Меню

Давление жидкости урок по физике 7 класс перышкин

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». Конспект содержит все этапы современного урока:

1. Мотивационно-целевой этап

2. Ориентировочный этап

3. Поисково-исследовательский этап

4. Практический этап

5. Рефлексивно-оценочный этап

В представленном архиве также имеется презентация к уроку, которая содержит задания для повторения пройденного материала, а также задания для закрепления вновь пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда 644.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», Полянских А.В. Физика 7 класс.

Тема урока: Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, телевизор, набор демонстрационного оборудования «Давление в жидкости» , видеоролики и презентации.

— формулировать вопросы по теме на основе опорных слов;

— выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

— осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащиеся недостаточно сформированы:

— эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока : познакомить учащихся с понятием давления в жидкости и газе, выяснить от чего оно зависит и как его можно рассчитать.

образовательные: расширить представление о давлении в жидкости газе;

развивающие: формирование УУД у учащихся при решении задач;

воспитательные: политехническое воспитание через изучение способов измерения давления, уважение труда и точки зрения одноклассников.

  1. Мотивационно-целевой этап
  2. Ориентировочный этап
  3. Поисково-исследовательский этап
  4. Практический этап
  5. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель . Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами продолжим знакомиться с понятием ДАВЛЕНИЕ. Давайте для начала вспомним то что мы уже знаем о давлении.

Проводится фронтальный опрос.

  1. От чего зависит давление тела на поверхность? (F, S)
  2. Назовите формулу для расчета давления тела на поверхность. (p=F/S)
  3. Чем создается давление газа в сосуде? (ударами молекул о стенки сосуда)
  4. Как можно изменить давление газа в сосуде? (изменить: объем сосуда, температуру газа, количество молекул в сосуде)
  5. Как передается давление в жидкостях и газах? (без изменений во всех направлениях, закон Паскаля)
  6. Как передается давление в твердых телах? (в направлении действия силы)

Учащиеся заполняют таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал», графу «Знаю».

Учитель. А теперь давайте перейдем к новой теме. Для этого проведём небольшой опыт.

Демонстрирует опыт: Сосуд, заполненный водой, имеет три отверстия, на разных уровнях. Отверстия закрыты пробками. Если убрать пробки, то образуется три струи с разным напором воды.

Учитель. Сформулируйте вопросы, которые у вас возникают в результате наблюдения и запишите их в таблицу в графе «Хочу знать».

Ученики записывают вопросы: Почему струи воды на разных уровнях имеют разный напор? От чего зависит давление в жидкости на разных уровнях? Как рассчитать давление в жидкости?

Учитель. Исходя из ваших вопросов, сформулируем тему нашего урока.

Ученики совместно с учителем формулируют тему урока.

Учитель. Давайте подумаем, где мы можем найти информацию для ответа на те вопросы, которые вы записали.

Ученики отвечают, что информацию можно найти в учебнике, в энциклопедии, интернете, спросить у учителя, провести эксперимент.

Учитель. Хорошо. Предлагаю вам следующий порядок работы: каждый из вас получит задание – провести эксперимент и объяснить его.

Ученики соглашаются с предложенным порядком работы.

Учитель выдает каждому задание с описанием опыта. Инструктирует по ходу работы.

Ученики знакомятся с опытом, проводят его, демонстрируют и объясняют результаты одноклассникам.

Учитель просит зафиксировать результаты опытов, которые являются ответами на поставленные вопросы, задавать вопросы если, что то, не ясно.

Ученики записывают в полученную информацию в тетрадь, задают при необходимости вопросы.

Учитель. Мы узнали, что давление зависит от плотности жидкости и оот глубины погружения или от высоты столба жидкости. Давайте теперь выведем формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда.

Ученики совместно с учителем выводят формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда.

Учитель . Ребята, давайте обобщим полученные знания. Для этого ответим на несколько вопросов.

  1. Как меняется давление в жидкости с глубиной погружения? (с увеличением глубины давление в жидкости возрастает)
  2. Одинаковое ли давление действует в разных направлениях в жидкости на одном и том же уровне? (да)
  3. Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от площади дна? (нет)
  4. От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда? (от плотности жидкости и высоты столба жидкости)

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель предлагает выполнить тест (Приложение). Ученики выполняют тест и обсуждают ответы.

