Меню

Ямз 236 датчик давления масла где находится

Система питания и смазки дизельного двигателя ЯМЗ-236

Система питания (топливная система) двигателя ЯМЗ-236 и ее комплектующие

Топливоподающая аппаратура системы питания дизеля ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 — разделенного типа.

Топливная система дизельного двигателя ЯМЗ-236 состоит из топливного насоса высокого давления со всережимным регулятором частоты вращения и встроенным корректором для корректирования подачи топлива, топливоподкачивающим насосом, муфтой опережения впрыска или без нее, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводов низкого и высокого давления.


Рис. 1 — Схема системы питания дизеля ЯМЗ-236

А–всасывающая магистраль; В–низкое давление; С–высокое давление; D–слив излишков топлива в бак; 1–фильтр грубой очистки топлива; 2– топливный насос высокого давления; 3– фильтр тонкой очистки топлива; 4–форсунка; 5–распылитель форсунки; 6–топливоподкачивающий насос; 7– топливный бак

Из бака через фильтр грубой очистки топливо засасывается топливоподкачивающим насосом двигателя автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 и подается в фильтр тонкой очистки и далее к топливному насосу высокого давления.

Топливный насос в соответствии с порядком работы цилиндров подает топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам, которые распыливают его в цилиндрах двигателя.

Через перепускной клапан в топливном насосе и жиклер в фильтре тонкой очистки излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух отводятся по топливопроводу в топливный бак. Просочившееся в полость пружины форсунки топливо отводится по сливному трубопроводу в бак.

Фильтр грубой очистки топлива двс ЯМЗ-236

Фильтр грубой очистки топлива ЯМЗ-236 (рис. 2) состоит из крышки 5, колпака 7 и фильтрующего элемента 8. Колпак и крышка соединяются четырьмя болтами 2. Уплотнение между ними обеспечивается резиновой прокладкой 6. На колпаке имеется сливная пробка 9 с прокладкой 10.

Фильтрующим элементом является ворсистый хлопковый шнур, навитый на сетчатый каркас. Фильтрующий элемент плотно зажимается по торцам между крышкой и дном колпака. Отверстие в крышке, закрытое пробкой 4 с прокладкой 3, служит для заполнения фильтра топливом.


Рис. 2 — Фильтр грубой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236

1–пружинная шайба; 2–болт; 3–прокладка пробки; 4–пробка; 5–крышка; 6–прокладка колпака; 7–колпак; 8–фильтрующий элемент; 9–сливная пробка; 10–прокладка сливной пробки

Замена элемента фильтра грубой очистки топлива ЯМЗ-236

Слить отстой из фильтра. Отвернуть четыре болта 1 (рис. 3) крепления колпака 8 фильтра к крышке 5, снять колпак фильтра и удалить старый фильтрующий элемент 7.

Тщательно промыть внутренние поверхности колпака чистым бензином или дизельным топливом.

Поставить новый элемент 7 и прокладку 6 в канавку крышки, установить колпак, и, убедившись в правильном (без смещения) положении прокладки, тщательно затянуть болты 1 креплении колпака к крышке.

При затрудненном доступе к фильтру для исключения случаев смещения прокладки допускается перед установкой прокладку со стороны крышки смазать в нескольких точках консистентной смазкой.

Отвернуть пробку 3, залить в фильтр чистое топливо и тщательно завернуть пробку. Пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра. Подтянув болты, устранить подсос воздуха.


Рис. 3 — Фильтр грубой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236

1–болт крепления; 2–шайба; 3–пробка; 4–прокладка пробки; 5–крышка; 6–прокладка; 7–фильтрующий элемент; 8–колпак; 9-сливная пробка

Фильтр тонкой очистки топлива дизельного двс ЯМЗ-236

Фильтр тонкой очистки топлива автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 (рис. 34) состоит из колпака 5 с приваренным к нему стержнем 6, крышки 8 и фильтрующего элемента 4.

Снизу в стержень ввернута сливная пробка 1 с прокладкой 2. Уплотнение между колпаком и крышкой обеспечивается паронитовой прокладкой 7. Колпак с крышкой соединен болтом 12, под головку которого поставлена уплотнительная шайба 13.

Сменный фильтрующий элемент пружиной 3 прижимается к крышке. С торцовых поверхностей фильтрующий элемент уплотнен прокладками.


Рис. 4 — Фильтр тонкой очистки топлива двигателя ЯМЗ-236

1-сливная пробка; 2-прокладка сливной пробки; 3-пружина; 4-фильтрующий элемент; 5-колпак; 6-стержень; 7-прокладка колпака; 8-крышка; 9-пробка; 10-прокладка жиклера; 11,15-клапан-жиклер; 12-болт; 13-прокладка; 14-прокладка фильтрующего элемента.

