Меню

Вес воздуха и атмосферное давление 5 класс природоведение

Конспект интегрированного урока «Вес воздуха и атмосферное давление».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Разработка открытого интегрированного урока по природоведению по теме «Вес воздуха и атмосферное давление». Урок разработан с учетом требований системно-деятельностного подхода к организации учебной деятельности школьников.

Скачать:

Вложение Размер
0597-0000402e-61ba9cac_1.docx 25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вес воздуха и атмосферное давление»

Цель: создать условия для понимания понятий «вес воздуха» и «атмосферное давление».

Образовательная: создать условия для формирования понятия о существовании веса воздуха, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть значение атмосферного давления в природе и использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.

Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, флипчарт «Вес воздуха и атмосферное давление»; раздаточный материал «Инструктивные карты для проведения лабораторных опытов»; кристаллизационная чаша, свеча в металлическом корпусе, спички, цилиндр с делениями, вода, физические весы, песок, воздушный шарик, бутылка с широким горлом, яйцо.

Для лабораторных опытов: лучина, лист бумаги, пипетка, шприц, стакан с водой, стеклянная трубочка.

Ожидаемая деятельность учащихся

Организация начала занятия (3 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Будем отвечать активно,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Полная готовность класса к работе.

Актуализация знаний (2 мин)

Какие газы входят в состав воздуха?

Какие свойства воздуха вам известны?

Активно отвечают на поставленные вопросы.

Подготовка к основному этапу занятия (3 мин)

Сегодня мы продолжим изучение воздуха. А чтобы изучить воздух с точки зрения физики, я пригласила на урок учителя физики Дацкевич Надежду Федоровну. Она поможет нам разобраться в новых понятиях и свойствах воздуха.

Демонстрация опыта «Как достать монету из воды не замочив рук?».

? Почему погасла свеча?

? Какой газ в составе воздуха поддерживает горение?

? Каково процентное содержание кислорода в составе воздуха?

? Почему вода в цилиндре поднимается?

? Какие силы действуют на жидкость?

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, изучим тему «Вес воздуха и атмосферное давление».

Какие задачи поставим перед собой на уроке?

Познакомиться с понятием вес тела и атмосферное давление. Узнать как измеряется давление воздуха и какое значение оно имеет в природе и жизни человека.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пытаются решить поставленную проблему.

Записывают в тетрадь тему урока.

Самостоятельно формулируют задачи урока.

Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель природоведения. Нас окружает воздушный океан. И перед учеными с давних пор встал вопрос имеет воздух вес или нет:

Аристотель утверждал, что воздух ничего не весит.

Галилей опровергал его. Кто же прав?

Любое теоретическое утверждение нужно доказывать практикой. Предлагаю нам провести эксперимент.

Учитель физики. Демонстрация опыта «Взвешивание воздушного шара».

? С помощью какого прибора измеряют массы тел?

Посмотрите на чаши весов – они уравновешены. А после того, как воздух покинет шар, равновесие нарушено: в чем причина?

? Какой можно сделать вывод?

Задание. Работа с учебником на стр. 71. Прочтите текст в учебнике и ответьте на вопрос: Почему нарушается равновесие чаш весов?

Вес воздуха очень мал. 1 м 3 имеет массу 1290г.

На доске размещается лист с записью понятия «вес воздуха».

Учитель физики. Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой. С высотой вес воздуха уменьшается, т.к. он более разряжен и менее плотен. Тем не менее, имея вес, он давит на поверхность Земли и все тела, находящиеся на ее поверхности.

Чтобы доказать, что воздух оказывает давление проведем ряд экспериментов:

«Стакан и лист бумаги», «Яйцо и бутылка».

Объяснение учителя понятия «атмосферное давление».

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление».

На 1 см 2 поверхности Земли воздух давит с силой в 1 кг. Ученые подсчитали, что на человека давит 15 т воздуха!

Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.

Прибор, для измерения давления называется барометр.

На доске размещается лист с записью понятия «барометр».

На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление», «барометр».

Физ. минутка «Ветер качает деревья»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клён.

В природе атмосферное давление широко используется. Так например, слон, всякий раз, когда хочет пить опускает хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой. Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Человек также научился использовать атмосферное давление. Например, при употреблении жидкостей, при дыхании. Многие медицинские приборы работают именно с использованием атмосферного давления.

Учащиеся наблюдают за проведением опыта, высказывают свои предположения.

Читают текст в учебнике, отвечают на вопрос. Делают вывод : воздух имеет вес. (запись в тетради)

Наблюдают за проведением эксперимента.

Записывают определения в тетрадь.