Учитель дает ученикам решить задачу на применение формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, показывает алгоритм решения.

Задача: Высота столба жидкости в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказала бы ртуть, налитая до того же уровня?

Ученики решают задачу по алгоритму.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги. Заполните в вашей таблице графу «Узнал» и определите получили ли вы ответы на все поставленные вопросы.

Ученики заполнят таблицу и оценивают степень достижения цели урока.

Учитель задает домашнее задание (§39, §40, упр. 17, написать в каких областях человеческой деятельности необходим расчет давления жидкости и газа) и дает инструкции по его выполнению. Ученики записывают домашнее задание и слушают инструкции учителя.

Источник

Конспект урока «Давление в жидкости и газе»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок Давление в жидкости и газе.

Цели урока:

Р — развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах;

Д — формирование знаний о давлении в газах, жидкостях, его изменении с глубиной погружения и высотой;

В – формирование познавательного интереса к изучению окружающего мира, воспитание любознательности и будущих профессиональных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Скачать:

Вложение Размер
davlenie_v_zhidkosti_i_gaze.doc 433 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Давление в жидкости и газе.

Р — развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах ;

Д — формирование знаний о давлении в газах, жидкостях, его изменении с глубиной погружения и высотой;

В – формирование познавательного интереса к изучению окружающего мира, воспитание любознательности и будущих профессиональных навыков.

Тип урока : изучение нового материала.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Сегодня мы будем говорить о давлении в жидкостях и газах. Какие свойства газов и жидкостей отличают их от твёрдых тел? Газы и жидкости имеют свойства свободно перемещаться, газы занимают весь предоставленный им объем, а жидкости принимают форму сосуда, в который налиты. Газы и жидкости давят на стенки сосуда и на погруженные в них тела.

Газ давит на стенки сосуда, в который он заключен. Если слегка надутый шарик поместить под стеклянный колокол и выкачать из-под него воздух, то шарик станет надутым. Что произошло? Снаружи – давление воздуха почти нет, давление воздуха в шарике заставило его растянуться. Вывод : газ оказывает давление.

Докажем факт существования давления внутри жидкости.

В пробирку, дно которой затянуто резиновой пленкой, наливаем воду. Пленка прогибается. Почему? Она прогибается под действием веса столба жидкости. Следовательно, этот опыт подтверждает существование давления внутри жидкости. Пленка перестает прогибаться. Почему? Потому что сила упругости резиновой пленки уравновешивается силой тяжести, действующей на воду. Если мы увеличим столб жидкости то, что произойдет? Чем выше столб жидкости, тем больше прогибается пленка.

Вывод : внутри жидкости существует давление.

Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

Давление газа и жидкости на стенки сосудов вызывается ударами молекул газа или жидкости.

От чего зависит давление в жидкости и газе?

Давление зависит от рода жидкости или газа; от их температуры . При нагревании молекулы движутся быстрее и сильнее ударяют о стенку сосуда.

От чего же еще зависит давление внутри них?

Почему исследователи океанских и морских глубин не могут опускаться на дно без специальных аппаратов: батискафов, батисфер?

Демонстрируется стакан с водой . На жидкость действует сила тяжести. Каждый слой своим весом создает давление на другие слои.

Чтобы ответить на вопрос: от чего еще зависит давление в жидкости или газе, определим опытным путем.

(У чащихся делятся на 4 группы, опытным путем проверяющие следующие ответы на вопросы):

1. одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне снизу вверх и сверху вниз?

2. существует ли давление на боковую стенку сосуда?

3. зависит ли давление жидкости от её плотности?

4. зависит ли давление жидкости от высоты столба жидкости?

Одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне снизу вверх и сверху вниз?

Налейте в пробирку подкрашенную воду. Почему пленка прогнулась?

Опускайте пробирку в сосуд с водой.

Следите за поведением резиновой пленки.

Когда пленка выпрямилась?

Сделайте вывод: существует ли давление внутри жидкости, одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне сверху вниз и снизу вверх? Запишите его.

Существует ли давление на боковую стенку сосуда и одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Заполните бутылку водой.

Одновременно откройте отверстия.

Проследите за тем, как вытекает вода из отверстий.

