Меню

Вес воздуха атмосферное давление технологическая карта урока

Технологическая карта урока «Вес воздуха. Атмосферное давление»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Технологическая карта урока физики

с использованием электронной формы учебника в условиях реализации ФГОС ООО
«Вес Воздуха. Атмосферное давление.»

карта разработанна с применением электронной формы учебника 2 поколения

Скачать:

Вложение Размер
https://educontest.net/component/content/article/87790 102 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ

с использованием электронной формы учебника в условиях реализации ФГОС ООО
«ВЕС ВОЗДУХА. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ.»

7 КЛАСС, УМК А.В. ПЕРЫШКИН.

Вес Воздуха. Атмосферное давление.

ЭФУ под редакцией А.В. Перышкин, «Физика 7», Дрофа 2015

Болдунов Аркадий Борисович,

учитель физики МБОУ «ЭКГ»

г. Элиста Республики Калмыкия

урок «открытия» нового знания

  1. формирование способности учащихся к новому способу действия.
  2. выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных, применение полученных знаний для решения физических задач.
  1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  1. Углубить и закрепить знания о давлении газов; изучить атмосферное давление.
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности, умения работать с приборами, производить наблюдения, делать выводы.
  3. Способствовать развитию мышления и мировоззрения учащихся через использование метода научного познания;
  4. Воспитывать навыки культуры общения и умения работать коллективе;

Основные термины и понятия

Вес воздуха. Давление. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы.

  1. построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
  1. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
  2. формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  1. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  2. использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.Подтверждать аргкменты фактами.

Виды деятельности на уроке

Практическая, коллективная, индивидуальная, групповая.

Планшеты с ЭФУ, Компьютер, Проектор, Лабораторное оборудование (стакан с водой, ливер, шприц, пластиковая бутылка.)

ЭФУ по ФИЗИКЕ 7 класс, Диск «Живая ФИЗИКА»,

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Приложение 1. Карточка оценки прошедшего урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Готовность к уроку

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы

Ученики слушают, настраиваются, заинтересовываются

осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока.

Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:

1.Что называется давлением?

2. В каких единицах измеряется давление?

3. Какие тела могут оказывать давление?

Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

умение выражать свои мысли, строить высказывания

Открытие нового знания

Вспомним понятие масса, вес,давление.

  1. Как же доказать что воздух имеет вес?.

Можно математически можно экспериментально.

  1. В следствии чего создается атмосферное давление?

Выполним опыт Эксперимент: (стакон с водо и лист бумаги.).

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу

В тетради составляют алгоритм решения поставленного вопроса.

Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Гимнастика для глаз и рук

Выполняют вместе с учителем

Первичное усвоение новых знаний

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся. Создает проблемные ситуации. Даёт задание поработать с рисунком учебника.(работа в парах)

Вопрос:
1.Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли и на тела, у ее поверхности? Почему? Атмосфера имеет большое значение в жизни человека и животных.
Почему существует оболочка Земли?

Слушают учителя, отвечают на вопросы Объясните действия поршня (поднятии поршня вверх)

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия, дополнение высказываний .

Первичная проверка понимания

Сборник качественных задач

Даёт учащимся задания выполнить в парах, задание на планшетах

Слушает и проверяет правильность выполнения.

480, 481, 483, 484, 486

Сборник качественных задач по физике.А.Е Марон Е.А.Марон

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Первичное закрепление знаний

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке

Серия качественных задач.

Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

Учащиеся выполняют задания 1-3 из карточек с индивидуальными заданиями. (в планшете)

Делают записи в тетрадь.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений

умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Рефлексия учебной деятельности

Организует обсуждение результатов занятия

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.

Оцените, как прошел урок.

«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения

Страница 127 задание 3 (творческое)

Сборник задач В.И.Лукашик Е.В. Иванова (553, 555)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Организация учащимися своей учебной деятельности

Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно

Перечень используемых на данном уроке объектов ЭФУ

Источник

Технологическая карта урока: «Вес воздуха. Атмосферное давление.»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика. Учитель: Решетнева Л.Н.

Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по получению, осмыслению и первичному закреплению новой учебной информации (определение атмосферного давления, изучить причины возникновения атмосферного давления; явления, вызванные действиями атмосферы)

а) формирование представлений об атмосферном давлении, формирование умений объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни (предметные результаты);

б) развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы (метапредметные результаты);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностные результаты).

Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Оборудование: на группу – стаканы с водой, пипетки, шприцы без иголок, трубочки, присоски, 2 листа бумаги;

на демонстрационном столе – насос, тарелка со стеклянным колпаком, весы электронные, стеклянный шар с краном, 2 шарика для рефлексии.

Технологическая карта урока

Здравствуйте! Садитесь. Рада вас всех видеть.

Я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Что это значит? (С помощью законов физики мы объясняем явления, происходящие в природе.)

Я желаю вам успеха в открытии тайны удивительного явления.

