Что такое и для чего нужен анемометр на кранах?
Качество нашей работы заключается в мельчайших деталях, и даже самые мощные краны движутся в соответствии с мельчайшими расчетами небольшого устройства, которое многие могут пропустить: анемометра или датчика ветра.
Анемометр говорит нам о движении ветра, предупреждает нас о порывах, которые угрожают подъему, и направляет нас, чтобы сделать самый безопасный выбор. Измеряя скорость ветра в 3-секундных порывах, анемометр гарантирует, что наши краны всегда остаются в пределах безопасных рабочих пределов.
Анемометр направляет все, что мы делаем. И хотя он невелик, он всегда у нас на виду. Лучше всего, чтобы краны были оснащены электронным анемометром в верхней части стрелы, а также соответствующим дисплеем внутри кабины в соответствии с европейским стандартом EN 13000.
Анемометр предупреждает нас о фактической скорости ветра на высоте стрелы, и эти данные часто отображаются вместе с максимально допустимой скоростью ветра производителя для данной модели крана, длиной стрелы/стрелы и выбранной диаграммой нагрузки. Если в какой-либо момент скорость ветра превышает максимальный предел, мигающий символ скорости ветра и акустический сигнал предупреждают машиниста крана о прекращении работы.
Это маленькое, но значительное устройство никогда не отдыхает-даже когда это делают краны. Например, хотя кран может быть припаркован вертикально, он все же должен соблюдать максимально допустимую скорость ветра, установленную изготовителем. Если в прогнозе присутствуют скоростные ветры, то кран или стрела должны быть уложены в назначенное время. Даже при наличии этих мер необходимо соблюдать максимальную скорость ветра.
Анемометр особенно необходим во время работы в районах с сильным ветром — например, на открытых равнинах, где часто устанавливаются ветряные турбины. Здесь контроль скорости ветра приобретает новое значение, и работу ветряных турбин часто приходится приостанавливать, поскольку ветры часто превышают пределы безопасного подъема. Это одна из причин, почему компании в этой отрасли часто проводят различие между временем работы и временем ожидания для неработоспособной погоды, поскольку могут применяться различные тарифы.
Секрет качественного крана, как и любой качественной работы-это маленькие детали, которые делают все это возможным, такие как анемометр, который всегда указывает нам на правильное решение, независимо от того, в какую сторону дует ветер.
Источник
Устройства и приборы безопасности на кранах
В зависимости от типа крана (мостовой, консольный, козловой и т. п.) и рода привода (электрический, механический) кран снабжается рядом приборов и устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию.
К таким приборам относятся:
а) концевые выключатели, предназначенные для автоматической остановки механизмов кранов с электрическим приводом. На кранах с механическим приводом механизмов концевые выключатели не применяются. Требования по оборудованию грузоподъемных машин концевыми выключателями изложены в Правилах по кранам;
б) блокировочные контакты, применяемые для электрической блокировки двери входа в кабину крана с посадочной площадки, крышки люка входа на настил моста и других местах;
в) ограничители грузоподъемности, предназначенные для предотвращения аварий кранов, связанных с подъемом груза массой, превышающей их (с учетом вылета крюка) грузоподъемность. Установка прибора обязательна на стреловых, башенных и портальных кранах. Краны мостового типа должны оборудоваться ограничителем грузоподъемности в том случае, когда не исключается их перегрузка по технологии производства. Требования к установке прибора содержатся в Правилах по кранам;
г) ограничители перекоса, предназначенные для предупреждения опасного перекоса металлоконструкций козловых кранов и мостовых перегружателей вследствие опережения одной из опор другой при передвижении крана. Необходимость установки прибора определяется при проектировании расчетом;
д) указатель грузоподъемности, устанавливаемый на кранах стрелового типа, у которых грузоподъемность изменяется с изменением вылета крюка. Прибор автоматически показывает, какова грузоподъемность крана при установленном вылете, что помогает предотвратить перегрузки крана;
е) указатель угла наклона для правильной установки стреловых кранов, кроме работающих на рельсовых путях;
ж) анемометр. Таким прибором должны оборудоваться башенные, портальные и кабельные краны для автоматической подачи звукового сигнала при опасной для работы скорости ветра;
з) противоугонные устройства, применяемые на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения угона их ветром. Требования к этим устройствам изложены в Правилах по кранам;
и) автоматический сигнализатор опасного напряжения (АСОН), сигнализирующий об опасном приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам линии электропередачи. Прибором оборудуются стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных);
к) опорные детали, которыми снабжаются краны мостового типа, передвижные консольные, башенные, портальные, кабельные, а также грузовые тележки (кроме электроталей) для уменьшения динамических нагрузок на металлоконструкцию в случае поломки осей ходовых колес;
л) упоры, устанавливаемые на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемных машин, а также на стреловых кранах с изменяющимся вылетом стрелы для предотвращения ее опрокидывания;
м) звуковой сигнальный прибор, применяемый на кранах, управляемых из кабины или с пульта (при дистанционном управлении). На кранах, управляемых с пола, сигнальный прибор не устанавливается.
