Меню

В баллонах дайвера находится воздух под давлением

Баллон для дайвинга. Мал золотник, да дорог!

Некоторые интересные факты о баллонах для дайвинга расскажу сегодня в этой статье.

Баллоны для воздуха и других газовых смесей используются дайверами ежедневно по всему миру. Существуют различные конфигурации подключения дыхательных аппаратов и способы их использования при погружениях. Баллоны изготавливаются из алюминия, из композитных материалов или стали с последующей окраской. Покраска стального баллона необходима для избежания возникновения коррозии на его поверхности.

Сколько воздуха помещается в баллон?

В зависимости от объёма и материала корпуса в баллон может быть закачано разное количество воздуха или другой газовой смеси. Баллоны бывают различных объёмом 8, 10, 12, 15, 18 литров. Самые распространенные в любительском дайвинге типы баллонов — это 12-ти и 15-ти литровые.

Для примера, в баллон объёмом 15 литров, при давлении 200 бар помещается 3000 литров воздуха. При этом вес закачанного в баллон воздуха составляет 3,8 кг.

1 литр воздуха при атмосферном давлении весит 1,247 грамм

На сколько хватает воздуха в баллоне?

На расход воздуха или другого газа при погружении влияет несколько факторов. Так, при постоянном ровном дыхании (как на поверхности) человек потребляет 10-30 литров воздуха в минуту. Расход воздуха с увеличение глубины возрастает в несколько раз. Вызвано это тем, что при погружении возрастает окружающее дайвера давление. Его лёгкие вмещающие на поверхности в среднем 4 литра воздуха, на глубине в 30 метров будут вмещать все 16 литров!

С увеличение глубины на каждые 10 метров давление воды возрастает на 1 атмосферу. У поверхности воды давление примерно равно атмосферному и составляет 1 атм, на 10 метрах — 2 атм, на 20 метрах-3 атм, на 30- 4 атм и так далее.

Кроме того на расход воздуха влияют: температура воды, физическая нагрузка (движение против течения), общее состояние организма и др.

В среднем, при любительском погружении, запаса воздуха в баллоне хватает на 40-50 минут пребывания под водой.

Может ли взорваться баллон?

Самое «взрывоопасное» время для баллона — это момент его заправки и первые минуты после её окончания. Во время наполнения, из компрессора выходит горячий воздух под давлением и нагревает стенки баллона, а после заправки стенки начинают остывать. Если на резьбе вентиля или на самом баллоне имеются повреждения, они со временем могут стать местом его разрушения и привести к взрыву. Единовременное высвобождение 3500 литров воздуха может привести к катастрофическим последствиям. Чтобы этого избежать баллоны должны проходить регулярную проверку и гидростатические испытания.

Давление газа в баллоне в зависимости от типа и материала может составлять до 300 бар! Для примера в бытовом газовом баллоне давление составляет 20-30 бар.

О фактах взрыва баллона у дайвера на спине во время погружения информации нет.

Тяжело ли плавать с баллоном?

Нет. Его тяжело таскать на поверхности. В воде его вес почти не ощущается.

Вес заправленного 15-ти литрового баллона составляет примерно 24 кг. В воде же его вес будет составлять примерно 5 кг. А в конце погружения всего 1,5-2 кг. Это объясняется тем, что в зависимости от материала и количества газа в нем, баллон имеет небольшую отрицательную плавучесть. А пустой алюминиевый баллон даже положительную (всплывает). Поэтому плавать с баллоном за спиной совсем не тяжело.

Я создал канал для того, чтобы развеять некоторые мифы и страхи у людей, которые хотят открыть для себя дайвинг.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если статья была интересной.

Источник

Чем дышит дайвер под водой

Здравствуйте, дорогие читатели!

