Меню

В чем проявлялась идеологическое давление на деятелей литературы

Культура и наука в СССР в 20—30-е гг.

С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Сказанное, конечно, не означает, что наука и культура в 1920—1930-е гг. не знали взлетов, крупных свершений, выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», * Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. А. Ахматова).

И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

Читайте также:  Гидродинамическое давление грунтовых вод

Источник

§ 15. СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

§ 15. СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

«Долой неграмотность!» Большевики в ходе социалистического переустройства бывшего российского общества огромную роль отводили так называемой культурной революции. В это понятие они вкладывали в первую очередь преобразования в сфере общественного сознания, воспитание народных масс «в духе коммунизма». Для достижения поставленных целей следовало не только создать новую «социалистическую» культуру, но и дискредитировать деятелей культуры и созданные ими произведения, которые, по мнению большевиков, носили антисоветский и антикоммунистический характер. Поэтому большевики поставили российскую культуру под жёсткий партийный контроль. Свобода творчества объявлялась «буржуазным пережитком».

Государство управляло образованием, наукой и культурой. Формально этой сферой ведал Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Однако ключевые вопросы управления культурой и наукой решались в Политбюро ЦК партии большевиков.

Революция нанесла российской культуре и науке огромный ущерб. Страну покинули выдающиеся писатели и художники, артисты и музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, И. Е. Репин, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов и др. Эмигрировали или были высланы учёные и инженеры: И. И. Сикорский, эмигрировавший в США, стал пионером вертолётостроения, В. К. Зворыкин – изобретателем телевидения, П. А. Сорокин принёс славу американской социологической науке, историки С. П. Мельгунов, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, философы С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и многие другие талантливые люди были вынуждены реализовывать свои дарования вдали от родины. Эмиграция дала толчок возникновению центров российской культуры за рубежом – в Европе, Азии, Америке.

Вместе с тем после завершения Гражданской войны и перехода к мирному строительству новая власть испытывала большие трудности с квалифицированными кадрами. Поэтому была провозглашена политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству: за 1921 г. из эмиграции в Россию вернулось более 120 тыс. человек. Для многих интеллигентов «из бывших» возвращение на Родину было продиктовано желанием служить своему народу. Немало было и тех, кто занял выжидательную позицию. Отражением надежд на перерождение советской власти в духе демократических преобразований, вызванных нэпом, было издание в Праге в 1921 г. сборника «Смена вех». Её авторы, российские эмигранты, считали возможным сотрудничать с большевиками ради возрождения России. Однако эти надежды оказались беспочвенными, а вернувшиеся из эмиграции Ю. В. Ключников и Н. В. Устрялов впоследствии погибли в сталинских лагерях.

Большевики считали, что социализм должны строить «новые люди», свободные от буржуазных предрассудков. Образование и воспитание молодёжи в духе коммунистической доктрины выдвигались на первый план, тем более что в дореволюционной России 4 / 5 населения были неграмотными.

Плакат. Художник А. Радаков

На курсах по ликвидации безграмотности

Лозунг «Долой неграмотность!» стал одним из главных для правящей партии. Организовывались курсы по ликвидации безграмотности (ликбезы), на которых учились читать и писать миллионы людей. За первые три года советской власти грамотой овладели более 7 млн человек. В 1918 г. была принята декларация «О единой трудовой школе» – школа объявлялась общедоступной, единой и трудовой на всех ступенях образования.

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., грамотными в СССР были 56,6 %, к 1930 г. – уже до 63 %. Для того чтобы сократить число неграмотных за счёт подрастающих поколений, с сентября 1930 г. власти ввели всеобщее начальное обучение детей.

На развитие образования огромное влияние оказала индустриализация, которая требовала квалифицированных рабочих и специалистов. С середины 1920-х гг. открылись школы фабрично-заводского ученичества, их выпускники пополняли ряды многомиллионного рабочего класса. Размах промышленных преобразований остро поставил проблему подготовки инженерных кадров. В вузах открывались рабочие факультеты (рабфаки), которые должны были подготовить рабочих и крестьян к учёбе в институтах. Так решалась задача формирования новой, советской, интеллигенции.

