Меню

Какое давление нужно при покраске краскопультом

Сообщества › Всё о Краске и Покраске › Блог › Конструкция и настройка краскопульта. Часть 1/2 конструкция и комплектация.

В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.

О настройках пистолета я рассказал в этом видео:

Но возможно кто то хочет почитать на тему настройки краскопультов и узнать более подробную информацию я написал следующую статью:

Сегодня вы узнаете

1 Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
1.1 Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов

1.2 Функции и расположение регуляторов

2 Система окрасочного пистолета
3 Настройка входного давления
3.1 Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
3.2 Если пистолет оборудован встроенным манометром

3.3 Если манометр без регулятора

3.4 Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

4 Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
5 Размер факела при окраске
6 Подача краски
7 Диаметр сопла
8 Тестируем краскопульт
8.1 Тест правильности формы отпечатка факела

8.2 Тест на равномерность распределения краски в факеле

8.3 Тест на качество распыления

9 Резюме
10 Полезные материалы
10.1 Настройка краскопульта (на примере краскопультов Walcom)

10.2 Тестовые напылы

10.3 Формы отпечатков факела (в зависимости от типа воздушной
головки) и их эффективность в том или ином случае

КОГДА Я СЛЫШУ СЛОВО «ПОКРАСКА», Я ХВАТАЮСЬ ЗА ПИСТОЛЕТ…

Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки. При этом скорость воздушного потока иногда достигает сверзвуковых скоростей. В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.

УСТРОЙСТВО И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ОКРАСОЧНЫХ ПИСТОЛЕТОВ

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя: корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами, спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов, выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы, резервуар (бачок) для краски, регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла. Механизм спускового рычага устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.

ФУНКЦИИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ

Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов. Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела. Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала. На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала. Регуляторы на корпусе краскопульта SATA. Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.

СИСТЕМА ОКРАСОЧНОГО ПИСТОЛЕТА

В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы которые регламентируются документами или законодательством: конвенциональные HD (высокое давление);

HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);

EPA она же LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление) RP, РЕУ и другие.

Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и EPA — при низком (примерно 0,7 HVLP и 1,2 — 1,8 EPA). Законодательство регламентирует у краскопультов HVLP давление в воздушной голове 0,7 бар, у системы EPA перенос не менее 65%, остальные параметры не регламентируются и каждый производитель волен сам выбирать что применить в своём пистолете. Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов HVLP или EPA коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.
На сегодняшний день бытует ошибочное мнение или миф о том что пистолеты низкого давления отлично подходят для гаражей, на самом деле это очень серьёзное заблуждение (низкое давление не означает низкое потребление воздуха!), классические пистолеты системы HVLP потребляют от 430 до 460 л/мин. Такое количество воздуха не может выработать компрессор с питанием 220V, а ведь именно такие стоят в большинстве небольших мастерских или гаражей. Вторая проблема этой системы — огромное количество воздуха которую пистолет вдувает в помещение и если там не хорошей вентиляции, такой пистолет начинает гонять пыль по всему объёму помещения. Пистолеты EPA (RP, LVLP, HTE) — потребляют от 265 до 350 л/мин воздуха, что значительно меньше чем у HVLP и именно такие пистолеты я рекомендую для небольших мастерских или гаражей. На сегодня появилось новое направление на мой взгляд если говорить о системах — это гибридная система, когда давление в голове 1,2-1,3 бара. Обычно производитель относит такой пистолет к системе HVLP, но говорить о полноценном HVLP не возможно, слишком высокое давление, но и для стандартного (RP, LVLP, HTE 1,7 — 1,8) — слишком низкое.

Читайте также:  Систолический градиент давления что это

Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами. Для настройки и контроля давления пистолета заводы выпускают тестовые головки с двумя манометрами.

К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.

На сегодняшний день существует мнение что пистолеты HVLP — строго для базовых красок, а EPA (RP, LVLP, HTE) для акрилов и лаков, но на самом деле это не совсем так, производитель рекомендует ту или иную комплектацию, основываясь опять таки на тестах и опыте своих техников или маляров которым давали оборудование на тесты. Мало того, для идеальных условий. На самом деле такие условия не всегда идеальны и мастера используют разные материалы как по качеству так и по строению или химии. Поэтому всё больше производителей обращают внимание мастеров на то что оборудование нужно подбирать согласно условий: влажности, температуры и других параметров. Например Devilbiss опубликовал вот такую таблицу в которой приведена зависимость выбора воздушных голов и дюз к окружающим условиям:

Их таблицы видно что при более низкой влажности производитель рекомендует использовать голову ТЕ10, с большей дюзой, а значит с более крупной каплей чем при более высокой влажности, когда дюзу нужно брать меньше чтобы капля соответственно получалась мельче.