В этой статье расскажу как и чем дышит дайвер под водой во время погружения. Ответ на этот вопрос для профессионала или для человека однажды пробовавшего себя в роли аквалангиста весьма прост. Однако, зачастую обывателю кажется, что дайвер при погружении дышит каким то особенным составом, закачанным в баллон за его спиной.

В современном дайвинге существуют стандарты по глубине, времени и технике погружений с аквалангом. Я буду рассказывать о самом простом варианте — так называемом любительском дайвинге. Это когда глубина погружения не превышает 40 метров.

Итак, в баллон для дайвинга под давлением закачивается обычный воздух. Тот самый, которым мы дышим с вами каждый день. Единственное отличие в том, что воздух «забиваемый» в баллон проходит через фильтры, чтобы избежать попадания механических примесей.

Воздух является смесью Азота (N₂) -78% , Кислорода (O₂) — 21% , Углекислого газа (CO₂) — 0,03%, других примесей и загрязнений — 1%. Именно большое содержание азота в воздухе, является причиной ограничения глубины погружений без использования специальных техник и оборудования 40 метрами. Азот, при дыхании человека на поверхности, никак не участвует в обмене веществ в организме. А на глубине под действием давления начинает растворяться в крови и других тканях организма. Его переизбыток в крови может стать причиной азотного наркоза на глубине и кессонной болезни при всплытии.

Читайте также:  Какое допустимое давление при беременности

Давление воздуха в баллоне составляет 200-300 бар, поэтому для доставки его в организм используется регулятор давления.

За появление регулятора мы обязаны быть благодарны Эмилю Ганьяну и Жаку Иву Кусто .

Регулятор состоит из двух частей (ступеней): редуктора (1 ступень) и лёгочного автомата (2 ступень). Воздух из баллона подаётся в редуктор, который понижает давление до так называемого промежуточного или среднего , которое на 6-11 атм больше, чем давление окружающей среды, и далее по шлангу среднего давления подаётся в лёгочный автомат (загубник которого берётся в рот), который понижает давление до давления окружающей среды, обеспечивая комфортное дыхание при любом положении тела.

В среднем, при начальном давлении в баллоне 250-280 бар, погружение с достижением глубины в 35-40 метров может продолжаться 40-50 минут. Именно столько времени можно провести под водой созерцая мир рыб, моллюсков и водорослей, а также исследуя затонувшие корабли и самолеты.

Существует большое количество направлений в дайвинге (технический, глубоководный, пещерный, подлёдный и т.д.). Основные принципы и физика едины для всех них, но оборудование может значительно отличаться. Поэтому я описал лишь малую часть того, что Вы можете узнать попробовав в своей жизни дайвинг. Будь то пробное погружение в бассейне или начальный курс при отдыхе на море.

Источник

Баллоны для дайвинга (как выбрать баллон для дайвинга?)

НАЗНАЧЕНИЕ.

Баллон нужен аквалангисту для того, чтобы иметь возможность дышать под водой сжатым и фильтрованным воздухом или газовой смесью. Несмотря на небольшие объемы (от 10-18 литров) за счет того, что баллон выдерживает очень большое внутреннее давление воздуха (200-300 бар), аквалангист может находиться под водой до часа и более.
Баллон, готовый к применению, состоит из цилиндра и вентиля. Современные баллоны снабжены защитой от переполнения. В вентиле находится металлическая пластина (burst disk или Б-диск), которая разрывается и выпускает воздух из баллона, в том случае если внутреннее давление выше критического, обычно на 40 % выше рабочего давления (это может произойти не только из-за переполнения, но и в случае удара или перегрева). Некоторые баллоны оснащены специальной ручкой для переноски.

ВЫБОР.

