Меню

В чем может проявляться давление группы на личность приведите пример

Процесс группового давления.

Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин «групповое давление».

Мы начнем с того, что приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предате­лем!», «Ты боишься! Ты трус!», «Ну .что тебе трудно, что ли?», «Если ты на­стоящий друг. «, и т.п. Или такой вариант — группа подростков уговари­вает закурить своего сверстника:» Ну ты что, слабак? Девчонка?» «Ты ма­менькин сынок!». Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься? » «Ви­дишь, все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вмес­те!», «Мы без тебя не можем, не хотим, не отрывайся от общества!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!» и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем са­мым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность груп­пе, с другой — подстегнуть самих себя на неправедное общее дело (феномен описан для случаев психологического принуждения к принятию наркотиков и алкоголя). Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупи­ке: «И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсо­лютная беспомощность. Программы психологической помощи должны учитывать механизмы группового давления. Они могут стать предметом анализа и обсуждения в группе на занятиях с психологом.

Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, под­черкнутое внимание, похвала и т. д. Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются опре­деленные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулиру­ющие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения со­блюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и си­стема санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретитель­ный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполня­ющих требования группы — повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры ком­муникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать. » и т.д. Смещение вы­бора в будущее может выглядеть так: «Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне». Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него сис­теме отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. Битянова М.Р. выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «не такой, как все») и свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, за­висимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо проти­вопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера». Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отноше­нию к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название кон­формизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механиз­мов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Читайте также:  Может ли зеленый чай повысить давление и пульс

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида груп­повому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (Битянова М.Р.,1994). С социально-психо­логической точки зрения принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Специально органи­зованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социаль­ного поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает дав­ление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, жен­щины более конформны, чем мужчины, а дети — чем взрослые. Хотя ес­ли говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. (Негативизм — это позиция, когда группа ока­зывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давле­нию, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, от­рицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы. В действи­тельности негативизм — это не противопоставление конформности, не подлинная независимость. Скорее, это «конформность наоборот», потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, следовательно, эта позиция не противоположна конформности.) Учитывая это, желательно как можно реже ставить под­ростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, од­нако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться группо­вому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своемунению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление кон­формизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание «быть как все».

Читайте также:  Реле дифференциального давления для вентиляции

Одна из разновидностей давления — подражание окружающим, психи­ческое заражение («стадное чувство»). Человек «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происхо­дит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.

На этом этапе обостряется стремление к. автономии, самостоятельно­му оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчи­вый когнитивный диссонанс. Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений:

отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и т.д.

Источник

Групповое давление и конформизм

ф Определения группового давления и конформизма

Групповое давление — это про­цесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение че­ловека. Нормативное влияние ха­рактеризуется принятием мнения большинства в качестве группо­вой нормы, зависимостью от груп­пы и стремлением к согласованию своего поведения и своих устано­вок с поведением и установками группы. Групповое давление по­лучило в социальной психологии наименование феномена конфор­мизма. Конформизм (от лат. confor- mis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения под влиянием окружающих.

Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно оп­ределенное содержание и означа­ет «приспособленчество». В повсе­дневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок. В социально-психологической ли­тературе чаще говорят не о кон­формизме, а о конформности или конформном поведении, имея в ви-

1. Определения группового давления и конформизма

2. Известные исследования конформизма

3. Внешний и внутренний конформизм

ду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Часто употреб­ляется термин «социальное влияние».

Противоположными понятию «конформности» являются по­нятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устой­чивость к групповому давлению».

ф Известные исследования конформизма

В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Крат- чфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием выска­зываний и поведения, демонстрируемых специально проин­структированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изме­няла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.

Группе студентов предлагалось определить, какой из трех отрезков, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание вы­полнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Так, чле­ны подставной группы давали явно «неправильные» ответы, и когда очередь доходила до испытуемого, перед ним стоял вы­бор — дать правильный ответ или пойти на поводу у группы. В результате, более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

Существуют многочисленные модификации эксперимен­тальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее остается неизменной — это метод «подставной группы», причем сама группа набрана специально для целей экспери­мента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объ­яснение, как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы.

Читайте также:  Занятия физкультурой при внутричерепное давление

(3) Внешний и внутренний конформизм

Хорош конформизм или плох? Это один из вопросов, не име­ющих научного ответа. Существуют две разновидности кон­формизма. Внешний конформизм (уступчивость, приспособле­ние) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне человек проявляет несогласие, но не демон­стрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Многие люди в обществе ведут себя так, как принято, при этом, не одобряя в душе то, что делают (например, наде­вают галстук или платье, хотя это не нравится). Такой не ис­кренний, внешний конформизм называется уступчивостью. Человек уступает для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания, если же он подчиняется явно выражен­ному приказу, это — повиновение. При внешней конформности человек возвращается к своему первоначальному мнению по­сле того, как снимается давление группы.

Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характери­зуется изменением первоначальной позиции в пользу группы. Другая ситуация — человек искренне верит в то, что его вы­нуждает делать группа. Такой внутренний конформизм на­зывается одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой.

Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в сво­ей основе принципиально разные психологические механиз­мы. Психологическими механизмами внутреннего конформиз­ма могут служить:

• идентификация (полное или частичное уподобление пар­тнеру по взаимодействию или группе в целом в силу по­зитивного эмоционального отношения к ним);

• интернализация, т. е. внутреннее усвоение установок и ценностей других людей или группы в целом, принятие их как своих собственных.

При внутренней конформности человек сохраняет мнение группы — оно продолжает быть для него источником ориен­тации и руководства—даже после того, как группа перестала оказывать давление.

Конформизм зависит от характеристик группы: наиболь­шую степень конформизма люди проявляют тогда, когда стал­киваются с единодушным мнением трех и более человек, до­статочно привлекательных и обладающих высоким статусом.

Наиболее высокий уровень конформизма проявляется также в том случае, когда ответы даются публично и при отсутствии предварительных заявлений.

Уровень конформизма меняется не только в зависимости от ситуации, но и в зависимости от личности. Психология ис­следовала ряд факторов, определяющих уровень конформизма того или иного человека. Основные из этих факторов — гендер, личность и культура.

Эксперименты показали, что женщины в среднем чуть более конформны, чем мужчины. Данное обстоятельство во многом обусловлено гендерной системой. Гендерные роли предписыва­ют мужчине быть более агрессивным, стремиться к достиже­нию высокого статуса, оказывать влияние, а женщине быть мяг­кой, уступчивой, заботиться о межличностных отношениях.

Эксперименты, направленные на изучение значения лич­ностных характеристик в проявлении конформизма, выявили, что глобальные характеристики личности не позволяют пред­сказывать специфические проявления конформизма, хорошо описывают средние тенденции конформности.

Конформизм и подчинение — феномены универсальные. и все же степень их выраженности изменяется от культуры к культуре. Европейская и американская культуры поощряют индивидуализм. Азиатские культуры и культуры стран тре­тьего мира более склонны учить коллективизму. Анализ 133 исследований в 17 странах, проведенный Родом Бондом и Пи­тером Смитом, подтверждает, что культурные ценности оказы­вают несомненное влияние на уровень конформизма. По срав­нение с людьми в индивидуалистских странах коллективисты более восприимчивы к влиянию других.

ф Задания для самостоятельной работы

Прочитайте в книге Д. Майерс «Социальная психология» раздел «Кон­формизм» с. 268-309.

ф Вопросы для самоподготовки

1. Что означает понятие конформизм?

2. Какие виды конформизма выделяют?

3. Какие факторы влияют на проявление конформизма?

Источник

Adblock
detector