Вопрос 3. Общественные движения и группы давления
3.1. Понятие «общественное движение». Отличия общественных движений от политических партий.
3.2. Группы давления как субъект политики. Институциализированный лоббизм.
3.1. Одной из форм своевременного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями политических партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная, пестрая и более широкая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или партии. Общественно-политическое движение в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, хотя в политической практике нередко бывают исключения. К примеру. Народный фронт Румынии завоевал политическую власть в стране. «Саюдис» также пришел к власти в Литве. Но по сути эти движения уже преобразовались в партии. Общественные движения пытаются влиять на власть для достижения своих целей.Движения подразумевают коллективное членство, что обычно нс допускается в партии. Иногда движением называют группы партий, их коалиции.
Итак, политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться правительства и политические партии, К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает, способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они собираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений является солидарность и добровольность их участников.
Можно провести классификацию общественно-политических движений. Основаниями являются: масштаб; цель; количество участников; место в политическом спектре; .продолжительность существования.
3.2. Группы давления (от англ. “pressure groups”) представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для себя направлении. Наряду с политическими партиями группы давления (или группы интересов), определяют характер политических систем современных демократических стран.
Они имеют три основные характеристики:
б) одинаковость стремлений;
в) использование правительственных институтов для реализации своих целей.
Имеются существенные отличия группы интересов от политической партии. Во-первых, основная цель политический партии – одержать победу на выборах, прийти к власти; в то время как задача группы интересов – оказание скрытого давления (влияния) на парламент и правительство с целью принятия соответствующих (выгодных) законов, постановлений и решений.
Во-вторых, имена партийных кандидатов идут в избирательных бюллетенях с указанием названия партии, а группы давления обычно не указывают своего наименования в избирательных бюллетенях, хотя они могут поддерживать тех или иных кандидатов и регистрироваться в парламентах западных стран.
В-третьих, группы интересов более «конкретны», чем партии; они активно и заинтересованно выражают, защищают, «лоббируют» (от англ. lobby – кулуары) конкретные интересы определенных групп и кругов, используя для этого разнообразные средства влияния на властные органы и их персонал, включая настойчивые просьбы, повышенные гонорары за выступления или публикации, бесплатные зарубежные поездки и т.п.
Воздействие на политическую власть осуществляется путем субсидирования политических партий, финансирования политических, избирательных кампаний, развертывания общественных акций с целью поддержки или, наоборот, осуждения кандидатов, использования СМИ и др.
Лоббизм как полноценный институтпроявляется в следующих формах политической деятельности (на примере США):
а) выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон;
б) составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение Парламента;
в) организация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося решения и кампании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам)
Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Все крупные корпорации, предприятия, союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббизмом, подразделения. Они насчитывают до нескольких десятков, а то и сотен человек, как правило, бывших советников, сенаторов, чиновников, юристов.
Источник
Общественно-политические движения, партии, группы давления: понятия, функции, типологии.
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра.
Типология общественно-политических движений: 1) По отношению к существующему строю (консервативные; реформаторские; революционные); 2) По идеологической
основе (либерально-демократические; консервативные; социалистические); 3) По масштабам (международные; региональные; действующие в стране, штате, республике);
4) По методам и способам действия (легальные/нелегальные; формальные/неформальные; ориентирующиеся на мирные или насильственные действия).
Партия– это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.
Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним относятся: набор членов, пополнение партийной кассы.
Осуществление внешних функций предполагает: борьбу за завоевание и использование политической власти, обеспечение связи масс с государственными структурами, согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса.
Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии, одержавшие победу на выборах, или сумевшие провести в законодательное собрание своих представителей, получают возможность участвовать в подборе и расстановке управленческих кадров.
Выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии.
Кадровыеотличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны.
Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей.
Существуют и другие типологии партий (патронажные; консервативные; коммунистические, социал-демократические и либеральные; авангардные, парламентские и лейбористские; легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные и т.д.).
Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.
За последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.
К настоящему времени сложилось два главных типа избирательной системы – мажоритарная и пропорциональная.
Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов. Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.