Источник
6.9 Анемометры
В соответствии со статьей 179 Правил по кранам анемометры должны устанавливаться на башенных, портальных, кабельных кранах и мостовых перегружателях для оповещения звуковым сигналом крановщика об опасной для работы крана скорости ветра.
Установка анемометра на козловых кранах Правилами по кранам не предусмотрена. Требование по оборудованию козловых кранов грузоподъемностью 8 тс и выше анемометрами или датчиками давления ветра, воздействующими на автоматические противоугольные захваты, содержится в проекте нового ГОСТа «Краны козловые.
Рисунок 6.25. Установка анемометра на кране
Рисунок 6.26. Датчик скорости ветра анемометра М-95.
1 — вертушка; 2 —магнит; 3 — катушка; 4 — штепсельный разъем
Параметры, размеры и технические требования».
Требование статьи 179 Правил по кранам не распространяется на стреловые самоходные краны в башенно-стреловом исполнении. При работе на одном участке в одинаковых ветровых условиях нескольких башенных или портальных кранов установка анемометров не на всех краних может быть допущена по согласованию с органами технадзора (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г. ).
Установка анемометров на каждом кране, установленном в морском порту, не обязательна, если порт обслуживается метеостанцией оповещения погоды.
Допустимые при работе крана скорость и давление ветра определяются при проектировании и должны быть указаны заводом—изготовителем крана в его паспорте. Допустимая при работе крана скорость ветра зависит также от характера производимых работ и парусности груза. Эта скорость определяется отраслевыми правилами безопасности, а при отсутствии таковых — организацией, производящей работы. Во всех случаях эта скорость не должна превышать указанную в паспорте крана.
Для измерения мгновенной скорости ветра и автоматического определения опасных но совместному воздействию скорости ветра и продолжительности порывов его, а также для включения звукового сигнала и защитных средств наибольшее применение получил сигнальный анемометр типа М-95, изготовляемый серийно Рижским опытным заводом гидрометеорологических приборов.
Анемометр (рис. 6.25) состоит из датчика скорости ветра 1, представляющего собой трехлопастную вертушку (рис. 6.26), укрепленную на вертикальной оси, и указательного пульта 2, соединенных между собой экранированным кабелем 3. Ось датчика свободно вращается на двух шарикоподшипниках и несет на себе кольцевой постоянный магнит с тремя парами не явно выраженных полюсов, выполняющий роль тахогенератора. Статором тахогенератора служит катушка. При вращении магнита вокруг неподвижной катушки в ее обмотке создается переменное напряжение, пропорциональное угловой скорости вращения вертушки. Концы обмотки катушки присоединены к колодке штепсельного разъема.
Тахогенератор заключен в кожух. Вертушка датчика состоит из трех спиц с лопастями и балансирами, гайки и втулки.
