Меню

Гидроиспытания газопроводов высокого давления

Гидроиспытания газопроводов высокого давления

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА НА ПРОЧНОСТЬ И ПРОВЕРКА НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Она рассчитана на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по выполнению гидравлического испытания магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа, рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

— рабочие чертежи;

— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

— заводские инструкции и технические условия (ТУ);

— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР); производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии производства работ по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

— снижение себестоимости работ;

— сокращение продолжительности строительства;

— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организация ритмичной работы;

— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

— унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа, решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

Параметры испытания газопровода:

— протяженность участка испытания

— толщина стенки трубопровода

— испытательное давление в верхней точке

— испытательное давление в нижней точке

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа.

2.2. Работы по гидравлическому испытанию магистрального трубопровода диаметром 1420 мм с рабочим давлением 9,8 МПа выполняются в летний период при положительных температурах окружающего воздуха, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где 0,06 — коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведением ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих — 10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при гидравлическом испытании магистрального трубопровода, входят:

— монтаж инвентарных узлов запуска-приема очистного устройства с запасовкой очистных поршней-разделителей;

— обвязка наполнительных и опрессовочных агрегатов и их испытание;

— промывка участка трубопровода, совмещенная с его наполнением водой;

— отключение трубопроводов наполнительных линий и установка заглушек;

— подъем давления до испытательного;

— испытание участка трубопровода на прочность в течение 24 часов;

— сброс давления до проектного рабочего;

— проверка участка трубопровода на герметичность — не менее 12 часов;

— контроль давления и температуры воды;

— сброс давления до 0,1-0,2 МПа в верхней точке;

— дежурство постов и аварийной бригады.

2.4. Для испытания магистрального трубопровода используются: очистной поршень-разделитель ОПР-М 1420 предназначен для очистки полости трубопровода от строительного мусора, мягких и частично твердых отложений, удаления воды, конденсата и газовоздушных пробок; щебень фракции 20-40 мм, М800, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; плиты железобетонные прямоугольные для временных покрытий городских дорог марки 2П30.18 (3,0х1,75х0,17 м), отвечающие требованиям ГОСТ 21924.0-84; песок строительный, отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93; вода речная.

Рис.1. Очистной поршень ОПР-М 1420

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор Hitachi ZX 200-3 (объем ковша 1,0 м , глубина копания 5,9 м); кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з (максимальная грузоподъемность 92,0 т); бульдозер Б10М (емкость отвала 4,75 м ); автомобильный кран КС-55713-1 «Галичанин» (грузоподъемностью 25 т); самоходный сварочный агрегат АС-81Т на шасси трактора К-703МА (агрегат имеет четыре сварочных поста, в качестве источника питания сварочного тока агрегат оснащен выпрямителем ВДМ-1201 или DC-400); агрегат наполнительный АН-501 (производительность до 540 м /час, давление нагнетания = 2,25 МПа); агрегат опрессовочный АО-181 (производительность 13,3 м /час, давление нагнетания 18,5 МПа); передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (подача сжатого воздуха 5,3 м /час, рабочее давление 0,7 МПа, масса 940 кг).

Читайте также:  Ночью давление повышается утром нормальное

Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.3. Экскаватор Hitachi ZX 200-3

Рис.4. Автомобильный кран КС-55713-1

Рис.5. Сварочный агрегат АС-81Т

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-6520

Рис.7. Трубоукладчик Komatsu D355C-з

Рис.8. Агрегат наполнительный АН-501А

Рис.9. Агрегат опрессовочный АО-181

Рис.10. Компрессор Atlas Copco XAS 97 Dd

Рис.11. Виброплита TSS-VP90T

2.6. Работы по гидравлическому испытанию магистрального газопровода следует выполнять руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

— СП 48.13330.2011. Организация строительства;

— СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;

— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

— ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание;

— ВСН 012-88. Контроль качества производства работ. Часть I и Часть II;

— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по гидравлическому испытанию участка магистрального газопровода необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

— получить разрешение на испытание уложенного участка трубопровода, Форма 2.19. ВСН 012-88, Часть II;

— совместным приказом генерального Подрядчика и Заказчика назначить комиссию по гидравлическому испытанию участка трубопровода, состоящую из представителей генерального подрядчика, субподрядных организаций, заказчика или органов его технического надзора;

— разработать специальную инструкцию по гидравлическому испытанию участка трубопровода, утвердить её председателем комиссии;

— назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения, согласно разработанной инструкции по гидравлическому испытанию трубопровода;

— разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

— устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

— организовать и опробовать двухстороннюю связь постов вдоль трассы испытываемого участка трубопровода для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

— получить наряд-допуск на право производства работ в охранной зоне (при необходимости);

— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

— обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

— подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

— проверить и испытать грузозахватные приспособления;

— доставить на площадку необходимые строительные материалы;

— организовать бригаду по испытанию и оснастить её машинами, механизмами и оборудованием согласно п.2.5 настоящей технологической карты;

— проверить и подготовить инвентарные узлы испытания;

— организовать и расставить охранные посты и посты замера давления;

— организовать аварийно-восстановительную бригаду и санитарный пост;

— обеспечить круглосуточный режим работы;

— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности и производственной санитарии, а при необходимости — по безопасности работ в охранной зоне действующих трубопроводов;

— согласовать с местными водоохранными организациями места забора и слива воды (после испытания) в амбар-отстойник, а затем на рельеф;

— составить акт готовности объекта к производству работ.

3.3. Перед проведением предварительного испытания газопровода должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

— испытуемый участок трубопровода сварен в плеть, промыт и заполнен водой;

— отрыт котлован в реке для забора воды;

— устроены амбары-отстойники для слива воды;

— к испытуемой плети приварен трубопровод сливных линий (промывочный шлейф) с монтажом на нем промывочных патрубков;

— сооружена площадка с покрытием из железобетонных плит и установлены на ней опрессовочные и наполнительные агрегаты;

— смонтированы временные трубопроводы для подключения наполнительных и опрессовочных агрегатов;

— приварены с обеих концов трубопровода узлы испытания со сферическими заглушками;

— установлены воздухоспускные краны с патрубками (вантузы) и манометры на испытуемом трубопроводе;

— в узлы запуска очистных устройств запасованы поршни-разделители.

3.3.1. Устройство водозабора

3.3.1.1. Для оборудования места водозабора на дно водоема, автомобильным краном КС-55713-1 опускается колодец размером 2,0х2,0х2,0 м, изготовленный из равнополочной угловой стали 50х50 мм и сетки металлической с ячейкой 2,0х2,0 мм.

Читайте также:  Приборы измерения давления масла и воздуха

3.3.1.2. Вода для испытания участка трубопровода должна быть без механических примесей (песка, ила, торфа) или посторонних предметов из водоема, для этого закачку воды в трубопровод необходимо производить через специальные фильтры, исключающие попадание в полость трубы рыбной мелочи. Для этого на оголовок водозаборного сооружения прикрепляется металлическая сетка с размером ячейки 1,0х1,0 мм.

Требуемого качества закачиваемой воды можно добиться если водозаборный патрубок будет располагаться на расстоянии не менее 0,5 м от зеркала воды и не менее 1,5 м от дна котлована. Тип и конструкцию оголовка следует согласовать с органами рыбоводоохраны.

3.3.1.3. Забор воды для гидравлического испытания участка трубопровода осуществляется по смонтированному временному трубопроводу диаметром 325 мм. Для повышения производительности наполнительных агрегатов их объединяют в группу, состоящую из четырех наполнительных АН-501А и трех опрессовочных АО-181 (один резервный) агрегатов (см. рис.12).

Рис.12. Принципиальная схема водозабора для испытаний

3.3.1.4. По окончании устройства водозабора его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования ответственных конструкций, в соответствии с Приложением 4 РД 11-02-2006.

3.3.2. Устройство резервуара-отстойника

3.3.2.1. Для сбора загрязненной воды экскаватор Hitachi ZX 200-3 сооружает в виде котлована полузаглубленный резервуар-отстойник (амбар).

3.3.2.2. В конце испытуемого участка (см. рис.13) монтируется линейная полнопроходная шиберная задвижка 2, к которой присоединяют несколько сваренных между собой труб, выводят их из траншеи, приподнимают над дном траншеи на высоту 2,6 м, отводят в сторону от оси траншеи примерно под углом 30°, образуя промывочный патрубок 4, конец которого и выводится в амбар-отстойник на расстоянии 1 м от внутреннего края амбара.

Рис.13. Принципиальная схема крепления промывочного патрубка газопровода и его вывода в резервуар-отстойник

1 — испытуемый шлейф; 2 — испытуемый патрубок; 3 — железобетонные пригрузы; 4 — водобойная стенка; 5 — сливная труба

3.3.2.3. Для обеспечения прочности и устойчивости газопровода и промывочного патрубка под воздействием статических и динамических воздействий необходимо оставить незасыпанным конечный участок испытываемого трубопровода длиной 65 м, а патрубок зафиксировать от смещения в горизонтальной плоскости четырьмя железобетонными пригрузами и обваловать землей.