Ребята, у вас на столах лежат жетоны. В течение урока вы будете их брать за правильные ответы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний уч-ся

Сейчас давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. (Сообщающиеся сосуды)

-Какие же сосуды называются сообщающимися? Сформулируйте закон сообщающихся сосудов.

Вы изготовили самостоятельно такие сосуды, продемонстрируйте их классу.

Обучающиеся представляют сделанные из подручных материалов сообщающиеся сосуды.

Устное оценивание представленного проекта.

Ученики получают по 2 жетона за выполнение проекта «Сообщающиеся сосуды». Молодцы!

Умение демонстрировать продукт проекта.

Компетенция обучающихся в области физики.

Умение строить речевое высказывание

Умение вступать в диалог.

3. Этап целеполагания

Ребята, отгадайте загадку:

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Слайд1 (Учащиеся отгадывают загадку)

У: Верно. Это атмосфера Земли. Ребята, а какую общую тему мы с вами изучаем сейчас?

Учащийся: Мы изучаем тему «Давление».

У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учащийся: «Атмосферное давление»

У. корректирует: «Вес воздуха. Атмосферное давление»

Слайд 2. (учащиеся записывают в тетрадь тему урока)

У: А сейчас постараемся определить для себя круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы в течение урока.

Учащиеся предлагают формулировки вопросов, учитель с помощью магнитов прикрепляет на доске следующие вопросы:

1. Обладает ли воздух весом?

2. Что такое атмосфера?

3. Что такое атмосферное давление?

4. Где работает атмосферное давление?

Ребята, а какова же будет цель урока?

— Найти ответы на поставленные вопросы.

— Давайте двигаться в достижении этих целей.

Формулирование темы урока.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Выделение проблемы и путей ее решения.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Этап открытия новых знаний

— Из курса географии вспомните: что такое атмосфера? Из чего она состоит? (21% кислорода, 78% азота, 1% другие газы).

Учащиеся формулируют определение:

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греч. атмос — пар, воздух и сфера — шар).

Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Плотность атмосферы с высотой уменьшается.

У всех ли планет Солнечной системы есть атмосфера? У всех, кроме Меркурия, но составы отличаются от земной атмосферы.

Как вы думаете, что произошло бы с атмо сферой Земли, если бы не было силы земного притя жения? ( она бы улетела).

— А почему атмосфера «не оседает» на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)

Мы находимся на глубине воздушного океана. Как вы думаете, атмосфера давит на нас? (-Да)

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней. (Записать в тетрадь)

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

— Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

— Может воздух не имеет веса?

— Как это проверить? Предложите способ определения веса воздуха при помощи весов и надувного шарика.

Ученики высказывают свое мнение, проверяем с помощью электронных весов.

Так почему же нас не раздавливает вся толща воздуха, мы даже не ощущаем атмосферного давления?

Опыт. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

Давление жидкостей, заполняющих сосуды тела, давление воздуха в легких уравновешивают внешнее атмосферное давление.

О том кто и как доказал существование атмосферного давления, вы узнаете из текста:

Много и плодотворно изучением атмосферного давления за­нимался немецкий физик Отто фон Герике.

В 1654 г. Отто фон Герике поставил опыт, ко­торый доказал существование атмосферного давления.

Для опыта подготовили два металлических полушария, одно с трубкой для откачивания воздуха. Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. С помощью насоса откачали воздух из полости, обра­зовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий име­лось прочное железное кольцо. Восемь пар лошадей, впряжен­ных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъеди­нить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полуша­рий впустили воздух, они распались без внешнего усилия.

1. Что вы узнали из текста?

2. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе коней?

Подобный опыт мы можем продемонстрировать сейчас.

Опыт со стеклянным колпаком, из под которого выкачивают воздух.

Получение жетонов за ответы.

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Образуйте группы по 4 человека. На столах у вас есть оборудование. Выполните предлагаемые задания и ответьте на вопросы, обсудите ответ в группе.

1. Наберите воду в пипетку. Подумайте, зачем, перед тем как опустить пипетку в воду, мы сжимаем резиновый наконечник?

2. Наберите воду в шприц. Почему вода поднимается за поршнем шприца?

3. Стеклянной трубкой можно брать пробы различных жидкостей. Продемонстрируйте, как это сделать. Почему вода не выливается из трубки, когда верхнее отверстие закрыто пальцем?

4. Прикрепите присоску к горизонтальной поверхности. Объясните, почему она держится на поверхности.

5. Если налить в стакан воды, закрыть листом бумаги и поддерживая лист рукой, перевернуть стакан вверх дном, убрать руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. (Посмотрите рис. 133 на стр. 131) Объясните, почему?

1 ученик от группы (5 групп) отвечает на один из вопросов.

Вы на опытах увидели работу атмосферного давления.

Сформулируем правило: жидкость движется из зоны большего давления в зону меньшего давления.

Отвечающие получает жетоны.

5. Физкультминутка. Встаньте поудобней. Сегодня у нас дыхательная гимнастика. Выполняется под музыку.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной и устной форме.

Источник

Читайте также:  Какой врач помогает при высоком давлении
Adblock
detector