Меню

Группа давления общественные движения политические партии

Вопрос 3. Общественные движения и группы давления

3.1. Понятие «общественное движение». Отличия общественных движений от политических партий.

3.2. Группы давления как субъект политики. Институциализированный лоббизм.

3.1. Одной из форм своевременного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями политических партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная, пестрая и более широкая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или партии. Общественно-политическое движение в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, хотя в политической практике нередко бывают исключения. К примеру. Народный фронт Румынии завоевал политическую власть в стране. «Саюдис» также пришел к власти в Литве. Но по сути эти движения уже преобразовались в партии. Общественные движения пытаются влиять на власть для достижения своих целей.Движения подразумевают коллективное членство, что обычно нс допускается в партии. Иногда движением называют группы партий, их коалиции.

Итак, политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться правительства и политические партии, К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает, способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они собираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений является солидарность и добровольность их участников.

Можно провести классификацию общественно-политических движений. Основаниями являются: масштаб; цель; количество участников; место в политическом спектре; .продолжительность существования.

3.2. Группы давления (от англ. “pressure groups”) представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для себя направлении. Наряду с политическими партиями группы давления (или группы интересов), определяют характер политических систем современных демократических стран.

Они имеют три основные характеристики:

б) одинаковость стремлений;

в) использование правительственных институтов для реализации своих целей.

Имеются существенные отличия группы интересов от политической партии. Во-первых, основная цель политический партии – одержать победу на выборах, прийти к власти; в то время как задача группы интересов – оказание скрытого давления (влияния) на парламент и правительство с целью принятия соответствующих (выгодных) законов, постановлений и решений.

Во-вторых, имена партийных кандидатов идут в избирательных бюллетенях с указанием названия партии, а группы давления обычно не указывают своего наименования в избирательных бюллетенях, хотя они могут поддерживать тех или иных кандидатов и регистрироваться в парламентах западных стран.

В-третьих, группы интересов более «конкретны», чем партии; они активно и заинтересованно выражают, защищают, «лоббируют» (от англ. lobby – кулуары) конкретные интересы определенных групп и кругов, используя для этого разнообразные средства влияния на властные органы и их персонал, включая настойчивые просьбы, повышенные гонорары за выступления или публикации, бесплатные зарубежные поездки и т.п.

Воздействие на политическую власть осуществляется путем субсидирования политических партий, финансирования политических, избирательных кампаний, развертывания общественных акций с целью поддержки или, наоборот, осуждения кандидатов, использования СМИ и др.

Лоббизм как полноценный институтпроявляется в следующих формах политической деятельности (на примере США):

а) выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон;

б) составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение Парламента;

в) организация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося решения и кампании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам)

Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Все крупные корпорации, предприятия, союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббизмом, подразделения. Они насчитывают до нескольких десятков, а то и сотен человек, как правило, бывших советников, сенаторов, чиновников, юристов.

Читайте также:  Перепускной клапан высокого давления принцип работы

Источник

Общественно-политические движения, партии, группы давления: понятия, функции, типологии.

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра.

Типология общественно-политических движений: 1) По отношению к существующему строю (консервативные; реформаторские; революционные); 2) По идеологической

основе (либерально-демократические; консервативные; социалистические); 3) По масштабам (международные; региональные; действующие в стране, штате, республике);

4) По методам и способам действия (легальные/нелегальные; формальные/неформальные; ориентирующиеся на мирные или насильственные действия).

Партия– это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним относятся: набор членов, пополнение партийной кассы.

Осуществление внешних функций предполагает: борьбу за завоевание и использование политической власти, обеспечение связи масс с государственными структурами, согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса.

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии, одержавшие победу на выборах, или сумевшие провести в законодательное собрание своих представителей, получают возможность участвовать в подборе и расстановке управленческих кадров.

Выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии.

Кадровыеотличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей.

Существуют и другие типологии партий (патронажные; консервативные; коммунистические, социал-демократические и либеральные; авангардные, парламентские и лейбористские; легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные и т.д.).

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.

За последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.

К настоящему времени сложилось два главных типа избирательной системы – мажоритарная и пропорциональная.

Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов. Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.

При пропорциональной системе выборов каждая партия выдвигает свой список кандидатов. При этом распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Одним из недостатков пропорциональной системы является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.

В РФ функционируют обе избирательные системы.

Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти, а ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению.

Группы давления – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

Существуют разные типы групп интересов. Первый — неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы. Второй тип – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.

Читайте также:  Внутричерепное давление лечебное питание

К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп.

Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.

Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:

1. Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.

2. Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.

3. Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.

4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ.

5. Осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Партии, общественно-политические движения, группы давления: понятия, функции, типологии.

Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.

Общественно- политические движения — это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Классификация общественно-политических движений:
1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные
2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские
3. По масштабу: местные, региональные, международные
4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.
5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.

Партия — добровольная политическая организация, объединяющая лиц, имеющих общие интересы и цели на идеологической основе, для завоевания государственной власти, либо участия в ней.
Функции партий:
1. Социальные функции — они сводят интересы общества и государства
2. Идеологические функции — связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.
3. Политические функции — в первую очередь связаны с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок.
4. Управленческие функции — осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально — классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

Классификация политических партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.
Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования являются членские взносы. Центр партийной власти находится не в парламенте, а в самой партии.
Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период избирательных кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель — мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных социальных слоев или групп.
По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.
По месту в политической системе — правящие и оппозиционные.
По характеру политических действий — умеренные, радикальные и экстремистские.
По месту в политическом спектре — левые, центристские и правые

Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они не стремятся овладеть властью, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне её.
Группы давления — это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.

Читайте также:  Кондиционер выключается по высокому давлению

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии.

Функции:
1. Артикуляция интересов — т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д. 2. Информативная функция — доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.
3. Агрегирование — согласования различных потребностей и ожиданий граждан.
4. Формирование политических элит — продвижение представителей от групп интересов во властные структуры.

В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп давления, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:
1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Алмонд и Пауэлл предложили деление групп давления на:
— Анемические — возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).
— Институциональные — это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.).
2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:
— Ассоциативные группы — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).
— Неассоциативные группы — неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты).
3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
— Одноцелевые
— Многоцелевые.

Типологии партий. Партийные системы. М. Дюверже «Политические партии».
Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества.

Классификацию политических партий обычно проводят по:

1) социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.

2) идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;

Политическое участие.

Политическое участие – влияние граждан на функционирование полит. Системы, формирование полит.институтов и процесс выработки полит. Решений. К полит. Участию относятся действия по делегированию полномочий, активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избират. кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий и групп интересов.

Ортодоксальное полит. поведение (обеспечивает устойчивое функционирование полит.системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах) Неортодоксальное полит.поведение, полит. неповиновение, групповое неповиновение (протестное поведение, действия, несанкционированные законом или направленные против полит.системы) Политические преступления (полит.деятельность с использованием нелегитимного насилия)
Обычная политика, голосование, лобби, группы формальных интересов Петиции, лозунги, законные демонстрации Бойкоты Неофициальные забастовки, забастовки арендаторов Незаконные демонстрации, захват помещений, повреждение собственности, насилие Захват заложников, саботаж, партизанские действия, убийства, революции, войны, похищения

Клас-ция типов полит.участия по А.Маршаллу:

Полит.участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное-пассивное). На основании формы участия (приемлемые – неприемлемые). Формы полит.участия:

Степень активности Форма участия
Приемлемая Неприемлемая
Активное участие Предвыборная активность, участие в выборных органах, лоббистская деят-ть, организационная деят-ть (участие в полит.партиях и орг-циях), участие в полит. Демонстрациях и др. полит. акциях Насилие, подкуп должностных лиц, дезорганизация
Пассивное участие Участие в голосовании, повиновение закону Пренебрежение к закону, нарушение закона

Полит.участию противостоит такой тип.полит.поведения как абсентеизм. Абсентеизм – уклонение от участия в полит.жизни (в голосовании, избират.кампаниях, акциях протеста, деят-ти партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и полит.нормам, т.к. полит.апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом общ-ве, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности полит.системы, ее норм и ценностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Источник

Adblock
detector