3.3.2.4. Для уменьшения кинетической энергии струи воды, вытекающей из трубопровода, на расстоянии 5 м от конца выпускного патрубка устраивается водобойная стенка из железобетонных фундаментных блоков высотой 1,5 м с укладкой двух-трех дорожных плит в месте удара струи для предотвращения возможных размывов и эрозии почвы.

3.3.2.5. В противоположной стороне от входа воды, в стенке амбара, устраивается сливной патрубок с краном из трубы 200 мм, 5 м, по которой вода должна направляться в сторону понижения рельефа местности. В зависимости от конструкции испытуемого шлейфа конструкция промывочного патрубка представляет собой:

— конечный участок испытуемого шлейфа, выведенный в амбар для сбора отработанной воды и отведенный в сторону от оси испытуемого шлейфа;

— комплект отводов, приваренных к концу испытуемого шлейфа.

3.3.2.6. Для ориентирования в безопасном направлении струи воды и загрязнений на концах испытуемого шлейфа следует установить промывочный патрубок. В зависимости от конструкции испытуемого шлейфа, рельефа местности, направления выхода загрязненной воды и других факторов, конструкция патрубка представляет собой:

— конечный участок испытуемого шлейфа, выведенный в амбар для сбора воды и отведенный в сторону от оси испытуемого шлейфа;

— комплект прямолинейных и гнутых труб, отводов, приваренных к концу испытуемого шлейфа (испытуемый патрубок).

Испытуемый патрубок следует закрепить и обеспечить его устойчивость в горизонтальной плоскости от смещений под воздействием динамических сил. Для этого его необходимо закрепить тремя пригрузами. Высота подъема патрубка над верхней кромкой амбара для сбора воды — не более 0,2 м.

3.3.2.7. По окончании устройства резервуара-отстойника его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования ответственных конструкций, в соответствии с Приложением 4 РД 11-02-2006.

3.3.3. Устройство площадки для установки агрегатов

3.3.3.1. Устройство площадки начинают с планировки основания по заданным вертикальным отметкам бульдозером Б170М1.03ВР. Размеры площадки должны обеспечивать возможность размещения всего комплекса технологического оборудования и иметь удобный въезд.

По окончании выполнения планировочных работ производится их освидетельствование Заказчиком и документальное оформление с составлением Акта осмотра и приемки площадки с указанием их размеров в плане, профиле и абсолютных отметок поверхности. К данному акту необходимо приложить Исполнительную геодезическую схему.

3.3.3.2. Затем автосамосвалами КамАЗ-6520 на спланированную площадку завозится щебень фракции 20-40 мм М800, разравнивается бульдозером Б170М1.03ВР слоем 25-30 см и уплотняется виброплитой TSS-VP90T. Каждый последующий проход по одному и тому же следу следует начинать после перекрытия предыдущими проходами всей ширины площадки.

По окончании устройства щебеночного основания его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3 РД 11-02-2006 и разрешения последующих работ по устройству покрытия.

3.3.3.3. На спланированном и уплотнённом щебёночном основании устраивается песчаный монтажный слой толщиной 0,10 м для улучшения контакта железобетонных плит с щебеночным основанием. Разравнивают и профилируют песчаную смесь рабочие вручную при помощи лопат. Перед завозом песка основание очищают от грязи и мусора.

По окончании устройства монтажного слоя его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3 РД 11-02-2006 и получить разрешение на производство последующих работ по монтажу железобетонных плит покрытия.

Читайте также:  Декомпрессия при измерении артериального давления что это такое

3.3.3.4. Укладку дорожных плит автомобильным краном КС-55713 начинают от края площадки. В покрытие укладывают плиты с гранями, прогрунтованными битумом. Укладку ведут, совмещая операции выгрузки и укладки. Плиты для устройства покрытия доставляют на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-6520.

Поворотом крана стрелу устанавливают над плитой на автомобиле и стропуют ее, продевая крюки четырехпетлевого захвата, подвешенного на кране в монтажные петли плиты. Машинист краном переносит плиту на место укладки, удерживая ее на высоте 0,5 м над монтажным слоем.

Монтажники, стоя по четырем углам плиты, оттяжками удерживают плиту от раскачивания. Затем машинист крана опускает плиту так, чтобы ее нижняя плоскость не доходила до поверхности монтажного слоя на 7-10 см. Оттягивая плиту на себя, монтажники смещают ее до упора в торец уложенной ранее плиты, и машинист крана опускает ее на выравнивающий слой.