  • Литраж. При выборе баллона первое, что нужно сделать, определиться с тем, какой емкости баллон вам нужен. Для крупных людей, а также аквалангистов, собирающихсянырять на большие глубины, имеет смысл приобрести большой (15-18 литров). Для детей достаточно 10 литров. Чаще всего используются баллоны емкостью 12 литров.
  • Материал баллона. От материала изготовления зависит вес и долговечность баллона, а от веса, соответственно, количество груза, которое вы будете брать с собой. Материал баллона можно посмотреть на маркировке баллона.
  • Тип соединения вентиля баллона с регулятором. Естественно, что тип соединения (DIN или YOKE) на на вашем регуляторе должен соответствовать типу соединения на баллоне. (Преимущества и недостатки DIN или YOKE соединения описаны в разделе «Регуляторы»).
  • Наличие Б-диска. Обычно, вентили современных баллонов оснащены Б-диском, но если вы покупаете баллон старого образца, то его может не быть. Следует помнить, что наличие разрывного диска обеспечивает вашу безопасность. Баллоны, вентили которых не имеют его, потенциально опасны.
  • Дата визуальной инспекции и гидростатического теста. При покупке необходимо посмотреть на маркировке баллона даты, когда в последний раз были проведены визуальная инспекция и гидростатический тест.
  • Длина баллона. Современному аквалангу не составляет труда подобрать баллон, который лучше всего подходит к его физическим параметрам и подводной деятельности. Баллоны в некоторых диапазонах размеров, выпускаются даже в таких моделях, как «короткий и толстый» и «длинный и тонкий», поэтому аквалангист может выбрать баллон с емкостью, которая ему нужна и, вдобавок, пропорциональный его росту.
  • Защитное покрытие стального баллона.Если вы выбрали стальной баллон, то удостоверьтесь, что на него нанесено защитное покрытие. Без покрытия внешняя часть стального баллона подвергается коррозии вследствие воздействия пресной и соленой воды и даже из-за влажности воздуха. Чтобы не допустить этого многие современные стальные баллоны покрываются цинком. Новые оцинкованные баллоны имеют блестящий металлический вид. Со временем, покрытие меняет цвет на более тусклый, и приобретает равномерный серый оттенок. Для улучшения внешнего вида оцинкованные стальные баллоны обычно покрываются дополнительным слоем краски. Для защиты краски баллона от царапин иногда на него надевают защитную сетку.
  • Резиновый или пластиковый башмак. Защитный башмак одевается на нижнюю часть баллона и является незаменимым аксессуаром дайвинг-центра в городе, где большая часть обучения проходит в бассейне. Резиновый или пластиковый башмак защищает кафельные плитки бассейна. Разбитое плиточное покрытие бассейна традиционно является поводом для конфликта давинг-центра с дирекцией бассейн.
Читайте также:  Описание процесса литья под давлением пластмасс

При покупке как нового, так и подержанного баллона (блестящий наружный вид ничего не говорит о качестве покупаемого баллона) осмотр специалистами снаружи и внутри является обязательным. Сравните цену подержанного баллона с ценой нового и прибавьте к цене необходимые доплаты за осмотр и гидростатический тест. Гидростатический тест делается раз в пять лет.При покупке алюминиевого баллона нужно быть уверенным, что он не перекрашивался владельцем с применением высоких температур. При подозрении на перекраску необходим новый гидростатический тест.

Существует несколько видов баллонов:

Стальной баллон. Стальной баллон обладает меньшей плавучестью, чем алюминиевый такого же объема и, соответственно, аквалангисту требуется меньше груза. Это очень удобно для крупных людей и при использовании костюма сухого типа, когда и так на пояс вешается много грузов. Но с другой стороны, а особенно это относится к стальным баллонам большого литража (15 –18 литров), для сохранения симметрии расположения веса с учетом тяжелого баллона следует концентрировать груз на животе. Стальные баллоны больше подвержены коррозии, чем алюминиевые, но при этом обладают большей прочностью. Это важно при плавании в пещерах, где редко удается избежать ударов и царапин баллона.

ПЕРЕД ПОГРУЖЕНИЕМ.

1. Убедиться, что из вентиля заполненного баллона не сочится воздух.

