопросы по заданию.

III. Мотивация учебной деятельности

Не только вопросы порождают ответы, но, что еще более важно, ответы порождают новые вопросы. Без вопросов ответы бесполезны. Будет ли интересно читать ответы на кроссворд прежде, чем вы увидите сам кроссворд?

IV. Изучение нового материала

Вопрос №1: Если в сосуд налита вода, то производит ли она давление на дно и стенки сосуда?

Ответ: Вода имеет массу и поэтому притягивается Землей. Верхние слои воды давят на нижние, а так как давление в жидкости передается по всем направлениям без изменения, по закону Паскаля, то жидкость давит не только на дно, но и на стенки сосуда.

Вопрос №2: Внимательно посмотрите видеофрагмент. Подумайте и сделайте вывод от чего зависит давление жидкости? (Приложение 1, сюжет 2)

Вывод: Чем выше столб жидкости, тем давление больше.

Вывод: Давление в жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям. (Приложение 1, кадр 3) Внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.

Вопрос № 3: Если мы воду заменим другой жидкостью, то останутся ли верными сделанные нами выводы? (Приложение 1, кадр 4)

Ответ: Естественно, так как основные свойства жидкости останутся теми же.
Найдем давление, которое оказывает жидкость на дно сосуда.

Вопрос № 4: Как рассчитать давление жидкости на дно сосуда?

Ответ: , где, но т.к. , то . Учитывая, что . Следовательно . Отсюда )

Логически с приборами получить вывод или можно использовать фрагмент презентации.

Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит только от ее плотности и высоты столба. (Приложение 1, кадр 5)

V. Закрепление изученного материала (Приложение 2)

а) Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, если бы она была налита вместо воды?

б) Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 1,5 м?

в) Волк плывет под водой с дыхательной трубкой. Какие ограничения накладывает на ныряльщика дыхательная трубка? Ответ найдите в учебнике стр. 95. (Приложение 1, сюжет 12)

Задача с недостающими данными

г) Какое давление на глубине 1,5 м? Решить устно.

Качественные задачи, предполагающие работу с дополнительными источниками информации

д) Какое преимущество дает ныряльщику акваланг? Какие ограничения он накладывает? Ответ в учебнике. (Приложение 1, кадр 13)

е) В следующем сюжете мы видим глубоководный аппарат. Почему у него такая внешняя форма? (Приложение 1, сюжет 14)

ж) Чтобы человек мог работать на больших глубинах он должен находиться в специальном скафандре. Найдите о нем информацию в учебнике. (Приложение 1, кадр 14)

з) Анализируя рис. 103 учебника давайте познакомимся с тем, что говорит нам учебник о глубоководных аппаратах. Какие ограничения в их использовании имеются? (Приложение 1, кадр 16)

и) Вычислите, какое давление в самой глубокой Мариинской впадине глубиной.

к) В просмотренном сюжете мы видели с вами глубоководных рыб. Какую длину лески нужно приготовить для лова рыбы камбалы, если она может выдерживать давление 400 кПа? (Приложение 1, сюжет 17)

VI. Домашнее задание

Литература:

  1. Аляев Ю.А., Стадник Н.М., Калинин И.Ю. Физика. Мультзадачник. Учебное пособие. Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004. (CD-ROM).
  2. Громов С.В. Программа авторского курса. Газета «Физика». Приложение к газете «Первое сентября» – 2001 – №31.
  3. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999 – 2001.
  4. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». – М.: Дрофа, 2000.
  5. Методический справочник учителя физики / Сост.: М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. – М.: Мнемозина, 2003.
  6. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1999 – 2001.
  7. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7 – 11 классы. Министерство образования РФ, ГУРЦ и ЭМТО, ООО «Дрофа», ЗАО «1С», ЗАО МТКЦ «Формоза-Альтаир», РЦИ Пермского ГТУ. 2004. (CD-ROM).
Читайте также:  Седло для врезки в газопровод низкого давления

Источник

Давление в жидкостях и газах

Давление в газах

Молекулы газа (как и жидкости) не связаны в жесткую структуру, а двигаются хаотично. Если ограничить жидкость или газ емкостью некоторого объема, то молекулы начнут ударятся о стенки емкости и создавать давление, определяемое формулой $P = $.