При пропорциональной системе выборов каждая партия выдвигает свой список кандидатов. При этом распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Одним из недостатков пропорциональной системы является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.
В РФ функционируют обе избирательные системы.
Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти, а ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению.
Группы давления – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
Существуют разные типы групп интересов. Первый — неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы. Второй тип – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.
К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп.
Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.
Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:
1. Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.
2. Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.
3. Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.
4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ.
5. Осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Партии, общественно-политические движения, группы давления: понятия, функции, типологии.
Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.
Общественно- политические движения — это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.
Классификация общественно-политических движений:
1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные
2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские
3. По масштабу: местные, региональные, международные
4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.
5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.
Партия — добровольная политическая организация, объединяющая лиц, имеющих общие интересы и цели на идеологической основе, для завоевания государственной власти, либо участия в ней.
Функции партий:
1. Социальные функции — они сводят интересы общества и государства
2. Идеологические функции — связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.
3. Политические функции — в первую очередь связаны с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок.
4. Управленческие функции — осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально — классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.
Классификация политических партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.
Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования являются членские взносы. Центр партийной власти находится не в парламенте, а в самой партии.
Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период избирательных кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель — мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных социальных слоев или групп.
По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.
По месту в политической системе — правящие и оппозиционные.
По характеру политических действий — умеренные, радикальные и экстремистские.
По месту в политическом спектре — левые, центристские и правые
Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они не стремятся овладеть властью, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне её.
Группы давления — это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.
Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии.
Функции:
1. Артикуляция интересов — т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д. 2. Информативная функция — доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.
3. Агрегирование — согласования различных потребностей и ожиданий граждан.
4. Формирование политических элит — продвижение представителей от групп интересов во властные структуры.
В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп давления, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:
1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Алмонд и Пауэлл предложили деление групп давления на:
— Анемические — возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).
— Институциональные — это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.).
2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
— Ассоциативные группы — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).
— Неассоциативные группы — неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты).
3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
— Одноцелевые
— Многоцелевые.
Типологии партий. Партийные системы. М. Дюверже «Политические партии».
Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества.
Классификацию политических партий обычно проводят по:
1) социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.
2) идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
3) методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4) характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
5) представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;
7) стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;
Политическое участие.
Политическое участие – влияние граждан на функционирование полит. Системы, формирование полит.институтов и процесс выработки полит. Решений. К полит. Участию относятся действия по делегированию полномочий, активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избират. кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий и групп интересов.
Ортодоксальное полит. поведение (обеспечивает устойчивое функционирование полит.системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах) | Неортодоксальное полит.поведение, полит. неповиновение, групповое неповиновение (протестное поведение, действия, несанкционированные законом или направленные против полит.системы) | Политические преступления (полит.деятельность с использованием нелегитимного насилия) | |||
Обычная политика, голосование, лобби, группы формальных интересов | Петиции, лозунги, законные демонстрации | Бойкоты | Неофициальные забастовки, забастовки арендаторов | Незаконные демонстрации, захват помещений, повреждение собственности, насилие | Захват заложников, саботаж, партизанские действия, убийства, революции, войны, похищения |
Клас-ция типов полит.участия по А.Маршаллу:
Полит.участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное-пассивное). На основании формы участия (приемлемые – неприемлемые). Формы полит.участия:
Степень активности | Форма участия | |
Приемлемая | Неприемлемая | |
Активное участие | Предвыборная активность, участие в выборных органах, лоббистская деят-ть, организационная деят-ть (участие в полит.партиях и орг-циях), участие в полит. Демонстрациях и др. полит. акциях | Насилие, подкуп должностных лиц, дезорганизация |
Пассивное участие | Участие в голосовании, повиновение закону | Пренебрежение к закону, нарушение закона |
Полит.участию противостоит такой тип.полит.поведения как абсентеизм. Абсентеизм – уклонение от участия в полит.жизни (в голосовании, избират.кампаниях, акциях протеста, деят-ти партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и полит.нормам, т.к. полит.апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом общ-ве, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности полит.системы, ее норм и ценностей.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы
Источник