«Группы давления» и «группы интересов»
Аналогичным образом происходит становление и социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной группе или организации на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность совокупного субъекта есть интегративный результат взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и в соответствии с известным законом системности отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми новыми кооперативными параметрами. При этом коллективное сознание совокупного субъекта, отражаясь в определенных идеях, концепциях, программах политической деятельности, может в известной степени противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в социальной группе или организации и вынужденных считаться с совместно выработанными требованиями, принципами и ограничениями. Рассмотрение политического процесса как результата взаимодействия различных организованных групп людей предпринято в 20-е гг. XX в. Было положено начало новому направлению в науке. Оно исходило из групповой природы политики и поставило в центр внимания группы (организации, ассоциации) различного рода, создаваемые для защиты интересов и оказания давления на общественную власть с целью добиться от нее принятия решений, соответствующих интересам так называемых «групп давления» и «групп интересов».
Определяя различия между политическими партиями и группами давления, обычно указывают на то, что первые преследуют цель осуществления власти, а вторые ограничиваются оказанием влияния на власть, оставаясь при этом вне ее. В своей деятельности группы давления различаются по признаку: цели — группы, отстаивающие материальные интересы
В соответствии со степенью специализации и организованности групп выделяются четыре типа групп интересов: спонтанные — стихийные, эфемерные и часто ориентированные на насилие (например, манифестации, бунты); неассоциативные — неформальные, непостоянные и ненасильственные группировки, формирующиеся на основании родственных связей, вероисповедания и пр. и характеризующиеся отсутствием непрерывности существования, четкой организационной структуры; институциональные — формальные организации — партии, собрания, администрация, армия, церковь, наделенные и другими, кроме выражения интересов функциями, но обладающие способностью жить этими интересами (например, сплоченная группа офицеров, руководящий орган партии и т.п.); ассоциативные — добровольные, специализирующиеся на выражении интересов организации, — профсоюз
юзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации граждан, группы борцов за гражданские права. Эти группы обладают степенью организованности и специализации, характерной для эффективных групп давления.
Различия в общественных сферах деятельности позволяют выделить среди них пять типов групп:
- 1) организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
- 2) организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
- 3) организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);
- 4) организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
- 5) организованные группы в политической сфере (экономические движения, движения за мир, за права женщин, национальные меньшинства и Т.Д.).
В функции группы давления входят артикуляция (выражение) интереса, формулирование требований, предъявляемых политикам; передача информации о настроениях и требованиях масс властям; влияние на законодательные процессы; способствование в ходе контактов с властями выработке эффективных законов.
Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, т.е. согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Данную функцию группы интересов выполняют наряду с политическими партиями. Для групп интересов это означает необходимость выбирать лишь те функции, которые имеют особое значение для достижения поставленных группой коллективных целей и обладают наилучшими шансами для выполнения.
Для групп давления значима и такая функция, как интеграция, заключающаяся в приближении интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Руководство группы объясняет смысл предпринимаемых действий рядовым участникам и призывает их действовать в соответствии с достигнутыми соглашениями. Тем самым укрепляется консенсус в обществе.
Группы давления могут также служить функциональной заменой партий, если последние оказываются неспособными осуществлять агрегирующую функцию в обществе. Влияя на власть, эти группы своей деятельностью воздействуют и на партии, поддерживающие или контролирующие ее. В качестве издержек воздействия групп интересов исследователи называют общественный протекционизм как результат требований групп сохранить достигнутые позиции и права; управленческий застой как следствие блокирования организованными группами инициатив правительства; отрицание коллективной дисциплины; нарушение равновесия между различными интересами. Различаются открытая и скрытая деятельность групп давления. Если речь идет о давлении, оказываемом на власть, то открытая деятельность выражается в информировании, консультировании или носит характер угроз, скрытая (латентная) — в шантаже, использовании финансовыми группами кредитов и денег для подкупа, коррупции. Опасность закрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов.
Воздействуя на общественное мнение, группы давления используют методы как принуждения (забастовки, создание помех для общественного порядка), так и убеждения (пропаганда и информирование). Решение этой проблемы — реализация принципа открытости, гласности в деятельности государственных органов. Этот принцип включает в себя право граждан на получение информации и право средств массовой информации на свободу слова. Открытость деятельности государственных органов становится условием эффективности и качества их работы.
Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. Наиболее важные ресурсы — количественный состав и организация. Хотя масштаб организации и имеет значение, но он может быть компенсирован другими факторами или ресурсами, например организованной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту.
Другой важный ресурс, особенно характерный для влиятельных экономических групп в промышленно развитых странах, — это владение собственностью или экономическая власть. Группы интересов, представляющие бизнес, например, оказывают влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы влияют посредством организации забастовок.
Важная роль принадлежит и таким ресурсам как информация, квалификация, опыт. Группы интересов, имея соответствующие знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.
Источник
Группы давления и лоббизм
Изначально в 40-х годах XVII в. термином «лобби» называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на заседания палаты. Позднее в США данным термином стали обозначать открытые для публики кулуары палаты представителей и сената, в которых граждане могли увидеться с парламентариями для оказания влияния на их мнение в отношении того или иного законопроекта. Как феномен политической жизни лобби впервые возникает в США в XIX в. Первой известной группой давления считается организация американских фермеров «Grangers», создавшая в 1867 г. в Вашингтоне собственное бюро с целью получения информации о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы северо-западных (сельскохозяйственных) штатов, а также для оказания влияния на отбор кандидатов в парламент.