Очевидно, что молекулы обладают очень малой массой, поэтому сила их удара много меньше площади удара и, соответственно, давление, создаваемое одной молекулой также будет малым. Но вспомним, что при стандартных условиях в одном моле вещества содержится 6⋅10 23 молекул. В сумме все молекулы создают ощутимое давление.

Рис. 1. Хаотическое движение молекул газа.

Теперь увеличим количество молекул, но объем оставим неизменным. Ударов о стенки станет больше, давление возрастет. Также давление будет увеличиваться, если скорость хаотического движения молекул возрастет, а скорость, как известно, зависит от температуры газа: $v = <\sqrt<3kT \over m>>$

Эти закономерности отражены в формуле для давления газа, выводимой в рамках молекулярно-кинетической теории: $p = nkT$, где n – концентрация, k – постоянная Больцмана и T – температура.

Давление в жидкостях

Предыдущие рассуждения справедливы и для жидкостей. Но в них расстояние между молекулами меньше, поэтому при одинаковом объеме жидкость будет иметь большую массу. Рассмотрим столб воды в поле силы тяжести и разобьем его на некоторое количество малых слоев. Самый первый слой будет давить на все нижележащие с силой $F = \rho gV$.

Рис. 2. Давление столба жидкости.

Давление, зависящее от высоты столба жидкости, называют гидростатическим. Оно определяется формулой:

$p = \rho gh$, где h – высота столба. Она получается в результате деления выражения для F на площадь слоя.

В газах также существует гидростатическое давление. Например, на поверхность земли давит толща атмосферы.

Полное давление в жидкостях и газах будет складываться из давления, оказываемого сторонней силой и гидростатического. В земных условиях для жидкостей внешним давлением чаще всего выступает атмосферное. Для газов же необходимо добавить давление, создаваемое хаотическим движением молекул.

Важным является закон для жидкостей и газов, который устанавливает, что внешнее давление распространяется по всему объему вещества без изменения. Его называют законом Паскаля. Благодаря нему справедливо предыдущее утверждение о полном давлении.

Рис. 3. Закон Паскаля.

Задачи

  • Скорость молекул в идеальном газе υ, масса одной молекулы газа – m, объем всего газа – V. Определить давление газа, если его плотность – $\rho$.

Решение

Учитывая, что концентрация $n =<\rho \over m>$, запишем:

Открытый сосуд высотой 2 м на четверть заполнили водой. Определить полное давление на дно сосуда.

Запишем формулу полного давления:

$P = P_0 + \rho gh$. Так как сосуд открытый, на него действует атмосферное давление.

Поэтому полное давление будет равно:

Что мы узнали?

В ходе урока было рассмотрено, как возникает давление в жидкостях и газах, были введены понятия гидростатического давления, внешнего давления и давления хаотического движения молекул, а также рассмотрены формулы для их расчета. В завершении урока были решены две задачи на пройденные темы.

Источник

Физика (7 класс)/Давление

Содержание

Давление. Единицы давления.

По рыхлому снегу человек идёт с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему? На лыжах или без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако действие этой силы в обоих случаях различно, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек, с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыж почти в 20 раз больше площади подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, в 20 раз меньшей, чем стоя на снегу без лыж.

Ученик, прикалывая кнопками газету к доске, действует на каждую кнопку с одинаковой силой. Однако кнопка, имеющая более острый конец, легче входит в дерево.

Значит, результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, к которой она приложена (перпендикулярно которой она действует).

Этот вывод подтверждают физические опыты.

По углам небольшой доски надо вбить гвозди. Сначала гвозди, вбитые в доску, установим на песке остриями вверх и положим на доску гирю. В этом случае шляпки гвоздей лишь незначительно вдавливаются в песок. Затем доску перевернем и поставим гвозди на острие. В этом случае площадь опоры меньше, и под действием той же силы гвозди значительно углубляются в песок.

От того, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, зависит результат действия этой силы.

В рассмотренных примерах силы действовали перпендикулярно поверхности тела. Вес человека был перпендикулярен поверхности снега; сила, действовавшая на кнопку, перпендикулярна поверхности доски.

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:

Читайте также:  Принцип работы датчика давления масла приора

давление = сила / площадь.

