§ 12. Давление воздуха и осадки на разных широтах
Как распределяется атмосферное давление на земле. От чего зависит количество осадков.
Как распределяется атмосферное давление на Земле
С температурой воздуха тесно связано атмосферное давление. Тёплый воздух легче холодного, слабее давит на поверхность и может вместить больше водяного пара.
Рассмотрите рисунок 28. Больше всего тепла получает жаркий тепловой пояс. Воздух в приземных слоях вблизи экватора сильно нагревается, увеличивается в объёме и поднимается вверх. Атмосферное давление у поверхности Земли понижается. У полюсов всё происходит наоборот. Тепла там мало, воздух холодный и тяжёлый, поэтому он опускается вниз, и давление у поверхности Земли повышается.
В области экватора при восходящем движении воздух постепенно охлаждается, содержащийся в нём водяной пар (а тёплый воздух может его вместить много) конденсируется и проливается сильным дождём. В верхние слои тропосферы такой воздух доходит охлаждённым, с повышенным давлением. Поэтому на высоте 10-12 км он начинает растекаться к северу и к югу от экватора, т. е. в сторону полюсов.
Растекающийся от экватора охлаждённый воздух на высоте становится ещё холоднее и тяжелее и, достигнув 30° с. ш. и 30° ю. ш., начинает опускаться. При нисходящем движении он уплотняется, нагревается, становится суше. Здесь образуются пояса высокого давления. Между полярными и тропическими поясами повышенного атмосферного давления в умеренных широтах расположились пояса относительно пониженного атмосферного давления. Летом в Северном полушарии Солнце смещается к Северному тропику. Вслед за Солнцем к северу смещаются пояса атмосферного давления. В день равноденствия всё вернётся к экватору. Потом постепенно начнётся такое же смещение к югу — лето наступит в Южном полушарии.
Основная причина образования поясов атмосферного давления — неодинакова поступление солнечного тепла на разных широтах.
Атмосферное давление на земле распределяется широтными поясами: пониженное — вблизи экватора и в умеренных широтах; повышенное — в областях тропиков и вокруг полюсов.
От чего зависит количество осадков?
Облачность и осадки образуются тогда, когда пода, содержащаяся в воздухе в виде водяного пара, переходит в жидкое или твёрдое состояние. Такие условия возникают при восходящем движении воздуха и его одновременном охлаждении (как, например, вблизи зквагора). Это означает, что облачность и осадки связаны с температурой и давлением воздуха.
Источник
Конспект урока 7 класс по теме «Распределение осадков по поверхности Земли. Пояса давления»
Тема: Распределение осадков по поверхности Земли. Пояса давления.
• сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле;
• установить закономерности распределения осадков
• продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления и осадков на Земле; формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения осадков на Земле.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации —текстом, картами и схемами;
2) создавать обобщения;
3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; развивать познавательный интерес на основе изучения материала параграфа.
Личностные: формирование мотивации на изучение нового материала.
Оборудование: схема «Формирование поясов атмосферного давления», карта «Среднегодовое количество осадков», физическая карта мира.
Тип урока: комбинированный.
1) Какую закономерность в распределении температуры воздуха вы знаете?
2) Объясните, как рельеф и морские течения влияют на распределение температуры воздуха.
3) Выберите верный ответ. При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией: а) увеличивается; б) не изменяется; в) уменьшается.
4) О каком поясе освещённости идёт речь? Охватывает область вокруг полюсов вплоть до полярных кругов. Летом Солнце поднимается невысоко, а зимой некоторое время совсем не восходит — наступает полярная ночь.
5) На какой параллели Солнце бывает в зените 22 июня и 22 декабря? Как называется эта параллель в Северном и Южном полушариях?
Актуализация знаний по теме «Атмосфера»
— Что такое атмосферное давление и от чего оно зависит? (сила, с которой давит столб воздуха на 1 кв.см. площади; зависит от степени нагрева земной поверхности)
Изучение нового материала.
Рассмотрим образование поясов давления на земном шаре и образование осадков.
— нарисуйте земной шар, отметьте полюса, тропики, полярные круги и экватор.
С.п. ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ
60 0 восх. НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ
30 0
Нисход. ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ
0 0 НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ
30 0 ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ
У экватора воздух сильно нагревается от поверхности Земли, становится легче и поднимается вверх. Формируется область низкого давления, так как восходящие токи воздуха. С подъемом воздух охлаждается, конденсируется, образуются облака и идет сильный ливневый дождь.
На высоте 10-12 км охлажденный воздух с повышенным давлением начинает растекаться к северу и югу от экватора – к полюсам. Чем выше поднимается воздух, тем становится холоднее и тяжелее и в районе 30 градуса северной и южной широты начинает опускаться. Воздух становится суше и теплее. Образуется область высокого давления у тропиков. Так как воздух уходит от насыщения, то много облаков не образуется и осадков много не бывает. У тропиков сухо.