Вскоре доля рабочих и крестьян среди студентов высших учебных заведений достигла 65 %. Многие из них упорно осваивали знания, становились квалифицированными специалистами. За счёт усилий первых поколений советской интеллигенции обновлялась страна.

Индустриальная модернизация потребовала от власти большего внимания к развитию науки, причём оно было различным по отношению к общественным и естественным наукам. Первые подверглись жёсткой «перековке» на началах марксизма, который объявили единственно верным учением. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а позднее И. В. Сталин канонизировались, их труды были объявлены единственной методологической базой развития гуманитарных наук, ключом, открывающим тайны мироздания.

Учёные-гуманитарии чаще, чем естественники, подвергались репрессиям. Науки об обществе буквально вбивались в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии, отступление от которой беспощадно каралось. В 1937 – 1938 гг. по приговору Военной коллегии были расстреляны видные экономисты Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский, предлагавшие свои проекты развития экономики и народного хозяйства СССР, чьи труды получили мировое признание.

Идеологическое давление и репрессии не обошли стороной и тех учёных которые работали в области естественных наук.

Однако репрессии не могли остановить развитие науки. В России продолжали работать В. И. Вернадский (геология и геохимия), Н. И. Лузин, Н. И. Егоров (математика), Н. Е. Жуковский (самолётостроение), П. Л. Капица и А. Ф. Иоффе (физика) и др.

Читайте также:  Давление в расширительном бачке двухконтурного котла мора

Государство поддерживало научные разработки, особенно те, которые служили укреплению обороноспособности страны. Так, ещё в годы Гражданской войны под руководством Н. Е. Жуковского в Москве открыли аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), заработала радиолаборатория М. А. Бонч-Бруевича в Нижнем Новгороде. На государственные средства создали оптический и физико-технический институты во главе с корифеями науки – физиками Д. С. Рождественским и А. Ф. Иоффе. Академик А. Н. Бах руководил институтом биохимии, В. И. Вернадский – радиевым институтом, а институт физиологии возглавлял нобелевский лауреат И. П. Павлов.

Широкомасштабные фундаментальные исследования проводились в Академии наук СССР, она стала одной из авторитетнейших научных организаций в мире.

В её состав входили отраслевые научные институты разного профиля, внёсшие существенный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

В дальнейшем выдающуюся роль в развитии советской науки сыграли заявившие о своих дарованиях в 1920-е и 1930-е гг. учёные: физики П. Л. Капица и Л. Д. Ландау, математики А. Н. Колмогоров и П. С. Александров, химик Н. Н. Семёнов, полярные исследователи И. Д. Папанин и О. Ю. Шмидт, конструктор космических аппаратов С. П. Королёв, авиаконструкторы А. Н. Туполев и А. С. Яковлев и многие другие.

Утверждение социалистического реализма. Коммунистическая партия для контроля в сфере литературы и искусства уже в 1922 г. создала органы цензуры (Главлит). Они бдительно следили за «идеологической выдержанностью» публикуемых произведений.

В первое послереволюционное десятилетие в искусстве соперничали различные стили и направления, что стимулировало творческие поиски и начинания. Обновился реализм, основной темой которого стала жизнь рабочих, крестьян, советской интеллигенции.

Союз пролетарских культурно-просветительных и литературно-художественных организаций («Пролеткульт») возник до революции и просуществовал до 1932 г. Союз претендовал на выработку особой пролетарской культуры и включал в свои ряды немало талантливых литераторов. Активный проповедник пролетарской культуры журнал «На посту» от имени рабочего класса подвергнул разгромной критике творчество В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, которых назвали литературными «попутчиками» революции и советской власти. Наряду с писателями и поэтами, сформировавшимися до революции (А. А. Ахматовой, А. М. Горьким, О. Э. Мандельштамом, В. В. Маяковским, С. А. Есениным), появились новые имена: Л. М. Леонов, Э. Г. Багрицкий, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков и др.

Во время работы I съезда советских писателей. Москва. 1934 г.

В живописи 1920-х гг. сохранялось разнообразие стилей. В это время творили А. Е. Архипов, П. Д. Корин, Б. М. Кустодиев, А. В. Лентулов, А. А. Рылов. Свежестью и новаторством веяло от картин авангардистов – В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. Е. Тат-лина, П. Н. Филонова и др. Черты новой жизни отражали художники А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Н. Самохвалов.