2. Внимательно осмотреть вентиль:

  • Наличие тёмного налёта после заполнения баллона говорит о неисправности фильтров компрессора и попадании в баллон частичек активированного угля. Это может привести к поломке как первой, так
    и второй ступеней регулятора.
  • Если при встряхивании баллона слышен звук болтающихся внутри посторонних предметов, то его нельзя использовать для погружения. Он должен быть открыт для визуального осмотра.
    3.. Перед прикручиванием регулятора или перед заполнением баллона необходимо открыть клапан и выпустить немного воздуха, чтобы выдуть конденсат или частички пыли, оказавшиеся в клапанном отверстии. При выпадении каких-либо мелких частиц из клапана или наличии запаха можно заподозрить развитие коррозии. В этом случае также необходим визуальный осмотр.

4. После присоединения регулятора открываем вентиль до упора и делаем пол-оборота в обратном направлении.

5. Подсоединив регулятор с манометром, убедитесь, что баллон заполнен воздухом в соответствии с рабочим давлением.

6. Помните, что прекращать плавание рекомендуется при уровне давления в баллоне порядка 40-50 атмосфер. Выполнение этого правила не только уменьшит риск возникновения экстремальной ситуации для пловца, но и предотвратит попадание воды внутрь баллона.

ПОСЛЕ ПОГРУЖЕНИЯ.

  1. Обмыть пресной водой вентиль на баллоне при ещё надетом регуляторе.
  2. Никогда полностью не выпускать воздух из баллона и никогда не оставлять клапан открытым. Если случайно был использован весь запас воздуха, необходимо немедленно закрыть баллон сразу после того, как был снят регулятор.
  3. Не следует закрывать вентиль очень сильно.Если нужно выпустить воздух из баллона, например, для перевозки на самолёте, то делать это нужно медленно. При быстром опустошении баллона на внутренней поверхности может образоваться конденсат. Лучший способ-это поставить баллон в мелкую воду, оставив клапан на поверхности, и медленно выпустить воздух наружу.

ХРАНЕНИЕ.

  • Не переполнять баллоны выше рабочего давления.
  • При заполнении баллона воздухом из компрессора, баллон должен быть погружён в воду. Для этого используются большие пластиковые вёдра. Воздух должен поступать медленно.
  • При переноске избегать ударов. Помните, что вентиль-это наиболее уязвимая часть баллона. На боте баллоны должны находиться в специальных ячейках и быть надёжно закреплены.
  • Не хранить баллоны под рабочим давлением длительное время. Для этого достаточно давления от 20 до 40 бар. Чем выше давление, тем больше вероятность появления коррозии.
  • Всегда хранить баллоны в вертикальном положении. Возможная влага будет оседать на дне баллона, а это самая толстая часть.

ДИАГНОСТИКА КОРРОЗИИ.

Каждый баллон рекомендуется осматривать изнутри раз в год. Это лучшая страховка от загрязнения и коррозии.

Визуальный осмотр проводится:

  • После длительного периода хранения.
  • При работе в солёном воздухе (компрессор расположен на берегу моря или на борту судна) чаще, чем раз в год.
  • При появлении любых признаков коррозии.
  • Во всех случаях повреждения вентиля или регулятора.
  • При смене вентиля, когда целостность баллона под сомнением.

Гидростатический тест делается раз в пять лет. При покупке подержанного баллона желательно, чтобы гидростатический тест был не более, чем годичной давности.

Если внутри баллона оказалась вода, но коррозии пока не обнаружено, то нужно промыть его чистой водой и тщательно высушить.

  • Степень поражения стального баллона ржавчиной может быть различной-от лёгкого налёта до образования глубоких воронок. Но даже минимальное количество ржавчины может привести к засорению вентиля на баллоне или попаданию кусочков ржавчины в первую ступень регулятора. Стоит также помнить, что наличие ржавчины понижает количество кислорода в баллоне. Поражённый ржавчиной баллон опасен для хранения сжатого воздуха.
  • Коррозия алюминиевого баллона обычно не достигает таких серьёзных степеней как железного, т.к. при появлении первого налёта-оксида алюминия, дальнейшее разрушение поверхности прекращается.

