Меню

Давление в жидкостях и газах закон паскаля открытый урок

Урок по физике на тему «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»

Разделы: Физика

Цели урока:

Образовательная цель — познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, ИКТ, плакат, портрет Блез Паскаля, шар Паскаля, 2 воздушных шара, камера, качок, колба, 2 коленообразные трубки, трубочка, 6 стаканов, 2 сосуда для опыта, пакет, 3 гири, электронный учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”.

План урока.

  1. Орг.момент — 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 6 мин.
  3. Мотивация и целеполагание — 5 мин.
  4. Этап получения нового знания — 15 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Закрепление учебного материала — 15 мин.
  7. Информация о домашнем задании — 2 мин.
  8. Подведение итогов — 4 мин.

Содержание урока.

I. Оргмомент.

— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите.

“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика – для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!”

II. Актуализация знаний.

— Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и мне. Вы все такие хорошие, весёлые. Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. У вас на партах лежат карточки с заданиями в тестовой форме для проверки ваших знаний по предыдущему уроку. Возьмите рабочие тетради и запишите число. Классная работа. Тесты. (На доске) Время на выполнение теста 3 минуты. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. А в 3-ем задании напишите да или нет.

Тесты по теме “Давление газа”.

1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление

а) не изменяется;
б) увеличивается;
в) уменьшается.

2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме?

а) не изменится;
б) станет больше;
в) станет меньше.

3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:

масса –
вес –
объём
плотность
давление
воздуха в нём? (Написать да или нет.)

4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?

а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па;
б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;
в) одинаковое по всем направлениям.

5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является

а) удары молекул газа о стенки сосуда;
б) мало взаимное притяжение молекул газов;
в) очень малые размеры молекул газов.

— Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. (Слайд № 2. Читаю ответы.) У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.

III. Мотивационный этап.

Учитель:
— Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа)
(Слайд № 3)

Учитель:
— Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление газа имеется. Как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)

Учитель:
— Лежащая на столе книга? (Да.)

Учитель:
— Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.)

Учитель:
— Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается — книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.)

Учитель:
— Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)

Читайте также:  Большая разница между верхним и нижним давлением о чем говорит

Учитель:
— Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран. (Опыт, воздушный шар под колоколом.) (Электронный учебник “Кирилл и Мефодий, Физика 7-11 класс”.)

Учитель:
— Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.)

IV. Этап получения нового знания.

Учитель:
— Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел. (Слайд № 4) Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”. Запишите в тетради.

Учитель:
Какие слова вам знакомы? (Паскаль.)
(Слайд № 5)

Учитель:
— Блез Паскаль — французский математик и физик, один из умов XVII столетия. Отец Паскаля, Этьен, знаток математики и астрономии занимался его образованием. Чудо-ребёнок Блез с 12 лет начал заниматься наукой. Отец стал брать его на заседания научного кружка. Интеллект мальчика быстро развивался и вскоре он на равных обсуждал научные проблемы с крупными учёными своего времени. В 16 лет он написал замечательный “Опыт о конических сечениях”. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования. Открытия сделанные Блезом Паскалем 300-лет назад мы изучаем и сейчас.

Учитель:
— Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради виде таблицы.

Учитель:
— Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)

Учитель:
— А если подуть на неё?

Учитель:
— Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)

Учитель:
Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь заполним таблицу.

Состояние вещества Подвижность молекул Направление передачи давления
Твёрдые тела Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются Передаётся в направлении действия силы
Жидкость и газ Молекулы подвижны относительно друг друга Передаётся по всем направлениям, всем частицам

Опыт, изменение давления воздуха внутри воздушного шара. (Трубка с поршнем, на которую надет воздушный шарик.)

Учитель:
— Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (В учебнике рис. 94) (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)

Учитель:
— При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.)

Учитель:
— Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.

Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)

Учитель:
— Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)

Учитель:
— Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. (Плакат).

Учитель:
— Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.

V. Физкультминутка.

Учитель:
— Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.

Встали.
Постоим на одной ноге, на другой.
Встали на цыпочки, потянулись.
Как изменилось давление на пол?
Молодцы! Садитесь.

Учитель:
— Я вам покажу ещё один опыт.

Опыт с пакетом наполненным водой.

Учитель:
— Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.)

Учитель:
— Разрывается там, где тоньше.

VI. Закрепление учебного материала.

— Ребята, вы сами хотите проделать опыты? ( Да.)

— Давайте, выполним работу в группах по 4 человека. Я вам раздам задания и оборудование для выполнения работы. Внимательно прочитайте задание и запишите ваше предположение, сделайте эксперимент и вывод. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание, продемонстрирует опыт и сделает вывод.

Читайте также:  Датчик давления температуры endress hauser

По рисунку и на опыте объясните передачу давления твёрдым, сыпучим телами и жидкостью. Изобразите стрелками, как передаётся давление.

Объясните явление, пользуясь законом Паскаля. Как изменится наблюдаемое явление, если увеличить сжатие?

Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

Ответ: При выстреле из мелкокалиберной винтовки в варёном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения. Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям.

Сосуд плотно закрыт пробкой, в которую вставлены две трубки так, как показано на рисунке. Если подуть в трубку а, то вода через трубку б выливается из сосуда. Будет ли вытекать вода из трубки а, если подуть в трубку б?

Накачайте камеру от детского велосипеда. И объясните явление, пользуясь законом Паскаля.

Два цилиндра с подвижными поршнями и кислородом внутри помещены в камеру, воздух в которую можно накачивать или наоборот, откачивать. Что будет происходить при откачивании воздуха из камеры?

Нахождение общего характера. Повторение вывода.

