Меню

Урок физики расчет давления на дно и стенки сосуда

Урок физики по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

Презентации к уроку

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Задачи урока:

  1. ученики знают, что давление жидкости зависит от её плотности и высоты столба жидкости;
  2. умеют объяснять причины изменения давления с высотой;
  3. применяют изученную формулу p=ρgh к решению качественных задач;
  1. анализируют проводимые эксперименты и делают выводы по ним;
  2. оценивают ответы других учеников, дополняют и исправляют ошибки.
  1. проявляют интерес к учебному занятию и предмету в целом;
  2. проявляют потребность к самопознанию.

Оборудование урока:

  1. сосуд с отверстиями на разной высоте;
  2. поддон для воды;
  3. манометр;
  4. стакан с водой;
  5. стакан с маслом;
  6. прибор для измерения давления в жидкости.

Технические средства обучения:

  1. компьютер;
  2. подготовленная презентация по теме урока;
  3. карточки с домашним заданием;
  4. карточки с изображением окна.

Демонстрации на уроке:

  1. напор жидкости на разных уровнях;
  2. зависимость давления жидкости от плотности жидкости.

Ход урока

I. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель задает вопросы учащимся, помогая им составить план работы на уроке. Примерные ответы учащихся указаны в скобках.

Тема нашего сегодняшнего урока «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» (слайд 1)

Что означает глагол «рассчитать»? (Вычислить, определить)

Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления? (Формулу)

Какими способами можно получить формулу? (С помощью эксперимента и вывести теоретически)

Что мы должны узнать на уроке? (Получить формулу для вычисления давления в жидкости на дно и стенки сосуда.) (слайд 2)

Какой вы составите план для изучения данной темы? (1. От каких величин будет зависеть давление в жидкости; 2. Записать формулу для расчета давления в жидкости; 3. Научиться применять полученную формулу для решения задач) (слайд 3)

II. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учащиеся наблюдают за экспериментом, анализируют, делают выводы. Предполагаемые ответы учащихся указаны в скобках.

Определим экспериментально, от каких величин будет зависеть давление в жидкости на дно и стенки сосуда.

На столе стоит колба, в которой на разных уровнях расположены отверстия. Эти отверстия закрыты пробками. Что будет если пробки убрать? (Вода выльется)

Из какого отверстия вода будет выливаться быстрее? (Делают предположения)

Давайте пронаблюдаем данный эксперимент

Почему скорость вытекания разная? (Отверстия в колбе расположены на разных уровнях)

Связана ли скорость вытекания воды с давлением жидкости на стенки сосуда? (Да, связана)

Связана ли высота столба жидкости с давлением жидкости? Если да, то каким образом? (Да, связана. С глубиной давление увеличивается.)

Какой вывод вы запишите по результатам эксперимента? (Давление в жидкости зависит от высоты ее столба) (слайд 4)

От чего еще будет зависеть давление в жидкости?

В два сосуда налиты до одинаковой высоты разные жидкости: вода и масло. Опустим на одну и ту же высоту в сосуды специальный прибор для изучения давления в жидкости. Этот прибор соединен трубкой с прибором для измерения давления. Заметьте, одинаковыми ли будут давления в воде и масле? (Нет, не одинаковые)

От какой еще величины будет зависеть давление в жидкости? (От плотности жидкости)

Запишите вывод в тетрадь. (Давление в жидкости зависит от плотности жидкости)

Наши наблюдения подтверждаются теоретически. В результате теоретического вывода формулы получаем: p=ρgh

Вывод формулы вы рассмотрите самостоятельно дома, опираясь на материал параграфа учебника.

Давление в жидкости называется гидростатическим. (слайд 5)

Ребята вы когда-нибудь ныряли на большую глубину?

У кого закладывало уши при нырянии?

А почему это происходит? (Изменяется давление)

Где необходимо учитывать перепады давления? (При погружении на большую глубину)

Прежде чем проводить подводные прогулки людей учат нырять под воду с аквалангом. Таких людей называют дайверами. (Просмотр слайд-шоу про подводные погружения) (слайд 6)

Читайте также:  Как выразить нормальное атмосферное давление в гектопаскалях

Ребята, помните была трагедия с подводной лодкой «Курск». Как вы думаете, почему не удалось открыть спасательный люк? Сейчас о том, что произошло расскажет нам… (имя учащегося)

III. Закрепление изученного материала.

Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждая группа получает задание на карточке. Необходимо решить качественную задачу. Краткое условие задач высвечивается на экране.

Решение обсуждается со всеми вместе. Другие группы записывают решение задач в свои тетради.

    Сравните давления в этих трёх сосудах


Рисунок 1

Определите, у какой жидкости давление на дно больше.


Рисунок 2

В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов


Рисунок 3

В два одинаковых сосуда налиты молоко и спирт. Определить , в каком сосуде давление будет больше.