К середине 1930-х гг. творческие поиски в литературе и искусстве не приветствовались. Единственно верным направлением был объявлен социалистический реализм, который правящая партия рассматривала как идеологическое оружие. Несмотря на цензурный пресс, появлялись талантливые произведения. Образец новой литературы – пользовавшийся популярностью читателей роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» – отражал героику революционного времени и силу духа советского человека. Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохов посвятил судьбе донского казачества, изображая революционные события, характеры и судьбы людей, попавших в жернова революции.

Сухарева башня. 1931 г.

Вид с Большого Москворецкого моста. 1931 г.

В искусстве стал преобладать монументализм с его помпезностью и наигранным оптимизмом. Живописцы создавали портреты «вождей» и передовиков производства, архитекторы возводили громадные здания в псевдоклассическом стиле. Одновременно уничтожались памятники культуры. Например, в Москве была снесена Сухарева башня, взорван храм Христа Спасителя, на месте которого планировалось строительство Дворца Советов. Проект осуществить не сумели и на месте храма позже построили открытый бассейн.

Громко заявило о себе советское кино. Картины режиссёров С. А. Герасимова и братьев Васильевых, Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, В. И. Пудовкина и С. М. Эйзенштейна составили классику советского киноискусства, а актёров Л. П. Орлову, Л. О. Утёсова, Н. К. Черкасова и многих других любила вся страна.

Большой популярностью долгие годы пользовался фильм «Чапаев», посвящённый легендарному комдиву Гражданской войны. На фильмах, снятых в 1930-е гг., выросло не одно поколение советских людей. Действительность в них часто изображалась приукрашенной, нарочито счастливой и беззаботной, но истосковавшиеся по нормальной жизни люди хотели увидеть её хотя бы на экране.

Судьба деятелей искусства была разной, а для многих трагичной. В тюрьмах и лагерях оказались О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев, Б. А. Пильняк и др. Не имели возможности опубликовать все свои произведения А. А. Ахматова, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, А. П. Платонов. Другие, подчинившись идеологическому диктату, пережили внутреннюю драму людей, вынужденных приспосабливаться. Вопреки всем трудностям, писатели, художники, композиторы, архитекторы создали выдающиеся произведения, не потерявшие своего значения до наших дней.

Новая идеология. Гонения на церковь, которую партия рассматривала как конкурента в борьбе за мировоззрение людей, оборачивались закрытием, разрушением и грабежом монастырей и церквей. Известно страшное по своему цинизму письмо В. И. Ленина членам Политбюро, в котором он отмечал, что покончить с сопротивлением «черносотенного духовенства» можно именно «сейчас, когда царит повсеместный голод», и единственный способ для этого – расстрелять как можно больше представителей церкви.

Читайте также:  Быстрая скорая помощь при высоком давлении

Проект Дворца Советов. Архитектор Б.Иофан

Особенно жестокой была позиция властей в отношении православия. Один из соратников Ф. Э. Дзержинского, чекист Рогов, записал в своём дневнике: «Одного не пойму: красная столица и церковный звон. Почему мракобесы на свободе? На мой характер: попов расстрелять, церкви под клуб – и крышка религии». В 1928 г. И. В. Сталин, начиная коллективизацию, отметил в одном из своих интервью, что «реакционное духовенство» отравляет души масс. «Единственное, о чём надо пожалеть, – сказал он, – что духовенство не было с корнем ликвидировано».

Слова «великого пролетарского вождя» восприняли как руководство к действию. В 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка» – в 1936 г. в Советском Союзе планировалось закрыть последнюю церковь. Репрессии стали уделом не только православной церкви, но и всех конфессий – ислама, буддизма и др.

Лидеры партии большевиков считали необходимым идеологически обосновать с позиций марксизма-ленинизма причины победы социализма в одной стране. Знаменитый труд «История ВКП(б). Краткий курс», созданный при участии В. И. Сталина, появился на свет в 1938 г. Его значение, как крупнейшего идеологического сочинения советской эпохи, которое переиздавалось за 1938 – 1953 гг. 301 раз тиражом 43 млн экземпляров на 67 языках народов мира, далеко выходило за рамки целевого назначения книги. Она должна была дать советским людям новое историческое знание, единственно верное и достойное изучения в советском обществе.

