Меню

Давление воздуха и осадки на разных широтах 7 класс конспект

§ 12. Давление воздуха и осадки на разных широтах

Как распределяется атмосферное давление на земле. От чего зависит количество осадков.

Как распределяется атмосферное давление на Земле

С температурой воздуха тесно связано атмосферное давление. Тёплый воздух легче холодного, слабее давит на поверхность и может вместить больше водяного пара.

Рассмотрите рисунок 28. Больше всего тепла получает жаркий тепловой пояс. Воздух в приземных слоях вблизи экватора сильно нагревается, увеличивается в объёме и поднимается вверх. Атмосферное давление у поверхности Земли понижается. У полюсов всё происходит наоборот. Тепла там мало, воздух холодный и тяжёлый, поэтому он опускается вниз, и давление у поверхности Земли повышается.

В области экватора при восходящем движении воздух постепенно охлаждается, содержащийся в нём водяной пар (а тёплый воздух может его вместить много) конденсируется и проливается сильным дождём. В верхние слои тропосферы такой воздух доходит охлаждённым, с повышенным давлением. Поэтому на высоте 10-12 км он начинает растекаться к северу и к югу от экватора, т. е. в сторону полюсов.

Растекающийся от экватора охлаждённый воздух на высоте становится ещё холоднее и тяжелее и, достигнув 30° с. ш. и 30° ю. ш., начинает опускаться. При нисходящем движении он уплотняется, нагревается, становится суше. Здесь образуются пояса высокого давления. Между полярными и тропическими поясами повышенного атмосферного давления в умеренных широтах расположились пояса относительно пониженного атмосферного давления. Летом в Северном полушарии Солнце смещается к Северному тропику. Вслед за Солнцем к северу смещаются пояса атмосферного давления. В день равноденствия всё вернётся к экватору. Потом постепенно начнётся такое же смещение к югу — лето наступит в Южном полушарии.

Основная причина образования поясов атмосферного давления — неодинакова поступление солнечного тепла на разных широтах.

Атмосферное давление на земле распределяется широтными поясами: пониженное — вблизи экватора и в умеренных широтах; повышенное — в областях тропиков и вокруг полюсов.

От чего зависит количество осадков?

Облачность и осадки образуются тогда, когда пода, содержащаяся в воздухе в виде водяного пара, переходит в жидкое или твёрдое состояние. Такие условия возникают при восходящем движении воздуха и его одновременном охлаждении (как, например, вблизи зквагора). Это означает, что облачность и осадки связаны с температурой и давлением воздуха.

Источник

Конспект урока 7 класс по теме «Распределение осадков по поверхности Земли. Пояса давления»

Тема: Распределение осадков по поверхности Земли. Пояса давления.

• сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле;

• установить закономерности распределения осадков

Читайте также:  Если у меня высокое давление как его снять

• продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления и осадков на Земле; формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения осадков на Земле.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации —текстом, картами и схемами;

2) создавать обобщения;

3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; развивать познавательный интерес на основе изучения материала параграфа.

Личностные: формирование мотивации на изучение нового материала.

Оборудование: схема «Формирование поясов атмосферного давления», карта «Среднегодовое количество осадков», физическая карта мира.

Тип урока: комбинированный.

1) Какую закономерность в распределении температуры воздуха вы знаете?

2) Объясните, как рельеф и морские течения влияют на распределение температуры воздуха.

3) Выберите верный ответ. При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией: а) увеличивается; б) не изменяется; в) уменьшается.

4) О каком поясе освещённости идёт речь? Охватывает область вокруг полюсов вплоть до полярных кругов. Летом Солнце поднимается невысоко, а зимой некоторое время совсем не восходит — наступает полярная ночь.

5) На какой параллели Солнце бывает в зените 22 июня и 22 декабря? Как называется эта параллель в Северном и Южном полушариях?

Актуализация знаний по теме «Атмосфера»

— Что такое атмосферное давление и от чего оно зависит? (сила, с которой давит столб воздуха на 1 кв.см. площади; зависит от степени нагрева земной поверхности)

Изучение нового материала.

Рассмотрим образование поясов давления на земном шаре и образование осадков.

— нарисуйте земной шар, отметьте полюса, тропики, полярные круги и экватор.

С.п. ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ

60 0 восх. НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ

30 0

Нисход. ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ

0 0 НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ

30 0 ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ

У экватора воздух сильно нагревается от поверхности Земли, становится легче и поднимается вверх. Формируется область низкого давления, так как восходящие токи воздуха. С подъемом воздух охлаждается, конденсируется, образуются облака и идет сильный ливневый дождь.

На высоте 10-12 км охлажденный воздух с повышенным давлением начинает растекаться к северу и югу от экватора – к полюсам. Чем выше поднимается воздух, тем становится холоднее и тяжелее и в районе 30 градуса северной и южной широты начинает опускаться. Воздух становится суше и теплее. Образуется область высокого давления у тропиков. Так как воздух уходит от насыщения, то много облаков не образуется и осадков много не бывает. У тропиков сухо.