Когда плита уложена, рейку длиной 5 м укладывают на ранее уложенную плиту и новую, еще не освобожденную от захвата. Если зазор под рейкой не превышает 5,0 мм, плита уложена правильно, если превышает — плиту поднимают, отводят в сторону, выравнивают основание, а затем повторяют укладку.

3.3.3.5. По окончании устройства покрытия из железобетонных плит его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования ответственных конструкций в соответствии с Приложением 4 РД 11-02-2006.

Рис.14. Схема укладки ж.б. плит на строительной площадке

3.3.4. Инвентарные узлы испытания изготавливаются в механических мастерских строительной организации. Узлы и выпускные патрубки изготавливаются из предварительно испытанных труб 1420 мм с коэффициентом запаса прочности, равным .

Технологическая последовательность монтажа узлов следующая:

— предварительно собирают и сваривают узлы;

— устанавливают трубные узлы, арматуру и наращивают их прямолинейными участками;

— собирают фланцевые соединения, подготавливают к сварке монтажные стыки и сваривают их;

— изготавливают коллектор с патрубками;

— на патрубках устанавливают краны;

— устанавливают манометр, датчики давления и температуры и сигнализатор для контроля за движением разделителей.

На конце инвентарного узла устанавливают эллиптическое днище, рассчитанное на соответствующее давление. На инвентарном узле должны быть предусмотрены места подключения контрольно-измерительной аппаратуры, которая входит в комплект узла.

Готовый инвентарный узел и наполнительный шлейф должны быть предварительно испытаны гидравлическим способом на давление, равное в течение 6 часов. Величину испытательного давления и дату испытания наносят яркой краской на основание патрубка инвентарного узла. На каждый инвентарный узел составляется паспорт, в котором приводятся:

— схема узла;

— данные о сварщиках, выполняющих сварочные работы;

— данные о материалах (трубы, электроды) и арматуре, использованных при изготовлении узла;

— данные об испытании узла и сроках его повторного испытания.

Повторные испытания инвентарных узлов должны проводится не реже одного раза в год. Испытанный инвентарный узел предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта на предварительное испытание (Форма 2.23. ВСН 012-88, Часть II).

По окончании монтажа узла его подсоединяют при помощи сварки к началу испытываемого участка, а к противоположной стороне узла приваривают сферическую инвентарную заглушку.

3.3.5. Монтаж обвязочного трубопровода

3.3.5.1. Монтаж обвязочного трубопровода опрессовочных агрегатов и узлов подключения наполнительных агрегатов, а также узлов пуска поршней начинают с монтажа основной линии для закачки в газопровод воды, а затем монтируют ответвления к агрегатам и подключают их.

3.3.5.2. Технологическая последовательность монтажа трубопровода следующая:

— предварительно собирают и сваривают узлы на подготовленной площадке;

— устанавливают трубные узлы, арматуру и наращивают их прямолинейными участками;

— собирают фланцевые соединения, подготавливают к сварке монтажные стыки и сваривают их;

— изготавливают коллектор с патрубками;

— на патрубках устанавливают краны;

— устанавливают манометры, датчики давления и температуры;

— коллектор с патрубками врезают в узел запуска с запасованными поршнями;

— коллектор присоединяется к наполнительно-опрессовочному агрегату и трубопроводу.

3.3.5.3. При соединении трубопровода с агрегатами необходимо добиваться, чтобы фланец трубы был подогнан к фланцу на агрегате без натяга и перекоса во избежание сдвига агрегата во время работы. Кроме того, при наличии перекоса фланец на чугунном корпусе насоса при затяжке болтов может оборваться. Для предотвращения натяга при присоединении к насосу монтаж выполняют в следующей последовательности:

— присоединяют к фланцу на корпусе насоса фланец с патрубком;

— от этого патрубка начинают монтаж нагнетательных линий.

3.3.5.4. Подгонку выполняют на монтажном стыке, в месте присоединения к коллектору. При монтаже обвязочных водопроводов центробежных насосов наполнительно-опрессовочного агрегата большое значение имеет правильный монтаж всасывающих линий, исключающих образование воздушных мешков. Особенно важно правильно установить горизонтальную линию всасывающего водопровода, на котором не должно быть участка, расположенного выше, чем верхняя точка всасывающего штуцера насоса. Подводящие и отводные патрубки необходимо врезать с установкой усиливающих воротников. Для подводящих трубопроводов необходимо использовать только бесшовные трубы I класса.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Источник

Adblock
detector