Пояса низкого и высокого давления.
Климатические пояса и атмосферное давление
Атмосферное давление зависит от климатических поясов освещённости и увлажнения, от нагрева Земли лучами Солнца.
Причина возникновения поясов атмосферного давления – разница температур самих воздушных масс, вследствие нагрева от земной поверхности. Из-за шарообразной формы Земли, разные участки прогреваются Солнцем неравномерно. Это влияет на образование различных зон атмосферного воздействия.
Причем здесь температура воздуха и пояса низкого и высокого давления? Чем отличается холодный воздух от тёплого? Какие существуют пояса атмосферного давления?
Плотность холодных масс воздуха больше тёплых. А чем больше плотность, тем воздух тяжелее. В полярных районах холодно, даже летом. Холодный воздух плотный и тяжелый. Поэтому, там высокое атмосферное давление. Другими словами, арктический и антарктический полярные зоны – это пояса высокого давления Земли. В экваториальных районах всегда жарко. Тёплый воздух – лёгкий. Поэтому на экваторе – пояс низкого давления Земли.
Пояса давления на земном
В районах тропиков тоже жарко, но при этом формируется тропический пояс высокого атмосферного давления. В чём причина возникновения такого несоответствия при жарких и сухих тропиках?
Всё просто. На экваторе теплый воздух поднимается до верхних пределов тропосферы, и имеет определённую плотность, которая постепенно изменяется по мере охлаждения воздуха. Растекаясь от экватора к тропическим зонам, те же воздушные массы, но уже с другой плотностью и холодные, опускаются к поверхности Земли из тропосферы, (см. «Пояса увлажнённости Земли»).
Между двумя поясами высокого давления (между тропическими и полярными) лежит зона с низким давлением. То есть, выполняется чередование:
- Экватор – низкое атмосферное д.;
- Тропики – высокое атмосферное д.;
- Умеренные зоны – н.д.;
- Полярные – в.д.
- Сухой климат – Арктический и Антарктический, Тропические – пояса высокого атмосферного давления.
- Влажный климат – Умеренные и Экваториальный – пояса низкого атмосферного давления.
Зависимость между поясами давления и осадками.
В климатических поясах с низким атмосферным давлением преобладают осадки в большом количестве. И, наоборот – в климатических зонах с высоким давлением воздушных масс осадки наблюдаться в меньшей мере. Почему так? Потому, что происходит процесс конденсации водяных паров в капли жидкости при подъёме тёплых воздушных масс в тропосферу. Это физическое явление характерно для климатических поясов с низким атмосферным давлением – экваториальных и умеренных зон.
Зависимость между поясами атмосферного давления и осадками
Источник
Распределение температуры и осадков, поясов давления на Земле. 7-й класс
Класс: 7
Ключевые слова: погода , география , климатические пояса , осадки , пояса давления , пояса температуры , постоянные ветры
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Представленная работа совмещает педагогический рисунок и составление схемы параллельно в тетради и на доске, что обеспечивает больший педагогический эффект в усвоении нового материала по сравнению с другими методами. Это доказывает, что даже самая сложная для изучения тема, будучи правильно представлена и осмыслена самостоятельно учащимися, легко усваивается и служит надёжной основой для формирования конкретных знаний и навыков. Важным является методическое требование на одном уроке сформировать основной массив знаний по данной теме.
Данная разработка может с успехом применяться во всех учебных заведениях при изучении данной темы, причём не только с использованием интерактивной доски и проектора, но и другими способами – начиная от обычной доски и мела и заканчивая средствами мультимедиа.
Автором специально выбрана презентация как форма представления данной разработки по нескольким причинам. Во-первых, формат презентации Microsoft Office PowerPoint является хорошо знакомым многим учителям и достаточно распространён в России. Во-вторых, данная форма, на наш взгляд, даёт максимальную свободу представления материала в зависимости от индивидуальных особенностей класса/ученика – в отличие от роликов и видео, можно приостановить работу в сложных для восприятия местах и, наоборот, ускорить её, если проблем не возникает. В-третьих, данная форма представления позволяет давать материал “малыми дозами”, что очень важно для его понимания.
Тем не менее, любой учитель может, используя общую идею данной работы, оформить свой урок исходя из своих индивидуальных предпочтений. Наконец, тема данного урока может стать индивидуальным заданием продвинутым учащимся для создания своей собственной видео-, мультипликационной, трёхмерной или любой другой разработки.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цели: Продолжить знакомство с закономерностями распределения на Земле основных климатообразующих факторов (температуры, осадков и атмосферного давления). Дать первоначальное понятие о размещении климатических поясов и постоянных ветров на земной поверхности.
