Меню

Вес воздуха атмосферное давление задачи с решением

Вес воздуха. Атмосферное давление

Разделы: Физика

Вид урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Тип урока: изучение и первичного закрепление знаний.

Цель урока: Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.

Задачи:

  • образовательная: дать понятие о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).
  • развивающая: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.

Оборудование: сосуд с водой, ливер, пустая бутылка, блюдце, пустой стакан, свечка, варёное яйцо, презентация «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Педагогические технологии: элементы технологии «Развитие критического мышления», инфомационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая.

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Проведение опыта

6. Домашнее задание.

Ход урока

Урок сегодня мы начнем немного необычно, разгадаем небольшой кроссворд, в котором каким то образом заключена тема нашего урока. На экране будут появляться вопросы, дав ответ на вопрос, вы должны из этого слова выбрать букву, отмеченную в данной клеточке. (слайд 1)

Итак, слово, которое мы получили АТМОСФЕРА (слайд 2). С этим понятием вы уже встречались на уроках географии. Но мы с вами рассмотрим его с физической точке зрения, т.е. расширим знание об атмосфере, выясним, обладает ли воздух весом. Тема нашего урока «Вес воздуха. Атмосферное давление» (слайд 3) Но прежде заполним табличку (слайд 4)

На каждую молекулу воздуха действует сила тяжести, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха можно вычислить, зная его массу.

Опыт по рисунку 115 с. 97

Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.(слайд 7)Она состоит из отдельных условно разграниченных слоев (слайд 8).

Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле сжат больше всего и согласно закону Паскаля передает производимое на него давление во все стороны без изменения. В результате чего земная поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщи воздуха, или как обычно говорят, испытывают атмосферное давление. (слайд 9)

Опыт: вода не выливается из перевернутого стакана накрытого листом бумаги (слайд 10).

Как объяснить этот опыт.

Если воздух давит на лист бумаги, значит, атмосферный воздух давит и на нас с некоторой силой.

Поводим плечами, что вы ощущаете? Сложим ладошки лодочкой, что чувствуете? (ничего).

Но воздух давит нас с огромной силой, на среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000 Н.

— Почему мы не ощущаем этого давления?

Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма. (слайд 11).

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления.

Дети проводят опыты и объясняют их:

А) поднятие воды в пипетке;

Б) поднятие воды за поршнем шприца;

В) поднятие воды в открытой трубке.

2. Достань, монету из воды не замочив руки.

Мы знаем, что молекулы находятся, в непрерывном движении так почему же существует воздушная оболочка Земли? Найти ответ на вопрос в учебнике (с. 99, параграф 41)

Воздушная оболочка Земли существует потому, что у скорость молекул меньше, чем 11,2 км/с и на них действует сила тяжести. (слайд 12).

А что произошло бы на Земле, если бы вдруг воздушная атмосфера вдруг исчезла? (слайд 13)

Читайте также:  Какие упражнения можно делать при пониженном давлении

— Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 0 С днем и — 150 0 С ночью (слайд 14).

Посмотреть, как выглядит, атмосфера Земли посчастливилось только космонавтам. Вот как поэтично описал увиденное сквозь иллюминатор корабля «Восток-2» летчик-космонавт Герман Степанович Титов «Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет:» (слайд 15).

— Ребята, а можем ли мы говорить, что мы живем на дне воздушного океана? Почему.

А вот как писал об атмосфере французский астроном XIX столетия Камилл Фламмарион «: Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек — все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые: Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадные, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луга для того, чтобы отдать нам ее впоследствии:».

Вот таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.

Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?

Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист, лопнул. Почему лопнул лист?

Однажды молекулы разных вредных газов, входящих в атмосферу одной из мрачных планет, обиделись на свою планету, перессорились друг с дружкой и решили разлететься в разные стороны. Что помешало молекулам покинуть планету?

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием атмосферного давления. Давайте вернемся к нашей табличке и заполним последнюю графу.

Что вы сегодня узнали на уроке:

— что называется атмосферой;

— какой воздушный слой сжат больше всего;

— все проделанные опыты можно объяснить существованием атмосферного давления.

Домашнее задание: параграфы 40, 41 упр. 17, зад. 10 № 1, 3. Проделайте и объясните опыт «Тяжелая газета» (слайды 16, 17)

Опыт «Тяжелая газета»

Положи на стол широкую и длинную линейку.

Уравновесь ее на краю стола так, чтобы при малейшем нажиме она наклонялась или падала.

Теперь поверх установленной в таком положении линейки расстели газетный лист большого формата. Если ты с силой ударишь кулаком по выступающему концу дощечки, к великому своему изумлению, ты увидишь, что линейка удержалась на месте, точно приколоченная гвоздями!

Объясните, почему это произошло.

Литература.