Сделайте вывод: существует ли давление на боковую стенку, одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Зависит ли давление жидкости от высоты столба (глубины)?

Заполните бутылку водой.

Одновременно откройте все отверстия в бутылке.

Проследите за струйками вытекающей воды.

Почему вытекает вода?

Сделайте вывод: зависит ли давление в жидкости от глубины?

Зависит ли давление от плотности жидкости?

Налейте в одну пробирку воду, а в другую – масло подсолнечное, в равном количестве.

Одинаково ли прогибаются пленки?

Сделайте вывод: почему прогибаются пленки; зависит ли давление жидкости от её плотности?

Вылейте воду и масло в стаканы.

Плотность чистой воды – 1000 кг/м 3 . Подсолнечного масла – 930 кг/м 3 .

1 . Внутри жидкости существует давление.
2 . На одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям.
3 . Чем больше плотность жидкости, тем больше её давление.

4 . С глубиной давление увеличивается.

5 . Давление увеличивается с ростом температуры.

Подтвердим сделанные вами выводы еще несколькими опытами.

Опыт 2. Если жидкость находится в покое и в равновесии, будет ли давление во всех точках внутри жидкости одинаковым? Внутри жидкости давление не должно быть одинаковым на разных уровнях. Вверху – наименьшее, В середине- среднее, у дна – наибольшее.

Давление жидкости зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

Давление в жидкости рассчитывается по формуле:

где g= 9,8 Н/кг (м/с 2 ) — ускорение свободного падения; ρ- плотность жидкости; h- высота столба жидкости (глубина погружения).

Итак, для нахождения давления необходимо умножить плотность жидкости на величину ускорения свободного падения и высоту столба жидкости .

В газах плотность во много раз меньше плотности жидкостей. Поэтому вес газов, в сосуде мал и его весовое давление, можно не учитывать. Но если речь идет о больших массах и объемах газов, например, в атмосфере, то зависимость давления от высоты становится ощутимой.

= Опыт 3 . Под колокол воздушного насоса помещена колба, закрытая резиновой пробкой, в которую вставлен флажок. Почему при откачивании воздуха из-под колокола пробка вылетает из колбы? ( Пробка вылетает вследствие разности давлений: в колбе давление атмосферное, а вне ее − под колоколом − пониженное).

= Существует ли давление внутри жидкости? От чего оно зависит?
= Где можно на практике использовать полученные сегодня знания? Что вам показалось сегодня сложным?

= Человек может лежать на автомобильной камере, наполненной воздухом. Однако , если тот же человек встанет на камеру, то она может лопнуть. Почему? Обязательно ли камера лопнет в том месте, где на неё давит нога человека?

= Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?

= Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

Источник

Урок физики по теме «Давление в жидкости и газе» 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок разработан в логике системно-деятельностного подхода. УМК Перышкин А.В.

Скачать:

Вложение Размер
davlenie_v_zhidkosti_i_gaze.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по теме «Давление в жидкости и газе»

Форма урока: комбинированный

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная беседа, проведение лабораторного эксперимента — работа в группах, решение задач.

Используемые технологии: личностно-ориентированные

Цели урока: организовать деятельность учащихся на изучение темы «Давление жидкости и газа.»

содействовать формированию умения работать в группе

развивать мотивацию к изучению физики;

развивать умение анализировать, обобщать, высказывать суждения;

формировать исследовательские способности

выяснить, что внутри жидкости существует давление, это давление одинаковое на одном уровне по всем направлениям, как изменяется давление с глубиной;

вывести формулу для вычисления давления жидкости на дно и стенки сосуда;

научить применять формулу для решения практических задач.

Приветствует учащихся, делит их на группы для работы на уроке.

Настраивает учащихся на работу на уроке: придумать слова на каждую букву слова «сила» из тем, изученных по физике.

Слушают учителя, готовятся к уроку.

Придумывают и называют слова на каждую букву слова.

2. Актуализация знаний учащихся

Опрос по домашнему заданию:

— Как передается давление в жидкости и газе? (сформулировать закон Паскаля)

— Какие экспериментальные подтверж-дения данного закона существуют?

— Как вычисляется давление?

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы по заданиям из домашнего упражнения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Постановка проблемы на основе закона Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа одинаково во всех направлениях. А существует ли давление внутри жидкости? И можно ли его вычислить?