Обозначим величины, входящие в это выражение: давление — p, сила, действующая на поверхность, — F и площадь поверхности — S.

Тогда получим формулу:

Понятно, что бóльшая по значению сила, действующую на ту же площадь, будет производить большее давление.

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности.

Единица давления — ньютон на квадратный метр ( 1 Н / м 2 ). В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется паскалем (Па). Таким образом,

Используется также другие единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).

Пример. Рассчитать давление, производимое на пол мальчиком, масса которого 45 кг, а площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 300 см 2 .

Запишем условие задачи и решим её.

Дано: m = 45 кг, S = 300 см 2 ; p = ?

В единицах СИ: S = 0,03 м 2

P = 9,8 Н · 45 кг ≈ 450 Н,

p = 450/0,03 Н / м 2 = 15000 Па = 15 кПа

‘Ответ’: p = 15000 Па = 15 кПа

Способы уменьшения и увеличения давления.

Тяжелый гусеничный трактор производит на почву давление равное 40 — 50 кПа, т. е. всего в 2 — 3 раза больше, чем давление мальчика массой 45 кг. Это объясняется тем, что вес трактора распределяется на бóльшую площадь за счёт гусеничной передачи. А мы установили, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

В зависимости от того, нужно ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивается или уменьшается. Например, для того, чтобы грунт мог выдержать давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.

Шины грузовых автомобилей и шасси самолетов делают значительно шире, чем легковых. Особенно широкими делают шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях.

Тяжелые машины, как трактор, танк или болотоход, имея большую опорную площадь гусениц, проходят по болотистой местности, по которой не пройдет человек.

С другой стороны, при малой площади поверхности можно небольшой силой произвести большое давление. Например, вдавливая кнопку в доску, мы действуем на нее с силой около 50 Н. Так как площадь острия кнопки примерно 1 мм 2 , то давление, производимое ею, равно:

p = 50 Н/ 0, 000 001 м 2 = 50 000 000 Па = 50 000 кПа.

Для сравнения, это давление в 1000 раз больше давления, производимого гусеничным трактором на почву. Можно найти еще много таких примеров.

Лезвие режущих и острие колющих инструментов (ножей, ножниц, резцов, пил, игл и др.) специально остро оттачивается. Заточенный край острого лезвия имеет маленькую площадь, поэтому при помощи даже малой силы создается большое давление, и таким инструментом легко работать.

Режущие и колющие приспособления встречаются и в живой природе: это зубы, когти, клювы, шипы и др. — все они из твердого материала, гладкие и очень острые.

Давление

Мы уже знаем, что газы, в отличие от твердых тел и жидкостей, заполняют весь сосуд, в котором находятся. Например, стальной баллон для хранения газов, камера автомобильной шины или волейбольный мяч. При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона, камеры или любого другого тела, в котором он находится. Давление газа обусловлено иными причинами, чем давление твердого тела на опору.

Известно, что молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ. Молекул в газе много, поэтому и число их ударов очень велико. Например, число ударов молекул воздуха, находящегося в комнате, о поверхность площадью 1 см 2 за 1 с выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно, — оно и создает давление газа.

Итак, давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.

Рассмотрим следующий опыт. Под колокол воздушного насоса поместим резиновый шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачиваем воздух из-под колокола. Оболочка шарика, вокруг которой воздух становится все более разреженным, постепенно раздувается и принимает форму правильного шара.

Как объяснить этот опыт?

В нашем опыте движущиеся молекулы газа непрерывно ударяют о стенки шарика внутри и снаружи. При откачивании воздуха число молекул в колоколе вокруг оболочки шарика уменьшается. Но внутри шарика их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Шарик раздувается до тех пор, пока сила упругости его резиновой оболочки не станет равной силе давления газа. Оболочка шарика принимает форму шара. Это показывает, что газ давит на ее стенки по всем направлениям одинаково. Иначе говоря, число ударов молекул, приходящихся на каждый квадратный сантиметр площади поверхности, по всем направлениям одинаково. Одинаковое давление по всем направлениям характерно для газа и является следствием беспорядочного движения огромного числа молекул.