Группы давления стремятся не к завоеванию политической власти, а лишь к влиянию на тех, кто её осуществляет. Группы давления создаются на базе групп интересов. Группы интересов — это элиты, профсоюзы, молодежные, феминистские движения, религиозные объединения, военно-промышленный комплекс, ассоциации предпринимателей и т.д. Чтобы включиться в политическую борьбу за удовлетворение своих интересов, добиться каких-либо политических решений в свою пользу, они обычно и создают группы давления
Группы давления занимают такое положение в обществе и его отдельных сферах, при которых их так или иначе затрагивают принимаемые в государстве решения, в силу чего они просто обязаны включаться в управление. Более того, эти группы фактически владеют важными ресурсами и потому нередко через их деятельность формальные основания власти приводятся в соответствие с властью фактической. Анализ их деятельности помогает вскрыть действительные центры власти в обществе. Так что деятельность данных групп — это не просто давление на власть сверху, сбоку или снизу, а механизм иерархического согласования решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократией и немногими привилегированными группами.
Cуществуют различные классификации групп давления.
Они могут быть:
широкого и специализированного профиля;
представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
массовые и кадровые;
частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
Воздействие на саму власть.
Воздействие на партии, контролирующие власть.
Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Лоббизм (от англ. lobbi – кулуары, крытые галереи) – организованные группы давления при законодательных и других органах, оказывающие целенаправленное воздействие на властные структуры с целью реализации своих специфических интересов (принятие “нужных” и блокирование “ненужных” политических решений).
Предыстория лоббизма берет свое начало с середины XVI в. В те времена словом “лобби” называли крытые галереи и прогулочные площадки в монастыре. В 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными в итогах голосования людьми. В начале XIX в. слово “лобби” вошло в американский политический лексикон, а затем стало общепризнанным политическим термином.
Во второй половине XIX в. в США лоббирование трактовалось как “покупка голосов за деньги”, но уже с середины XX в. этот термин приобретает широкое распространение. В настоящее время под ним понимается “внепарламентский процесс взаимодействия государства и структур гражданского общества” (
Суть лоббизма заключается в том, что определенные группировки, имеющие доступ к лицам, принимающим политические решения, оказывают разного рода давление на процесс их принятия. Цель лоббизма – добиться принятия таких решений, которые отвечали бы интересам тех или иных политических, экономических, криминальных группировок, партий, элит; отложить, отменить принятие “невыгодных” решений; изменить суть (“подредактировать”) решения, которые не вполне устраивают лоббистов или их “заказчиков”.
С лоббизмом связано такое явление в политической жизни общества, как группы интересов (группы давления). Они представляют собой людей, объединенных своими особыми интересами и стремящихся оказать давление на институты власти с целью принятия выгодных для себя (“заказчика”) политических решений. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает.
Лоббисты нередко играют роль посредников в различного рода сделках между заинтересованными группами и политическими лидерами. Особенно большим влиянием они пользуются в США, где существует множество ассоциаций, представляющих интересы промышленников, торговцев, адвокатов, финансистов и др. Подобные лоббистские организации существуют в Германии и некоторых других странах.
Первоначально лоббизм ассоциировался только с незаконным давлением на представителей власти, с коррупцией, взяточничеством, шантажом и т.д. Со временем в некоторых странах лоббизм институцианализировался и стал элементом механизмов власти. Например, в США и Канаде лоббистская деятельность регулируется законом о лоббизме, а сами лоббисты занимают видное место в политической иерархии. Соответствующий законопроект разработан и в России. Однако действия российских лоббистов больше походят на закулисные сделки различных политических сил. Во многих странах лоббистская деятельность считается незаконной (Франция, Индия).
Отношение к лоббизму в различных политических системах весьма противоречивое. С одной стороны, лоббизм рассматривается как положительное явление. Он играет роль стимулятора активизации политических процессов, увеличивает варианты нахождения компромисса между интересами различных политических сил, расширяет возможности политической системы. С другой стороны, лоббизм может стать инструментом недобросовестной политики в руках определенных политических группировок. Особенно велика опасность такого развития событий в странах, где отсутствуют эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества.
Типология лоббизма многообразна. Например, в зависимости от того, какой ветвью власти “решается вопрос”, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование; в зависимости от интереса субъекта лоббирования можно выделить политическую, экономическую, правовую разновидности лоббизма и др.
По формам и методам воздействия лоббистов на государственные структуры выделяют прямое, косвенное и внутреннее лоббирование. Прямое лоббирование предполагает непосредственное воздействие группы давления на государственные органы с целью добиться принятия “нужного” решения. Косвенное лоббирование “действует” опосредованно, например организует кампанию (митинг, манифестацию, обсуждение проблемы в средствах массовой информации и др.), формирует общественное мнение с целью оказания давления на соответствующие органы. Внутреннее лоббирование – это деятельность какой-либо группы давления внутри соответствующего органа. В зависимости от используемых технологий и существующего законодательства различают лоббирование открытое (легальное) и закрытое (нелегальное)
В зависимости от типа политической системы различают две основные разновидности лоббизма: плюралистический и корпоративистский. Плюралистический лоббизм наиболее характерен для стран с устоявшейся демократической политической системой (например, США, Германия), в которых существует большое количество различных групп интересов, в свободной конкурентной борьбе отстаивающих свои интересы, оказывая давление на власть. Плюралистический лоббизм может выполнять следующие важные общественно-политические функции: 1) играть роль посредника между гражданами и государством; 2) сопоставлять различные интересы и определять приоритеты; 3) привлекать к участию в принятии и реализации политических решений те группы граждан, которые не имеют другой возможности. Плюралистический лоббизм в условиях демократического общества является одной из форм представительства общественных интересов в государственных структурах власти.
Корпоративное лоббирование наиболее характерно для авторитарной политической системы. Здесь уже отсутствует свободный рынок интересов и плюрализм мнений. “Нужные” решения “пробиваются” через своих представителей во властных структурах путем подкупа и шантажа чиновников и депутатов и другими незаконными способами.
Источник