Указательный пульт смонтирован в металлическом корпусе, на лицевой панели которого укреплены указатель скорости ветра, три сигнальные лампы, кнопка и разъемы для включения анемометра в электросхему крана и в цепь звукового сигнала. Пульт подключается к электрической сети напряжением 220 В переменного тока, снабжен предохранителем и клеммой заземления.
Датчик устанавливается на наивысших частях крана, не находящихся в аэродинамической тени, а указательный пульт — в кабине крана в поле зрения машиниста. Место установки датчика должно также позволять производить осмотр его и демонтаж с целью проведения промывки и смазки.
Анемометр должен подключаться к схеме крана так, чтобы питание на него подавалось одновременно с подачей на звуковой сигнал, т. е. сразу же при включении крана (включении рубильника на портале или ходовой раме крана). Этим исключается необходимость подъема машиниста в кабину, если скорость ветра превосходит допустимую.
В качестве звукового сигнала используют сирену, имеющуюся на кране, или устанавливают дополнительную.
Анемометр должен не допускать какого-либо движения крана при опасной скорости ветра или при отсутствии питания в приборе. Для этого нормально открытые контакты выходного реле могут быть включены последовательно с контактами ограничителя высоты подъема крюка в цепи управления. Контакты анемометра могут быть использованы также для приведения в действие противоугонных захватов.
Работа анемометра на кране происходит следующим образом. При отсутствии питания сигнальные лампы указательного пульта не горят, выходное реле запрещает подъем крюка, а указательный прибор при этом показывает скорость ветра, так как тахометр датчика является источником тока. При подаче питания на кран подается питание на прибор. Если скорость ветра менее предельно допустимой для крана, то на пульте горит зеленая лампа, а контакты выходного реле разрешают любое движение крана.
Если скорость ветра увеличивается до предельной, но порывы ветра короткие, то на пульте включается желтая лампа «Внимание». При длительности порыва свыше 2 с включается красная лампа «Опасно», срабатывает выходное реле, контакты которого включают звуковой сигнал, запрещая движение крюка на подъем, и разрешают на спуск.
При опасной для работы крана скорости ветра машинист должен прекратить работу, обесточить кран и укрепить его всеми имеющимися противоугонными захватами за рельсы пути.
При заказе анемометра должен быть указан порог срабатывания по скорости,
определяемый высотой установки датчика и величиной напора для данного крана.
Для кранов, находящихся в эксплуатации, при выборе значения скорости, при которой должна срабатывать аварийная сигнализация, в случае отсутствия указаний в паспорте крана пользуются данными табл. 6.2.
Таблица 6.2 Показатели для определения скорости ветра
При отсутствии данных о скорости срабатывания завод — изготовитель прибора настраивает анемометр на скорость 12, 5 м/с, что для кранов высотой около 40 м соответствует 7 м/с на высоте 10 м.
Схему включения анемометра в цепь управления краном, а также значение опасной скорости ветра и допустимую длительность порывов следует согласовывать с заводом — изготовителем крана или организацией, разработавшей проект крана.
Датчик для обеспечения его работоспособности должен подвергаться профилактическому осмотру не реже двух раз в год в порядке, установленном заводом — изготовителем прибора и отраженном в инструкции по эксплуатации его. Один раз в год анемометр проверяется контрольным, имеющим свидетельство о проверке органами Главного управления Гидрометеослужбы при Совете Министров СССР. Заявки на анемометр направляются в отдел сбыта Главного управления гидрометеослужбы (г. Москва, ул. Павлика Морозова, 12).
С 1970 г. на ряде предприятий Свердловской и Пермской областей на башенных кранах установлен сигнальный анемометр А. Н. Мальцева. Этот анемометр обладает существенными преимуществами по сравнению с анемометром М-95 (измерение величины. непосредственно характеризующей значение ветровых нагрузок, повышенная надежность работы, простота устройства и поверки и т. п. ). Анемометр одобрен НИИ Гидрометеорологического приборостроения.
Источник