На второй таблице указано зависимость выбора головы от влажности и дюзы от температуры:

Кроме всего прочего пистолеты отличаются друг от друга не только системой но и вязкостью применяемых материалов.

Среди маляров бытует мнение что существуют краскопульты для грунта, базы и лака. На самом деле это не совсем верно, пистолеты делятся по вязкости с которыми работают эти пистолеты. так же к вязкости материала привязаны и дюзы, но выбор дюз так же даёт нам инструмент по нанесению определённой толщины покрытия, чем больше дюза тем толще слой вы можете нанести за счёт того что в факел подаётся большее количество материала.

Существует в основном 3 типа вязкости с которыми работают краскопульты:
1. Вязкость от 14 до 20 сек. Обычно это финишные материалы, лаки, краски, а так же грунты, антикоррозионные или изоляционные в версии например «мокрый по мокрому». Так же в индустрии дерева к этой вязкости относятся морилки. Обычно слой нанесения таких материалов колеблется от 5 мк. до 10 мк за один слой. Дюзы которые подбирают для таких работ и материалов это от 1,2 мм до 1,5 мм максимум.
2. Вязкость от 20 до 35 сек. Обычно это первичные грунты, грунты наполнители, но иногда под такой вязкостью выступают и финишные материалы, краски и лаки. Толщина слоя от 35 мк до 70 мк. Дюзы которые обычно предлагает производитель от 1,6 до 1,6 мм
3. Вязкость от 35 сек и выше. Особо вязкие материалы, жидкие шпаклёвки и высоконаполнительные грунты с толщиной слоя от 70 мк до 250 мк. за один слой, дюзы для этих материалов от 2,0 до 2,8 мм и выше, которые применяются в пистолетах для густых масс.

Читайте также:  Уровень пункции для измерения ликворного давления

Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них): базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3); акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм (вязкость акриловых эмалей и лаков обычно выше чем базовой краски); жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм; грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм; жидкие шпатлевки — 2-3 мм; антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов). Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм. Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать». С другой стороны современные материалы с низким VOC или по простому с высоким сухим остатком не требуют таких слоёв как старые материалы MS или даже HS, мало того они очень хорошо и легко смачивают поверхность, в итоге нет смысла наливать толстые слоя, и все чаще у мастеров можно уже увидеть дюзы 1,2 и 1,3 для базы и лака соответственно. Так же играет роль и производительность пистолета, например SAGOLA 4600 с дюзой 1,25 мм имеет такую же производительность как SATA 5500 с дюзой 1,4, при одинаковых условиях.Таким образом при выборе дюзы важно понимать для какой вязкости материала вы хотите купить оборудование и какое оборудование вы будете применять.
Но не всё так просто, казалось бы что бери побольше дюзу и будет тебе счастье, но не всё так просто, обычные головы пистолетов в сочетании с дюзами для материалов с вязкостью 14-20 сек, имеют определённое строение рассчитанное на то чтобы «вытянуть» материал с этой низкой вязкостью и его атомизировать, учитывая такую низкую вязкость сам факел устроен так чтобы именно оградить и направить материал на поверхность, чтобы он не разлетался в разные стороны, когда у вас вязкость выше, то такой материал уже намного сложнее «вытянуть» из бачка и разбить, потому, головы у таких пистолетов устроены иначе, они имеют большую вытягивающую силу и сруи воздуха из головы направлены не вдоль факела, а внутрь, чтобы разбить этот густой материал. Существуют конечно и универсальные конструкции как например Devilbiss FLG5, IWATA W400 Bellaria, но понятно что универсальное никогда не будет работать наравне со специальным оборудованием.
Несколько видео в конце для тех кто любит смотреть, а не слушать.



Источник

Как подобрать рабочее давление для различных типов краскопультов?

Перед тем, как начать самостоятельно производить окраску с помощью такого инструмента, как краскопульт – им необходимо научиться пользоваться. Одно из главных умений, которые понадобиться, конечно, кроме «твёрдой руки», — это умение регулировать давление для краскопульта сжатого воздуха. Процесс относительно простой, но необходимый, иначе ровного слоя, без погрешностей в виде шагрени или подтёков не добиться.

Типы краскопультов

В первую очередь, необходимо определить – какой непосредственно краскопульт используется. Они бывают для низкого давления, среднего и высокого. Для автомобильных ремонтных работ эффективнее использовать краскопульты низкого давления LVLP, имеющих небольшую ёмкость для краски, и использующих низкое давление – примерно 2-2,5 атмосферы.