С началом перестройки в отечественной литературе при характеристике советского общества акцент делался на насилие и террор, а вся советская эпоха представлялась как чёрный «провал» в истории, преступный по своему характеру.

Однако существуют и другие точки зрения. Одна из них принадлежит деятелю той эпохи, осуждённому при И. В. Сталине и реабилитированному при Н. С. Хрущёве: «Но это был грандиозный опыт по преодолению трудностей, по организации больших масс людей в целое. Сколько людей приобрело рабочие профессии! Многие стали высококвалифицированными мастерами. Сколько инженеров и техников! А ликвидация безграмотности многих тысяч людей! И уроки, уроки, уроки. Знаете, как нам всё это пригодилось в войну? Не будь такого опыта, мы, может быть, не выиграли бы войну. Какое руководство без такого опыта рискнуло бы эвакуировать завод, имеющий военное значение, прямо в безлюдную степь! И через несколько дней завод стал давать продукцию, важную для фронта! Буквально через несколько дней! Что же – всё это не в счёт?! Игнорировать это несправедливо по отношению к людям той эпохи и исторически ложно».

Население страны. В 1920 – 1930-х гг. произошли большие демографические изменения. В январе 1937 г. была проведена Всесоюзная перепись населения страны. На 6 января 1937 г., согласно переписи, численность населения составила 162 003 225 человек. По сравнению с предыдущей Всесоюзной переписью (1926) население страны увеличилось на 15 млн человек, т. е. в среднем рост составил 1 % в год. Этот показатель превышал в то время естественный прирост населения во Франции (0,11 %), Англии (0,36 %), Германии (0,58 %), США (0,66 %). Однако советское руководство не устраивали итоги переписи, её проведение признали неудовлетворительным, а материалы – дефектными, занижавшими показатели населения страны.

В 1939 г. провели новую перепись, краткие итоги которой опубликовали в «Правде». Согласно новым данным, численность населения СССР составляла 170,5 млн человек. Более подробные итоги переписи 1939 г. не подводились из-за начавшейся вскоре войны. Сохранившиеся в архивах материалы были исследованы в наше время. Учёные установили, что перепись зафиксировала численность населения в СССР – 167 305 749 человек.

Деревенские парни. 1925 г.

1. Как формировалась советская система образования? Какие особенности её отличали? 2. Каковы были противоречия в развитии советской науки в 1920 – 1930-е гг.? 3. Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте сообщение об организации Союза советских писателей. 4. На примере плакатов и произведений живописи расскажите о советском изобразительном искусстве 1920 – 1930-х гг. 5. Проанализируйте какой-либо из известных вам фильмов 1930-х гг. Расскажите о поставившем его режиссёре. Какие характерные черты советского искусства нашли отражение в этом фильме? 6. Как государство боролось с религиозной идеологией? Какие идеи пришли ей на смену?

Тема «Утверждение социалистического реализма».

Работаем с документами

Теперь вот ещё о чём – в каждом письме твоём ты обязательно спрашиваешь: когда же я приеду в Советы. Посмотри в книгу «Переписка Чехова и Книппер», вот какие выноски ты найдёшь там: «Шаляпин Фёдор Иванович (родился в 1873 г.). Знаменитый певец, имел звание народного артиста республики, но был лишён его за то, что, находясь за границей, солидаризировался с белоэмигрантами». «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». А ты говоришь – приезжай. Зачем? Ведь я весьма «солидаризировался» в своё время с Горьким и Лениным, но царь не лишал меня звания солиста. За что мне дают звание – за таланты или карачки. Целую. До свидания. Ф. Ш.

1. Как вы полагаете, почему великий певец не хотел возвращаться на родину?

2. Кто из известных вам деятелей отечественной культуры разделил судьбу Ф. И. Шаляпина?

3. Пользуясь интернет-ресурсами, подготовьте презентацию об одном из деятелей русского зарубежья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Adblock
detector