Рассматривают иллюстрации в учебнике и на слайде флипчарта.

Учащиеся встают и выполняют несложные физические упражнения на наклоны туловища и рук.

Первичная проверка понимания

Выполнение задания в РТ № 64, стр. 38.

Учащиеся письменно выполняют задание, затем проверяем устно записи.

Закрепление знаний и способов действий (10 мин)

Проведение лабораторных опытов в группах.

1 группа: деревянная лучина и лист бумаги.

2 группа: деревянная лучина и лист бумаги.

3 группа: стеклянная трубка и вода.

4 группа: пипетка и вода.

5 группа: шприц и вода.

Самостоятельно выполняют опыты, объясняют происходящее.

Контроль и самопроверка знаний (5 мин)

Выполнение самостоятельной работы на листках. Верите ли вы, что…

  1. Воздух имеет массу.
  2. Причина существования атмосферного давление- вес воздуха.
  3. С увеличением высоты атмосферное давление уменьшается.
  4. Атмосферное давление-это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
  5. Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления.

Итак, в этом задании все утверждения были верными. Количество выбранных вами утверждение и будет вашей оценкой за урок.

Взаимопроверка результатов. Подсчитывают количество ответов «да».

Подведение итогов занятия (2 мин)

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Все ли мы их выполнили?

С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

§18, вопросы № 1-4 (устно). РТ № 63 (письменно). Провести эксперимент № 4, оформить результаты с рисунком и выводами на отдельных листах. Творческий подход приветствуется.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Этап рефлексии (3 мин)

  • Сегодня на уроке я….
  • Самым интересным на уроке было…
  • Самым сложным для меня было…
  • На уроке мне понравилось…
  • На уроке мне не понравилось…..

Источник

Конспект урока биологии «Вес воздуха и атмосферное давление»

Урок природоведения в 5 классе

Вес воздуха и атмосферное давление

— образовательная: познакомить учащихся с понятиями «вес воздуха», «атмосферное давление», «Плотность и разреженность»;

— развивающая: научить учащихся выстраивать логический рассказ с использованием метода критического мышления «Перепутанные логические цепи»;

— воспитательная: развивать коммуникативные компетенции, формировать толерантность.

Учитель. На прошлых уроках мы уже говорили о воздухе и его свойствах. Сейчас вы попробуете составить таблицу «ЗХУ», опираясь на пройденный материал. Для этого сначала заполните первую колонку таблицы «ЗХУ». Для обсуждения информации объединитесь в пары.

(Учащиеся в парах обсуждают информацию, которую они предложили бы занести в колонку «Знаю» таблицы «ЗХУ». (Учащиеся делают в тетрадях краткие записи.)

Учитель просит прочитать информацию, которую ученики записали в таблицу, учитель систематизирует эту информацию и переносит в таблицу на доске.

После заполнения первой колонки таблица может выглядеть таким образом:

Воздух – это смесь газов.

Воздух имеет определённый состав:

— углекислый газ – 0,03%;

— водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

В воздухе всегда есть водяной пар.

Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

Воздух обладает следующими свойствами:

После заполнения таблицы учитель переходит к изучению новой темы. Учащимся предлагается заполнить вторую колонку в таблице «ЗХУ».

Учитель. Ребята, что бы вам ещё хотелось узнать о воздухе, кроме его состава и свойств? Подумайте, обсудите в парах и предложите свои варианты вопросов.

(Учащиеся обсуждают, записывают свои вопросы в тетрадях.)

Учитель. Предложите ваши варианты вопросов для заполнения второй колонки «Хочу узнать» таблицы «ЗХУ».

(Работая в парах, учащиеся предлагают свои вопросы.)

Учитель заполняет вторую колонку в таблице на доске.

После заполнения второй колонки таблица может выглядеть таким образом:

Воздух – это смесь газов.

Воздух имеет определённый состав:

— углекислый газ – 0,03%;

— водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

В воздухе всегда есть водяной пар.

Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

Воздух обладает следующими свойствами:

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?

Воздух имеет вес или нет?

Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?

Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?

Как измерить давление воздуха?

Возможно учащиеся зададут другие вопросы. Учитель записывает все вопросы в таблицу на доске.

Учитель объявляет тему урока. Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы должны изучить тему «Вес воздуха и атмосферное давление».

Итак, имеет воздух вес или нет? Проведём опыт. Для этого возьмём физические весы, положим на левую чашку весов детский воздушный шарик, а на правую чашку насыплем песок и уравновесим чаши весов. Наполним шарик воздухом. Завяжем его, чтобы воздух не выходил, и положим на весы.