В умеренных широтах воздух опять нагревается, но не так сильно, как у экватора. Поэтому образуется область относительно пониженного давления не с очень большим количеством осадков.
У полюсов воздух охлаждается и опускается вниз. Следовательно, формируется область высокого давления и мало осадков.
Основная причина образования поясов давления – неодинаковое поступление тепла на разных широтах.
Пояса давления смещаются к северному или южному тропикам, в зависимости от времени года. Летом в северном полушарии Солнце смещается к северному тропику, а за ним и пояса давления. В день равноденствия – оно вернется к экватору (22 июня).
Тоже самое происходит и в южном полушарии (22 декабря).
Сделайте вывод: от чего зависит количество осадков? (от температуры воздуха и давления )
Какие причины (факторы) еще могут повлиять а кол-во осадков?
( рельеф, течения, циркуляция атмосферы )
Источник
Технологическая карта урока географии в 7 классе «Давление воздуха и осадки на разных широтах»
— сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле;
— установить закономерности распределения осадков на земном шаре;
— продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 7 классе «Давление воздуха и осадки на разных широтах»»
Технологическая карта урока географии 7 класс ФГОС
Давление воздуха и осадки на разных широтах.
— сформировать знания о распределении поясов атмосферного давления на Земле;
— установить закономерности распределения осадков на земном шаре;
— продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.
Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между поясами атмосферного давления и закономерностями распределения осадков на Земле;
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся.
Воспитательные: воспитание культуры общения.
Личностные УУД: формирование научного мировоззрения на основе установления закономерностей распределения осадков на Земле;
Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД: организовывать работу в парах.
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления и осадков на Земле; формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения осадков на Земле.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации- текстом, картами и схемами;
3) устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы; развивать познавательный интерес на основе изучения материала параграфа.
Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации.
Восходящее и нисходящее движение воздуха. Пояса атмосферного давления. Распределение осадков..
Астрономия, география, биология.
Учебник, атласы, ЭОР, ФКП.
Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Подготовка к уроку, приветствие учителя.
Предлагает ответить на вопросы:
1.Проанализируйте картосхему «Тепловые пояса». Какую закономерность в распределении температуры воздуха вы установили?
2.Объясните, как рельеф и морские течения влияют на распределение температуры воздуха.
3.Выберите верный ответ. При движении от экватора к полюсам количество солнечного тепла, получаемого территорией: а) увеличивается; б) не изменяется; в)уменьшается.
4.О каком поясе освещённости идёт речь? Охватывает область вокруг полюсов вплоть до полярных кругов. Летом Солнце поднимается невысоко, а зимой некоторое время совсем не восходит- наступает полярная ночь.
5.На какой параллели Солнце бывает в зените 22 июня и 22 декабря? Как называется эта параллель в Северном и Южном полушариях?
Анализируют картосхему «Тепловые пояса», устанавливают закономерности, объясняют причины неравномерного распределения температуры воздуха на Земле.
2)Мотивация учебной деятельности
Предлагает вспомнить! – что такое атмосферное давление и от чего оно зависит.? Какова же тема сегодняшнего урока?
Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы
Формулируют тему и цели урока.
3)Изучение нового материала.
Предлагает поработать с тестом учебника с.13 рис. 28. 1.Проанализируйте схему, сделайте вывод о том, что атмосферное давление Земле распределяется широтными поясами: в близи экватора и в умеренных широтах- пониженное, а в областях тропиков и вокруг полюсов- повышенное.
2.От чего зависит количество осадков? Проанализируйте карты «Среднегодовое количество осадков ( рис. 29 на с. 11 учебника). Ответим на вопросы: а)что и каким образом можно узнать по этой карте, что показано на ней разным цветом, и подтвердить свои ответы примерами. б)Сопоставить физическую карту мира, карту «Среднегодовое количество осадков» и картосхему «Тепловые пояса», установить: 1) равномерно ли распределены осадки по земной поверхности;
2)на каких материках и в каких районах Земли выпадает максимальное количество осадков, а в каких – минимальное;
3)самый сухой материк;
4)соответствует ли распределение осадков на Земле тепловым поясам и поясам атмосферного давления.
Работают с текстом, отвечают на вопросы ,рассматривают и анализируют рис. Сопоставляют карты и отвечают на вопросы
Предлагает выполнить несколько физ. упр.
5)Закрепление нового материала.
Организует работу в парах. Предлагает ответить на вопросы: — какие главные выводы вы сделали на уроке? – насколько важен материал параграфа для жизни и хоз. деятельности людей? – насколько он важен лично для вас?
Отвечают на вопросы
Обмениваются полученной информацией, работают с картой.
Подводит итоги урока. Выставляет оценки за урок.
Источник