Задачи: на основе материала урока продолжить формирование
1) познавательных общеучебных УУД по структурированию знаний,
2) познавательных логических УУД по установлению причинно — следственных связей;
3) коммуникативных УУД, в частности по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование: интерактивная доска (телевизионный экран) с возможностью демонстрации презентации Microsoft Office PowerPoint, физическая карта мира и/или глобус; у учащихся – тетради и ручки 2-3 цветов.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Изучение нового материала;
- Закрепление изученного материала;
- Домашнее задание.
Технология обучения: использование педагогического рисунка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1-3 минуты).
Приветствие. Учитель просит вспомнить раздел, изучаемый в данное время (“Атмосфера”) и тему прошлого урока (“Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты”). Учащиеся должны вспомнить изученный материал для того, чтобы связать его с темой этого урока. Нужно постараться не затягивать организационный момент.
2. Изучение нового материала (30-33 минуты)
Действия учителя и примерные вопросы | Действия ученика и примерные ответы | Рекомендации |
Учитель предлагает учащимся познакомиться с основными целями урока, проговаривая их и заостряя внимание на том, что сегодняшний урок будет не совсем обычным, и на нём мы будем составлять большую схему. Поэтому для урока нужно приготовить карандаши, желательны ручки 2-3 цветов. | Осознают цели, готовят необходимое для урока. | Слайды №2 и 3 |
Для того, чтобы изобразить климатическую модель Земли, нам понадобится нарисовать “заготовку”, т.е. правильный круг, символизирующий нашу планету. Обратите внимание на то, что сверху, снизу и с боков должно остаться пустое пространство в 5-6 клеточек для того, чтобы потом поместить туда некоторые элементы рисунка.
Теперь давайте подпишем основные элементы градусной сети, позволяющие правильно узнать нашу планету (можно попросить назвать их учащихся, но лучше этого не делать для экономии времени).
Прошу вас назвать самое тёплое место на Земле (можно также поработать с глобусом, если учитель не уверен в правильном ответе).
Давайте отметим это на нашей схеме коротким символом.
Пишут в нужном месте “Т^”
Как вы помните, воздух сам по себе не может нагреваться непосредственно от солнца и получает тепло от земной поверхности. Куда перемещается нагретый воздух после этого?
Следовательно, поднимающийся воздух будет содержать большое количество влаги, которая в верхних слоях тропосферы будет охлаждаться. Что будет происходить после этого?
Это зарисовывают на схеме.
Будет ли у экватора над поверхностью Земли оставаться пустое безвоздушное пространство?
Отвечают, что нет, воздух будет приходить с соседних территорий. Зарисовывают стрелки.
Реальное распределение климатических поясов мы изучим с вами на следующем уроке.
3. Закрепление изученного материала
Прежде всего, учитель выясняет, что осталось непонятным и устраняет пробелы.
Затем учитель задаёт вопросы, опираясь на схему, выполненную у учащихся в тетради. Конкретные вопросы могут зависеть от общего уровня класса и наличия времени, оставшегося до конца урока. Вопросы могут быть следующие:
- Какова обычная погода на экваторе? – Высокая температура, выпадает много осадков, низкое давление.
- Какова обычная погода в субтропиках? – Высокая температура, очень сухо, высокое давление.
- Посмотрите за окно: подтверждает ли погода сегодня схему, которую мы нарисовали в умеренном поясе? – Скорее всего, да,так как показатели температуры, осадков и давления соответствуют наблюдениям – нужно указать конкретные значения, так как в данный момент осуществляется последовательная связь урока с жизнью.
- Какова обычная погода на полюсах? – Низкая температура, очень сухо, высокое давление
- Как называются ветра, дующие из тропического пояса в экваториальный? – Пассаты
- Как называются ветра, дующие в умеренном поясе? – Западный перенос
- Какой ветер будет преобладать в нашем городе? – Для большинства населённых пунктов нашей страны – западный, но если это не так, то учащиеся должны это знать. В зависимости от конкретной местности (рельефа, особенностей циркуляции и проч.) это направление может быть другим и эти причины необходимо будет вспомнить.
- Как называются ветра, дующие из полярных широт? – Северо-восточные и юго-восточные ветры, или просто арктические
4. Домашнее задание
Ниже даётся по учебнику География материков и океанов (7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М.: Дрофа, 2010-14).
Изучить параграф 7, во время чтения особое внимание уделить рис. 19 и по нему самостоятельно разобраться, почему та схема, которую мы зарисовали в тетрадь не совсем соответствует истине. На вопросы после параграфа ответить устно. Подготовиться к опросу по теме сегодняшнего урока.
Источник