Учащиеся высказывают свои предположения на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте выполним практическую работу по группам. Инструкции по выполнению данной работы (см. приложение 1) находятся у вас на столах. А по результатам, которые у вас получатся после выполнения этой работы мы дадим ответ на поставленные вопросы.

Изучают инструкции, если есть какие-либо вопросы, задают учителю

5. Реализация построенного проекта

Следит за ходом выполнения работы группами.

Выполняют практические работы в группах по инструкциям, находящимся на столах.

Получившиеся результаты записывают в тетрадь.

6. Первичное закрепление с проговариванием.

1. Сделать выводы из опытов, проведенных учащимися.

2. Обобщить выводы, полученные учащимися:

Внутри жидкости существует давление одинаковое по всем направлениям на одном уровне.

А на разных уровнях?

(слушает высказывания учащихся)

В качестве подтверждения демонстрация: сосуд с тремя отверстиями на разных уровнях заполнить водой: вода будет выливаться по разным дугам.

Если внутри жидкости существует давление по всем направлениям, следовательно жидкости оказывают давление на дно и стенки сосуда.

3. Мы ответили на один из вопросов, поставленных перед нами сегодня на уроке. Но без ответа остался следующий: от чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?

(дать возможность каждой группе подумать над вопросом и высказать свои предположения)

Давайте выведем формулу для вычисления давления, производимого жидкостью на дно и стенки сосуда.

Что такое давление?

Как вычислить силу, с которой жидкость давит на дно сосуда? Что это за сила?

Как найти массу тела?

Тогда мы можем записать:

Предоставляется возможность одному из учащихся каждой группы кратко рассказать о проделанном опыте и сделать вывод.

Общий вывод записывают в тетрадь.

Высказывают свои предположе-ния, исходя из проделанных опытов.

(увеличивается с глубиной)

Пытаются дать ответ на поставленный вопрос исходя из тех знаний, которые получили на предыдущих уроках.

(давление зависит от рода жидкости, высоты столба жидкости.)

Вместе с учителем записывают вывод формулы в тетрадь

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Определить, какое давление оказывает вода на дно сосуда в тех опытах, которые учащиеся проделывали.

2. Ответить на вопросы мини-теста. Каждому выдать карточки с тестом (см. приложение 2)

А теперь проверим ваши ответы. Каждый проверяет у своего соседа. Помечаем неправильные ответы карандашом.

На доске открыть ответы на него (см. приложение 3)

Определяют высоту столба жидкости, плотность воды берут из таблицы «плотности некоторых жидкостей» и вычисляют давление.

Обсудить полученные результаты давления.

Отвечают на вопросы мини-теста.

Проводится проверка ответов по шаблону на доске.

8. Домашнее задание.

Дать пояснение к задаче

Задание записывают в дневник. Фиксируют в тетради пояснения.

Подводит итоги урока, комментирует полученные отметки.

Ответьте на вопросы: Что вам на уроке понравилось? Чего еще хотелось бы сделать?

В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налить воды на половину. Посмотреть, что будет со дном трубки.

Затем добавить воды до верху. Как изменилось дно трубки? Вывод записать в тетрадь.

В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налить воды на половину. Опустить эту трубку в более широкий сосуд с водой ниже уровня воды в трубке.

Затем опустить трубку ниже так, чтобы уровни воды совпали. Как меняется дно трубки? Вывод записать в тетрадь.

В стеклянную трубку, боковое отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налить воды на половину. Опустить эту трубку в более широкий сосуд с водой ниже уровня воды в трубке.

Затем опустить трубку ниже так, чтобы уровни воды совпали. Как меняется дно трубки? Вывод записать в тетрадь.

Мини-тест для самопроверки.

1. Внутри жидкости давление на одном и том же уровне …

а) различно по всем направлениям;

б) одинаково по всем направлениям;

в) однозначно сказать нельзя.

2. Если высота столба жидкости в сосуде увеличилась в 2 раза, то давление жидкости на дно сосуда …

а) увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

3. В каких единицах измеряется давление?

4. Каково давление внутри жидкости плотностью 1200 кг/м 3 на глубине 0,5 м?

Источник

Читайте также:  Значение систолического и диастолического давления
Adblock
detector