Попытаемся уменьшить объем газа, но так, чтобы масса его осталась неизменной. Это значит, что в каждом кубическом сантиметре газа молекул станет больше, плотность газа увеличится. Тогда число ударов молекул о стенки увеличится, т. е. возрастет давление газа. Это можно подтвердить опытом.

Читайте также:  Рейтинг водяных насосов для повышения давления

На рисунке а изображена стеклянная трубка, один конец которой закрыт тонкой резиновой пленкой. В трубку вставлен поршень. При вдвигании поршня объем воздуха в трубке уменьшается, т. е. газ сжимается. Резиновая пленка при этом выгибается наружу, указывая на то, что давление воздуха в трубке увеличилось.

Наоборот, при увеличении объема этой же массы газа, число молекул в каждом кубическом сантиметре уменьшается. От этого уменьшится число ударов о стенки сосуда — давление газа станет меньше. Действительно, при вытягивании поршня из трубки объем воздуха увеличивается, пленка прогибается внутрь сосуда. Это указывает на уменьшение давления воздуха в трубке. Такие же явления наблюдались бы, если бы вместо воздуха в трубке находился бы любой другой газ.

Итак, при уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.

А как изменится давление газа, если нагреть его при постоянном объеме? Известно, что скорость движения молекул газа при нагревании увеличивается. Двигаясь быстрее, молекулы будут ударять о стенки сосуда чаще. Кроме того, каждый удар молекулы о стенку будет сильнее. Вследствие этого, стенки сосуда будут испытывать большее давление.

Следовательно, давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются.

Из этих опытов можно сделать общий вывод, что давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки сосуда.

Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. При этом давление их возрастает, газы необходимо заключать в специальные, очень прочные баллоны. В таких баллонах, например, содержат сжатый воздух в подводных лодках, кислород, используемый при сварке металлов. Конечно же, мы должны навсегда запомнить, что газовые баллоны нельзя нагревать, тем более, когда они заполнены газом. Потому что, как мы уже понимаем, может произойти взрыв с очень неприятными последствиями.

Закон Паскаля.

В отличие от твердых тел отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещаться относительно друг друга по всем направлениям. Достаточно, например, слегка подуть на поверхность воды в стакане, чтобы вызвать движение воды. На реке или озере при малейшем ветерке появляется рябь.

Подвижностью частиц газа и жидкости объясняется, что давление, производимое на них, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку. Рассмотрим это явление подробнее.

На рисунке, а изображен сосуд, в котором содержится газ (или жидкость). Частицы равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз.

Прилагая некоторую силу, заставим поршень немного переместиться внутрь и сжать газ (жидкость), находящийся непосредственно под ним. Тогда частицы (молекулы) расположатся в этом месте более плотно, чем прежде(рис, б). Благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем раньше (рис, в). Поэтому давление газа всюду возрастет. Значит, добавочное давление передается всем частицам газа или жидкости. Так, если давление на газ (жидкость) около самого поршня увеличится на 1 Па, то во всех точках внутри газа или жидкости давление станет больше прежнего на столько же. На 1 Па увеличится давление и на стенки сосуда, и на дно, и на поршень.

Давление, производимое на жидкость или газ, передается на любую точку одинаково во всех направлениях.

Это утверждение называется законом Паскаля.

На основе закона Паскаля легко объяснить следующие опыты.

На рисунке изображен полый шар, имеющий в различных местах небольшие отверстия. К шару присоединена трубка, в которую вставлен поршень. Если набрать воды в шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется из всех отверстий шара. В этом опыте поршень давит на поверхность воды в трубке. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.

Если шар заполнить дымом, то при вдвигании поршня в трубку из всех отверстий шара начнут выходить одинаковые струйки дыма. Это подтверждает, что и газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.

Давление в жидкости и газе.

На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Поэтому, каждый слой жидкости, налитой в сосуд, своим весом создает давление, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление. В этом можно убедиться на опыте.

В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, нальем воду. Под действием веса жидкости дно трубки прогнется.

Опыт показывает, что, чем выше столб воды над резиновой пленкой, тем больше она прогибается. Но всякий раз после того, как резиновое дно прогнулось, вода в трубке приходит в равновесие (останавливается), так как, кроме силы тяжести, на воду действует сила упругости растянутой резиновой пленки.

Источник

Adblock
detector