Учитель. Что вы наблюдаете? (Чаша весов с надутым шариком перевешивает.)

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Ненадутый воздушный шарик весит меньше, чем надутый, следовательно, воздух, который содержится в надутом детском воздушном шарике, имеет вес.)

Учитель. Прочитайте текст «Вес воздуха» на странице 71 учебника. (здесь и далее используется учебник под редакцией В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. 5 класс», М. : Дрофа, 2008.)

(Учащиеся читают текст и находят подтверждение, того, что воздух имеет определённый вес.)

Учитель. Запишите ответы на вопросы в третью колонку таблицы «ЗХУ».

Учитель вносит ответы учащихся в таблицу:

Воздух – это смесь газов.

Воздух имеет определённый состав:

— углекислый газ – 0,03%;

— водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

В воздухе всегда есть водяной пар.

Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

Воздух обладает следующими свойствами:

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?

Воздух имеет вес или нет?

Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?

Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?

Как измерить давление воздуха?

Взвесить пустой шарик, а затем надутый.

1м 3 воздуха весит 1290 г. вес воздуха меняется с высотой: чем выше от поверхности Земли, тем воздух больше разряжен. Менее плотен, а значит, меньше весит.

Учитель. Мы с вами нашли ответы на три поставленных вопроса. Чтобы найти ответы на вопросы о давлении воздуха, прочитайте текст учебника: первые три абзаца на стр. 72.

(Учащиеся читают текст, выделяя карандашом ответы для внесения в третью колонку таблицы.)

Учитель. Найдите отрывок в тексте, в котором объясняется:

— почему человек не чувствует давление воздуха:

— какова причина такого воздействия воздуха на организм.

(Учащиеся зачитывают информацию, учитель коротко заносит её в третью колонку таблицы.)

Учитель. Наличие давления воздуха я вам продемонстрирую с помощью опыта, который вы просмотрите в учебном фильме. (Берётся стакан с водой, накрывается листом бумаги, при этом придерживается лист бумаги рукой. Стакан быстро переворачивается вверх дном. Отнимается рука от листа бумаги. Вода из стакана не выливается).

Учитель. Как вы думаете, почему вода из стакане не выливается?

(Учащиеся высказывают своё мнение: на бумагу оказывает давление воздух, поэтому вода из стакана не выливается.)

Учитель предлагает сделать записи в третью колонку таблицы

(учащиеся заполняют третью колонку таблицы в тетрадях.)

Воздух – это смесь газов.

Воздух имеет определённый состав:

— углекислый газ – 0,03%;

— водород, гелий, озон и другие газы – 1%.

В воздухе всегда есть водяной пар.

Озон – защитный слой от ультрафиолетового облучения организмов.

Углекислый газ образуется в процессе дыхания и горения.

Воздух обладает следующими свойствами:

Почему мы не чувствуем воздух действие воздуха?

Воздух имеет вес или нет?

Как измерить вес воздуха?

Сколько весит воздух?

Если воздух имеет вес, то почему мы не чувствуем его давления на нас?

Как измерить давление

Взвесить пустой шарик, а затем надутый.

1м 3 воздуха весит 1290 г. вес воздуха меняется с высотой: чем выше от поверхности Земли, тем воздух больше разряжен. Менее плотен, а значит, меньше весит.

На человека давит 15 тонн воздуха, но он не ощущает его, так как кровь и другие жидкости в организме испытывают давление, равное атмосферному.

Воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся на поверхности Земли, и его давление измеряют с помощью барометра.

Учитель. Я предлагаю вам прочитать на стр. 73-74 учебника историческую справку об опыте с магдебургскими полушариями и расположить слова на доске, логической последовательности.

На доске представлена «перепутанная логическая цепь» данных опыта: город Магдебург, Отто фон Герике, изготовил, металлические полушария, бургомистр города, 1654 год, 2, 16, упряжка, лошадей, откачали воздух, тянули по команде, целостность шара не нарушалась, закачивали воздух, полушария распались, использовал.

(Учащиеся читают историческую справку об опыте с магдебургскими полушариями, определяют порядок следования слов, цифр, дат и словосочетаний в логической цепи.)

Учитель предлагает составить рассказ с использованием слов логической цепи.

(Учащиеся составляют рассказ, а затем некоторые из них зачитывают в классе.)

Учитель подводит итоги урока, обращая внимание учащихся на записи в колонке таблицы «Узнал», и просит составить синквейны по теме урока.

(Учащиеся составляют синквейны и некоторые из них зачитываются в классе.)

Учитель задаёт домашнее задание: п.18.

Источник

Читайте также:  Народные средства снижающие сердечное давление
Adblock
detector