В умеренных широтах воздух опять нагревается, но не так сильно, как у экватора. Поэтому образуется область относительно пониженного давления не с очень большим количеством осадков.

Читайте также:  Нет давления в рампе после выключения зажигания

У полюсов воздух охлаждается и опускается вниз. Следовательно, формируется область высокого давления и мало осадков.

Основная причина образования поясов давления – неодинаковое поступление тепла на разных широтах.

Пояса давления смещаются к северному или южному тропикам, в зависимости от времени года. Летом в северном полушарии Солнце смещается к северному тропику, а за ним и пояса давления. В день равноденствия – оно вернется к экватору (22 июня).

Тоже самое происходит и в южном полушарии (22 декабря).

Сделайте вывод: от чего зависит количество осадков? (от температуры воздуха и давления )

Какие причины (факторы) еще могут повлиять а кол-во осадков?

( рельеф, течения, циркуляция атмосферы )

Источник

Технологическая карта урока географии в 7 классе «Давление воздуха и осадки на разных широтах»

— сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле;

— установить закономерности распределения осадков на земном шаре;

— продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 7 классе «Давление воздуха и осадки на разных широтах»»

Технологическая карта урока географии 7 класс ФГОС

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

— сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле;

— установить закономерности распределения осадков на земном шаре;

— продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.

Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между поясами атмосферного давления и закономерностями распределения осадков на Земле;

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся.

Воспитательные: воспитание культуры общения.

Личностные УУД: формирование научного мировоззрения на основе установления закономерностей распределения осадков на Земле;

Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из различных источников.

Коммуникативные УУД: организовывать работу в парах.

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления и осадков на Земле; формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения осадков на Земле.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации- текстом, картами и схемами;

3) устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы; развивать познавательный интерес на основе изучения материала параграфа.

Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации.

Восходящее и нисходящее движение воздуха. Пояса атмосферного давления. Распределение осадков..

Читайте также:  Необходимое давление в гидроаккумуляторе насосной станции

Астрономия, география, биология.

Учебник, атласы, ЭОР, ФКП.

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Предлагает ответить на вопросы:

1.Проанализируйте картосхему «Тепловые пояса». Какую закономерность в распределении температуры воздуха вы установили?

2.Объясните, как рельеф и морские течения влияют на распределение температуры воздуха.

3.Выберите верный ответ. При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией: а) увеличивается; б) не изменяется; в)уменьшается.

4.О каком поясе освещённости идёт речь? Охватывает область вокруг полюсов вплоть до полярных кругов. Летом Солнце поднимается невысоко, а зимой некоторое время совсем не восходит- наступает полярная ночь.

5.На какой параллели Солнце бывает в зените 22 июня и 22 декабря? Как называется эта параллель в Северном и Южном полушариях?

Анализируют картосхему «Тепловые пояса», устанавливают закономерности, объясняют причины неравномерного распределения температуры воздуха на Земле.

2)Мотивация учебной деятельности

Предлагает вспомнить! – что такое атмосферное давление и от чего оно зависит.? Какова же тема сегодняшнего урока?

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока.

3)Изучение нового материала.

Предлагает поработать с тестом учебника с.13 рис. 28. 1.Проанализируйте схему, сделайте вывод о том, что атмосферное давление Земле распределяется широтными поясами: в близи экватора и в умеренных широтах- пониженное, а в областях тропиков и вокруг полюсов- повышенное.

2.От чего зависит количество осадков? Проанализируйте карты «Среднегодовое количество осадков ( рис. 29 на с. 11 учебника). Ответим на вопросы: а)что и каким образом можно узнать по этой карте, что показано на ней разным цветом, и подтвердить свои ответы примерами. б)Сопоставить физическую карту мира, карту «Среднегодовое количество осадков» и картосхему «Тепловые пояса», установить: 1) равномерно ли распределены осадки по земной поверхности;

2)на каких материках и в каких районах Земли выпадает максимальное количество осадков, а в каких – минимальное;

3)самый сухой материк;

4)соответствует ли распределение осадков на Земле тепловым поясам и поясам атмосферного давления.

Работают с текстом, отвечают на вопросы ,рассматривают и анализируют рис. Сопоставляют карты и отвечают на вопросы

Предлагает выполнить несколько физ. упр.

5)Закрепление нового материала.

Организует работу в парах. Предлагает ответить на вопросы: — какие главные выводы вы сделали на уроке? – насколько важен материал параграфа для жизни и хоз. деятельности людей? – насколько он важен лично для вас?

Отвечают на вопросы

Обмениваются полученной информацией, работают с картой.

Подводит итоги урока. Выставляет оценки за урок.

Источник

Adblock
detector