Рисунок 4

В сосуде с керосином два отверстия закрыты резиновыми плёнками. Одинаково ли будут прогнуты резиновые плёнки?


Рисунок 5

В сосуде с молоком, имеющем форму, указанную на рисунке, два одинаковых отверстия закрыты тонкой резиновой пленкой. Одинаково ли будут прогнуты резиновые пленки в отверстиях сосуда?


Рисунок 6

IV. Информирование о домашнем задании.

У вас на столах лежат желтые листочки. На них записано ваше домашнее задание. Посмотрите на них. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и дополнительное экспериментальное задание на дополнительную оценку.

Домашнее задание

1. Прочитать §38, ответить на вопросы.

2. Упражнение 15(1).

3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.

Давление внутри жидкости…

  1. на разных уровнях жидкости…
  2. на одном и том же уровне жидкости во всех точках…

В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…

  1. во всех точках самого верхнего слоя…
  2. во всех точках самого нижнего слоя…

4. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.

V. Подведение итогов урока

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  • О чем вы узнали сегодня на уроке?
  • Что научились делать?
  • Как вы себя чувствовали на уроке?
  • Какие есть вопросы по теме урока?

Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением окна. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение.

Примечание

В презентации 2 «Подводные погружения» использован фрагмент слайд-шоу с диска «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Молекулярная структура материи» тема 3 «Гидростатическое давление». При наличии диска презентацию 2 можно заменить данным слайд-шоу.

Источник

Конспект урока по физике 7 класс по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Конспект урока и технологическая карта урока по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда»

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_davlenie_zhidkostey.docx 24.66 КБ
konspekt_uroka_po_teme_davlenie_zhidkostey_k_tehnologicheskoy_karte.docx 45.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

1) Познакомить с понятием гидростатического давления;

2) Вывести формулу для расчета гидростатического давления на дно и стенки сосуда;

3) Научить определять давление, оказываемое жидкостью на дно и стенки сосуда.

  • Умеет дать определение гидростатического давления и приводит вывод формулы гидростатического давления;
  • Умеет определять давление, оказываемое жидкостью на дно и стенки сосуда;
  • Знает, от каких величин зависит гидростатическое давление;
  • Знает, что такое гидростатический парадокс и умеет объяснять его причины.

1) Общеучебные умения :

  • Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, развивать монологическую речь, работать в парах, сотрудничать с учителем, понимать и воспринимать на слух ответы учащихся.
  • Регулятивные : определять и формулировать тему и цели урока, оценивать и корректировать свои действия, работать по плану, сверяясь с целью, находить ошибки с помощью учителя или самостоятельно, осуществлять само и взаимоконтроль.
  • Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач, выдвигать и обосновывать гипотезы, строить цепочку доказательств, обобщать, делать выводы.

2) Предметные: понимать наличия давления внутри жидкости, овладеть расчетными способами для нахождения давления жидкости и газа, пользоваться полученными знаниями о давлении в повседневной жизни.

3) Метапредметные умения:

Умение работать со справочными материалами, извлекать информацию из текста, таблицы, формировать измерительные и вычислительные навыки, связывать между собой предметные знания физики, математики, биологии, химии.

4) Личностные умения :

Формирование устойчивой мотивации к обучению, развитие познавательной активности, формирование убежденности в возможности познания природы, формирование научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Источник

Методическая разработка урока Расчет давления на дно и стенки сосуда
методическая разработка по физике (7 класс)

Расчет давления на дно и стенки сосуда

Скачать:

Вложение Размер
raschyot_davleniya_na_dno_i_stenki_sosuda.rar 710.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия и первичного закрепления знаний

Задачи: обеспечить усвоение знаний о давлении жидкости на дно и стенки сосуда; отработать навыки применения правила расчёта давления жидкости при решении задач

Предметные: повторение темы «Гидростатическое давление. Закон Паскаля; формирование представлений о давлении жидкости на дно и стенки сосуда. Приобретение опыта применения научных методов познания для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. o Проведение текущего контроля.

Познавательные – ставить и формировать новые задачи в учёбе;

Регулятивные — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию мира; готовность к саморазвитию и самообразованию

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

Приветствие готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Готовятся к работе на уроке. Настраиваются на учебную деятельность.

Формировать навыки самоорганизации

Урок на тему: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда»

II. Проверка домашнего задания

. 1. Как передают давление жидкости и газы?

2. Пользуясь рис.99, объясните, почему жидкости и газы передают давление во все стороны без изменений?

3. Сформулируйте закон Паскаля

4.Слайд 2. Учитель: Что показывает опыт?

5. Слайд 3. О чем свидетельствует данный опыт?