  1. Гальперштейн Л. Я. Забавная физика: научно-популярная книга/оформл. Серии о. Кондаковой; художн. Б. Белов и Б. Доля. — Переизд., доп. и перераб. — М.: Дет.лит., 1993
  2. Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех: физические тела. — 6-е изд., стер. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984
  3. Остер Г. Б. Физика задачник, М. «Росмэн», 1998
  4. Перышкин А.В. Физика 4 учебн. для общеобраз. школ, М: Дрофа, 2003
  5. Шабловский В. Занимательная физика. — Санкт — Петербург, «Тригон», 1997
  6. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. — М., Омега, 1994
  7. Материалы Интернет
Читайте также:  Пониженное артериального давления лечение

Источник

Конспект урока «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»
план-конспект урока по физике на тему

Конспект урока в 7 классе

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_reshenie_zadach_po_teme_atmosfernoe_davlenie._ves_vozduha.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта урока

Тема урока: «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»

— cпособствовать достижению метапредметных, личностных, предметных планируемых результатов, обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся по данной теме

— создать содержательные и организационные условия для самостоятельного

применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме:

«Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.».

(в когнитивной области) ученик должен:

— уметь объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря,

— понимание принципа действия барометра-анероида,

— переводить физические величины из внесистемных в СИ (мм. рт. ст. в паскали) и наоборот,

— уметь наблюдать полученные знания в повседневной жизни,

— уметь решать задачи по данной теме.

в аффективной области: ученик осознает важность учения, внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, участвует в беседе, выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебному предмету, пытается определить осознать свои склонности, интересы, свои предпочтения в учебной деятельности, устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.

  • психомоторной области: ученик должен грамотно излагать свои мысли,

Методы ведения урока:

  • фронтальная беседа,
  • самостоятельная работа,
  • рефлексия

Форма организации деятельности:

Тип урока – Комбинированный урок.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, барометр-анероид, доска, экран.

Формы (Ф), методы обучения (М)

(источники информации, ТСО, ЭВТ.)

(приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Ф: фронтальная, индивидуальная

Слово учителя и ученика

2. Проверка выполнения домашнего задания (выявление уровня знаний учащихся по материалу, заданному на дом, определение недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация недостатков)

Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные, практические;

Тетради, письменные принадлежности, доска

3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся (постановка целей и задач урока, организация действий учащихся по их принятию)

Ф: фронтальная, групповая

М: словесные, практические;

Перечень вопросов для фронтального опроса

Раздаточный дидактический материал для выполнения индивидуальных заданий (Карточки).

4. Формирование новых знаний умений, навыков (разбор задач).

М: словесные, наглядные,

Перечень вопросов для фронтальной беседы.

5.Закрепление нового учебного материала (самостоятельное решение задач0

индивидуальная, М: словесные, практические;

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебники, тетради, дневники,

слово учителя и ученика

7. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Ф: фронтальная, М: словесные

1. Организационный этап

Сегодня мы продолжим работу по изучению атмосферного давления.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

— Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем и проверим домашнее задание.

1.Почему воздушный шарик, наполненный водородом, при подъеме над землей увеличивается в объеме?

3.Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний и умений учащихся

— Давайте с вами поработаем с табличкой. Внимательно почитайте и подумайте, а напротив каждого утверждения поставьте «+» или «-». Кроме последнего

Атмосфера – это воздушный океан, на дне которого мы живем.

Граница атмосферы находится на высоте 1800 км

С глубиной давление жидкости и газа увеличивается

Слой атмосферы, прилегающий к Земле наименее плотный

Атмосферное давление определяется по формуле

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах и задачах.

4. Изучение нового материала

Опыт 1. Положите обычную деревянную линейку на стол так, чтобы ее, примерно, четверть свешивалась наружу. Если по этому концу линейки стукнуть палкой, то линейка, конечно, упадет. А теперь накройте линейку на столе аккуратно расправленной газетой и снова резко, очень резко ударьте по ее кончику: линейка остается на месте, а палка отскакивает и может даже сломаться. Почему?

Ответ: Опыт этот наглядно показывает существование атмосферного давления. Ведь действительно, на каждый квадратный сантиметр атмосфера давит с силой в 1 кГ-сила (9,8 Ньютон). Ваш удар был очень коротким, воздух под газету не успевал пройти и поэтому не мог уравновесить это давление снизу, следовательно, газета, поднимаясь, должна была бы приподнять столько килограмм, сколько в ней квадратных сантиметров! Вот и подумайте, могла ли палка быстро поднять такой груз.

Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Задача. Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете физике, если длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 1 / 4 тонны.

На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, на нее давит 300 кг воздуха. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?

Следующий опыт поможет нам понять это.

Опыт 6. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

С какой силой давит воздух на поверхность крышки ящика площадью 1,5 м2?

Ртутный барометр показывает давление 700 мм рт. ст. С какой силой давит при этом воздух на поверхность крышки ящика?

5. Закрепление нового учебного материала

Задачи для самостоятельной работы:

Вычислите, с какой силой давит воздух на поверхность стола, имеющего длину 1м, а ширину 60 см.

Какой высоты должен быть столб воды, чтобы уравновесить нормальное атмосферное давление?

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Д/з п.45-46 повторить, упр.

Сегодня мы с вами повторили всё об атмосферном давлении.

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. В чем измеряется?

Источник

Adblock
detector