Использование в технике сжатых газов. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакат).

VII. Домашнее задание. (Слайд № 7)

1) § 36. (Выучить закон Паскаля)
2) Упр. 14 № 2.
3) Задание 7.

VIII. Подведение итогов.

— Что было изучено сегодня на уроке?
— Как передают давление жидкости и газы?
— Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
— Как читается закон Паскаля?
— На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
— Что вам больше понравилось?

Источник

Урок Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Материал урока позволит учащимся рассмотреть и объяснить механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами; сформулировать закон Паскаля.

Скачать:

Вложение Размер
urok_peredacha_davleniya_zhidkostyami_i_gazami._zakon_paskalya.docx 72.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Цель урока: рассмотреть и объяснить механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами; сформулировать закон Паскаля.

Методические цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новым физическим явлением – передачей давления в жидкостях и газах, на основе различий между твёрдыми телами, жидкостями и газами; расширить и углубить знания учащихся по теме «Давление».

Развивающие: развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

6.p = = 147000(Па) ≈ 150000(Па)

3.Этап актуализации знаний

  1. Что такое давление?
  2. Что называют силой давления? Какая её главная особенность? Сила давления перпендикулярна поверхности, на которую она действует.
  3. По какой формуле рассчитывают давление? Какой буквой обозначают давление?
  4. Какие единицы давления вы знаете? От каких величин зависит давление?
  5. Записать формулу для вычисления площади опоры; силы, действующей перпендикулярно поверхности.
  6. Какие свойства газов отличают их от твёрдых тел и жидкостей?
  7. Как объясняется давление газа на основе учения о движении молекул?
  8. Как можно на опыте показать, что газ производит давление на стенки сосуда, в котором находится?
  9. Из чего можно заключить, что газ производит одинаковое давление по всем направлениям?
  10. Почему давление газа увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении?

4. Этап постановки целей и задач урока

На прошлых уроках нами были рассмотрены вопросы, связанные с давлением твёрдого тела на опору и давления газа. Мы установили, от каких величин зависит давление и как можно его изменять.

  • В каких ещё состояниях, кроме твердого состояния, может находиться вещество?
  • Какие свойства жидкостей вы знаете? (Не имеют собственной формы, сохраняют объём)
  • Как движутся молекулы жидкостей? Что можно сказать о расстоянии между молекулами? (Перескакивают с одного места на другое, молекулы расположены плотно.)

Итак, в отличие от твёрдых тел отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещается относительно друг друга по всем направлениям. Если подуть на поверхность воды, то это вызывает её движение.

Рассматривая давление твёрдого тела на опору, мы выяснили, что это давление передаётся только в направлении действия силы. Тогда возникает вопрос, а как же передают давление жидкости?

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: рассмотреть и объяснить механизм передачи внешнего давления жидкостями и газами; изучить закон Паскаля, научиться объяснять ряд физических явлений с помощью данного закона; рассмотреть практическое использование закона в быту, технике.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля».

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Учитывая подвижность частиц газа и жидкости, какое можно сделать предположение о передаче внешнего давления жидкостями и газами?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим рисунок: в сосуде под поршнем находится газ (или жидкость). Частицы газа расположены равномерно.

  • Что произойдет с частицами, если мы опустим поршень? Частицы расположатся в этой части сосуда более плотно, но благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем до сжатия. Давление газа всюду возрастает. Значит, добавочное давление передаётся всем частицам газа или жидкости.

Вывод: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся не только в направлении действия силы, но и в каждую точку этой жидкости или газа.

Проверим этот вывод на опыте Паскаля.

Опыт 1. Используем шар Паскаля, заполненный водой. Если опустить поршень, то вода польётся из всех отверстий шара. В опыте поршень давит на поверхность воды сверху вниз. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Давление поршня передаётся в каждую точку жидкости, заполняющей шар, а мы наблюдаем, как часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.

Воду в данном эксперименте можно заменить на газ (дым). Результат будет таким же.

Закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково по всем направлениям.

Рассмотрим практическое применение закона Паскаля:

  • изготовление бутылки (рисунок 28, учебника);
  • действие масленки;
  • получение мыльных пузырей;
  • применение закона Паскаля: заправка тракторов (используется рисунок «Схема заправки трактора»); борьба с сельскохозяйственными вредителями (используется рисунок опрыскивателя).

Применение закона Паскаля в технике

а) Почему подводные лодки иногда страдали от взрыва глубинных бомб тогда, когда бомба взрывалась в стороне от лодки.

б) Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт (песок, гравий, щебень), а не прямо на твердую почву железнодорожного полотна. (Сыпучий материал передает давление не только вниз, но и в стороны. Это обеспечивает большую сохранность железнодорожного пути)

Применение закона Паскаля в быту

а) Пищу для космонавтов изготовляют в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. При легком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. Какой закон проявляется при этом? (закон Паскаля)

Где, при каких условиях дома, используется такое явление? (крем, зубная паста и т.д., аналогично извлекаются при надавливании тюбика с эластичными стенками)

б) Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз посылая в нее порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать воздух? (давление, создаваемое мышцами легких мальчика равно давлению воздуха внутри камеры)

6. Этап обобщения и закрепления нового материала

Решение качественных задач: Л. № 487, 490.

7.Контроль и самопроверка знаний

Использование презентации: вывести правильные ответы.

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Что не понравилось?
  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?
  • А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание: § 36, упр. 14, Л. № 456.

1.Розетки прессуются из специальной массы, действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 75 см². Под каким давлением прессуется розетка?

Источник

Adblock
detector