6. Слайд 4. А если пленка закрывает не дно, а боковое отверстие на трубке, что будет происходить с пленкой при опускании трубки в сосуд с жидкостью

7. Слайд5. Что показывают нам данный опыт?

8. Слайд 6. Учитель. Какой вывод можно сделать из данного опыта?

9. Слайд 7. Какие выводы мы можем сделать данных из опытов:

4.Чем выше столб воды над резиновой пленкой, тем больше она прогибается – тем больше оказываемое жидкостью давление.

5. . Наступает полное выпрямление пленки тогда, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают

6. Происходит выпрямление плёнки тогда, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают.

7. Силы, действующие на резиновую плёнку, одинаковы со всех сторон, значит давление на одном и том же уровне во всех направлениях одинаково.

8. Ученик. Внутри воды существует давление. При совпадении уровней воды в трубке и сосуде давления одинаковы по всем направлениям.

9. 1. Внутри жидкости существует давление.2 На одном и том же уровне давление одинаково по всем направлениям.3. С глубиной давление увеличивается.

Уметь оценивать достижения других учеников

Эксперимент: в стеклянную трубку с тремя отверстиями на разных уровнях по высоте наливаем подкрашенную воду.

1.Сравните струи воды? Используя законы физики, объясните, почему они разные?

2. Нужно ли знать людям, чему равно давление жидкости на разных глубинах, на дно, на стенки сосуда?

1.Ответ: столбы жидкости разные и давление на разной глубине разное.)

2.Высказывают своё мнение и предположения.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

III.Определить тему и цели урока

Ребята как выдумаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока «расчет давления на дно и стенки сосуда»

Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

Как вы думаете, от чего может зависеть давление на дно и стенки сосуда?

Cегодня мы с вами установим от чего зависит давление на дно и стенки сосуд

Для того чтобы упростить вывод формулы для расчета давления на дно и стенки сосуда, удобнее всего использовать сосуд в форме прямоугольного параллелепипеда (Рис. 1).

Давайте выведем эту формулу вместе. Вызываю ученика к доске.

Полученная выше формула называется формулой гидростатического давления. Она позволяет найти давление на дно сосуда. А как рассчитать давление на боковые стенки сосуда? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что на прошлом уроке мы установили, что давление на одном и том же уровне одинаково во всех направлениях.

Высказывают свои предположения.

от чего зависит давление и какая формула для вычисления давления

Высказывают свои предположения

Ученик с помощью класса и наводящих вопросов выводит формулу для нахождения давления на дно и стенки сосуда

Это значит, давление в любой точке жидкости на заданной глубине h может быть найдено по той же формуле.

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

Слайды 11, 12 подтверждающие зависимость давления от высоты столба и рода жидкости и независимости от площади дна и от формы сосуда.

Выясняют зависимость давления от высоты столба и рода жидкости и независимости от площади дна и формы сосуда.

Слайд 13- 14. Возьмем два сосуда. В одном из них находится вода, а в другом – подсолнечное масло. Уровень жидкости в обоих сосудах одинаков. Одинаковым ли будет давление этих жидкостей на дно сосудов?

Еще один пример. Имеются три различных по форме сосуда. В них до одного уровня налита одна и та же жидкость. Будет ли одинаковым давление на дно сосудов ?

Безусловно, нет. В формулу для расчета гидростатического давления входит плотность жидкости. Поскольку плотность подсолнечного масла меньше, чем плотность воды, а высота столба жидкостей одинакова, то масло будет оказывать на дно меньшее давление, чем вода

Да, давление будет одинаковым . Ведь в формуле гидростатического давления нет никакого упоминания о форме сосуда, площади его дна . Давление определяется исключительно плотностью жидкости и высотой ее столба.

  1. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно стало больше: в пятилитровую кастрюлю или в литровую бутылку? Почему?
  2. В каком из сосудов давление, оказываемое жидкостью больше?

В литровую бутылку.

Назовите формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Эта же формула используется для расчета давления газа на дно и стенки сосуда. Применим полученную формулу для решения задач. У вас на столах лежит карточка с алгоритмом решения задачи. Прочитайте алгоритм.

Алгоритм решения задач по физике

1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Запишите в «Дано» все данные и правильно запишите искомую величину.
3. Сделайте перевод единиц в СИ, если это необходимо.
4. Сделайте чертёж или схему, если это необходимо.
5. Напишите формулу или закон, по которым находится искомая величина.
6. Запишите дополнительные формулы, если это необходимо.

7. Подставьте цифровые значения в окончательную формулу. Вычислите ответ. Проанализируйте его.

8. Запишите ответ.
9. Похвалите себя

Задача 1. Определите давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10 м, а плотность ее 800 кг/м³

Задача 2. Определите высоту столба керосина, который оказывает давление на дно сосуда равное 8000 Па.

Источник

Adblock
detector