Такие краскопульты позволяют расходовать краску с невысокой скоростью. От этого её гораздо легче дозировать – сам процесс медленнее, от чего проще. Конечно, это удобно, когда используется при работах, не связанных с короткими временными промежутками и высокой скоростью работы. Для производства такие не подойдут. Там больше подходит краскопульт высокого давления, в котором применяется сжатый воздух, с давлением вплоть до 56 атмосфер. Но высокое давление позволяет расходовать краску с высокой скоростью, при ручной работе это проблема, особенно когда мало опыта. А вот на конвейере – в самый раз.

Читайте также:  Артериальное давление для полета в космос

Но в случае необходимости проведения окрасочных работ большого объёма (например – окраска автомобиля полностью) – возможно лучше использовать краскопульты низкого давления HVLP, имеющих больший объём ёмкости для краски, при низком рабочем давлении.

Промежуточное значение занимают краскопульты для среднего давления (4-5 атмосфер), которые в ходу у профессиональных маляров. У них достаточно большой расход краски, чтобы можно было легко контролировать её расход при работе, получая качественный слой, при минимальных временных затратах. Только чтобы с таким работать – требуется не только твёрдая рука, но и достаточный уровень опыта.

Но в любом случае необходимо подобрать рабочее давление краскопульта, чтобы результат был качественным. Сделать это несложно – нужно лишь немного терпения и внимательности. А также технические возможности.

Давление воздуха для краскопульта регулироваться может как непосредственно на самом краскопульте, так и компрессором (имеющим встроенный редуктор). На дорогих моделях есть множество регулировок, зато на самых бюджетных немного. Оптимальнее выбрать «золотую середину», что позволит достаточно точно настроить устройство, чтобы получить качественный результат.

Настройка краскопульта

Итак, регулируем давление в краскопульте при покраске, иначе не виден результат. Конечно, процесс производится не при окончательных работах, а на тестовой поверхности. Оптимально в качестве таковой использовать лист плотного ватмана, прикрепив его на ровной поверхности, например – на стене.

В целом процесс аналогичен для любого типа оборудования, неважно – краскопульт низкого давления используется, или высокого. Технология, в общих чертах, одинакова. Также такая регулировка необходима для любых покрасочных работ, ведь параметры зависят от краски (её вязкости, текучести и т.д.). Потому лучше регулировку выполнять непосредственно перед работой, на той краске, которой будет производиться окончательная обработка. Имеется в виду именно та смесь, а не марка. Т.е. необходимо развести краску перед работами с небольшим запасом, и на ней произвести регулировку.

Сам процесс регулировки необходимо производить сверху вниз, т.е. начиная с минимального значения давления, постепенно добавлять его, добиваясь оптимального результата. Тестовое окрашивание должно получиться таким образом, чтобы «пшик» покрывал поверхность ровным слоем, без «забрызгивания» краёв. Не должно получаться мелких или крупных капель, а также подтёков. Если получаются подтёки – то давление высокое, следовательно, высокий расход краски. Когда слишком много капель – давление низкое. Здесь необходимо найти оптимальный баланс.

В целом невозможно сказать, – какое давление нужно для краскопульта определённой марки и конкретной краски. Слишком много параметров, влияющих на конечные значения. Потому наиболее точен тот результат, который получен экспериментально. Ведь невозможно развести как саму краску в особо точных пропорциях (кроме того она постепенно высыхает и твердеет, что повышает её вязкость), да и сами краскопульты сильно отличаются от эталона, причём от экземпляра к экземпляру.

Ещё не стоит лениться качественно, промывать инструмент, после использования. Ведь остатки краски в калиброванных каналах могут менять характеристики. Кроме того они могут раствориться свежей краской, после чего настроенный краскопульт станет «красить» по-другому – процедуру настройки придётся повторять. На качестве и стабильности результата это никак положительно не скажется.

Дополнительные нюансы

Немало зависит и от применяемого компрессора. Дело в том, что накачка воздуха в таковых происходит в импульсном режиме (если, конечно, он не турбинный, но это редкость), а потому давление воздуха «пляшет» в небольших пределах, но с высокой частотой. На конечном результате это может сказаться плачевно. Потому стоит уделить внимание подбору хорошего агрегата.

Сгладить пульсации помогает своеобразный конденсатор (т.е. ресивер). Чем большей он ёмкости – тем лучше сглаживание. Кроме того модели с несколькими активными элементами (например – двухпоршневой, в противофазе) позволяет ещё более существенно снизить пульсации. Потому наиболее оптимальный вариант – это двухпоршневой компрессор, с ресивером, имеющим объём более 20 литров.

Также не стоит забывать об осушке и фильтрации воздуха. Без этих элементов не получить качественную лакокрасочную поверхность. Да и пыль может вовсе забить тонкие каналы краскопульта (и компрессору ресурса не добавит). А влага может конденсироваться в самых неподходящих местах, например – непосредственно в самом краскопульте, успешно попадая, впоследствии, в лакокрасочный слой.

Источник

Adblock
detector