РЕМОНТ.

Ремонтные работы с корпусом баллона сводятся, в основном, к смене износившегося Б-диска, к ликвидации коррозии в клапане баллона и в самом баллоне.

Ликвидация коррозии в вентиле баллона.

  • Для осмотра вентиля его необходимо отвинтить от баллона. Эту процедуру, возможно, придётся произвести и при перевозке баллона через границу, если таможенный инспектор этого потребует.
  • Воздух из баллона должен быть выпущен полностью.
  • Баллон нужно закрепить. Для этого лучше использовать цилиндрические тиски. Квадратные тиски могут повредить покрытие баллона.
  • Откручивать вентиль нужно медленно и мягко без постукивания по ключу, чтобы не повредить резьбу клапана. При использовании газового ключа есть опасность повреждения ложа круглой прокладки. Если при откручивании возникает затруднение, следовательно, резьба засорена. Нельзя форсировать процесс. Применение силы, удары молотком не допустимы, т.к. можно испортить резьбу вентиля окончательно. Необходимо обратиться к специалистам. Чаще такие проблемы возникают с алюминиевыми баллонами.
  • После того, как вентиль был вытащен, он должен быть осмотрен на предмет коррозии. При обнаружении таковой, ее нужно удалить теплым раствором уксуса и воды в соотношении 1:1. Намочить раствором поверхность и держать 10 минут.
  • После этого аккуратно промыть пресной водой.
  • Высушить, используя тёплый сухой воздух.
  • Очищенный от коррозии вентиль, после визуального осмотра и проверки внутренней поверхности баллона, ввинчивается обратно.

3. Ликвидация коррозии корпуса баллона.

  • В домашних условиях ликвидировать коррозию внутренней поверхности баллона практически невозможно. Для снятия ржавчины, например, используются пескоструйные установки. Такая обработка очищает от ржавчины все поры металла. Внутренняя ржавчина может быть снята с использованием различных типов абразивов. Баллон заполняется наполовину абразивами и затем вращается в специальной установке до тех пор, пока ржавчина не отойдёт. Обработанная поверхность обычно сразу же заново оцинковывается, т.к. ржавчина может появиться в течение нескольких минут после её удаления.
  • Алюминиевые баллоны подвержены коррозии в меньшей степени, чем стальные. Наружный слой оксида алюминия может быть снят мягкой алюминиевой щёткой или наждачной бумагой.
  • Затем баллон может быть заново покрашен. Необходимо избегать перегрева при покраске алюминиевых баллонов (температура выше 75 С уменьшает прочность алюминия).
  • Внутренний слой оксида алюминия может быть снят промыванием дистиллированной водой, а затем высушиванием при помощи тёплого потока воздуха. При уходе как за алюминиевыми, так и за стальными баллонами главное-не допустить попадания воды внутрь, что необходимо для предотвращения развития коррозии.

Несколько слов о баллонах-малютках Spare Air: При заправке баллончика Spare Air воздухом необходимо учитывать его рабочее давление, и в качестве источника использовать большой баллон с давлением, не превышая эти величины.

Перед погружением убедиться, что заполнен воздухом. Часто в промежутках между погружениями его, оставив пристегнутым к BCD, забывают заново заправить.

Незаполненный основной баллон (как, впрочем, и забытые на берегу маска или ласты) напомнит о себе уже в начале погружения, чего не скажешь о Spare Air. Риск плавания с пустым Spare Air состоит не только в повышенной опасности такого погружения, но и в том, что в незаправленный воздухом минибаллон может проникнуть вода. Хранить Spare Air нужно с закрытым клапаном и давлением ниже рабочего.

Источник

Adblock
detector