В крышку ввернут жиклер 12, который уплотняется прокладкой 10. Через жиклер сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления.

На двигателях автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150, оборудованных электрофакельным устройством, вместо жиклера в фильтр установлен клапан-жиклер 15.

Читайте также:  Как по глазам определить артериальное давление

При малом давлении в системе, что может наблюдаться при пуске, двигателя, слива топлива не происходит, и питание ЭФУ топливом улучшается.

Замена элемента фильтра тонкой очистки топлива двс ЯМЗ-236

Слить отстой из фильтра.

Вывернуть болт 5 (рис. 5) крепления колпака.

Снять колпак 10 и удалить старый фильтрующий элемент 8.

Промыть бензином или чистым дизельным топливом внутренние поверхности колпака.

Поставить в колпак 10 пружину 9, фильтрующий элемент 8 (меньшим отверстием вниз), на верхний фланец элемента установить резиновую прокладку.


Рис. 5 — Фильтр тонкой очистки топлива ЯМЗ-236

1 – прокладка; 2 – крышка; 3 – прокладка жиклера; 4 – жиклер; 5 – болт; 6 – шайба болта крепления; 7 – прокладка колпака; 8 – фильтрующий элемент; 9 – пружина, 10 – колпак; 11 – прокладка сливной пробки; 12 – сливная пробка; 13 – пробка

Поставить шайбу 6 болта крепления и прокладку 7 колпака, установить колпак с элементом на, место и тщательно затянуть болт 5.

Для слива отстоя из топливных фильтров грубой и тонкой очистки отвернуть на 3-4 оборота сливные пробки и слить по 0,1 л топлива в подставленную посуду.

После слива отстоя пробки завернуть и пустить двигатель на 3-4 минуты для удаления воздушных пробок. Сливать отстой особенно важно в зимнее время для удаления конденсирующей воды.

Топливопроводы двигателя ЯМЗ-236

Для подвода топлива к насосу и форсункам, а также для отвода его излишков на двигателе ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 имеется система топливопроводов низкого и высокого давления.

Топливопроводы низкого давления присоединяются пустотелыми болтами или накидными гайками через наконечники, закрепленные на концах топливопроводов. Контактные поверхности уплотняются медными шайбами толщиной 1,5 мм.

Топливопроводы высокого давления ЯМЗ-236 имеют одинаковую длину для всех цилиндров двигателя. Концы топливопроводов высажены в форме конуса и прижаты накидными гайками к штуцерам топливного насоса высокого давления и форсунок. Во избежание поломок топливопроводов от вибрации они должны быть закреплены при помощи специальных скоб.

Порядок работы секций для разных моделей ТНВД различный, поэтому различны схемы соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя.

Система смазки дизельного двигателя ЯМЗ-236

Система смазки двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 – смешанная, с «мокрым» картером (рис.6).

Масляный насос ЯМЗ-236 (рис. 7) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через, последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник (при наличии).


Рис. 6 — Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-236 с односекционным масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником

1–масляный картер; 2–маслозаборник; 3–масляный насос; 4–редукционный клапан; 5–жидкостно-масляный теплообменник; 6–фильтр очистки масла; 7–перепускной клапан; 8–сигнальная лампа фильтра; 9–фильтр центробежной очистки масла; 10–распределительный вал; 11–ось толкателей; 12– коленчатый вал; 13–дифференциальный клапан; 14–форсунка охлаждения поршней; 15- дроссель; 16–турбокомпрессор; 17–перепускной клапан теплообменника; 18–включатель привода вентилятора; 19–привод вентилятора; 20–ТНВД

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан. Если разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 Кпа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Далее через трубку и каналы в блоке часть масла через втулку (дроссель с калиброванным отверстием) поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер.

На двигатели ЯМЗ-236Н,Б автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 вместо дросселя установлен клапан прекращающий подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 300…350 кПа (3,0…3,5 кгс/см2).

Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 8). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200…250 кПа (2,0…2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.

В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Читайте также:  Шланг высокого давления для автомойки makita hw102


Рис. 7 — Масляный насос двигателя ЯМЗ-236

1–промежуточная шестерня; 2–ось промежуточной шестерни; 3–вал-шестерня ведущая; 4–крышка корпуса; 5–вал-шестерня ведомая; 6–корпус; 7– шестерня привода; 8–шпонка; 9–фланец упорный; 10–штуцер (присутствует только на двигателях без водомасляного теплообменника); 11– редукционный клапан

Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-236 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке–к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-236 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала дизеля ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе — к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.


Рис. 8 — Масляный фильтр двигателя ЯМЗ-236

1–корпус фильтра; 2–прокладка колпака; 3–замковая крышка; 4–колпак фильтра; 5–фильтрующий элемент; 6–головка колпака; 7–прокладка фильтрующего элемента; 8– плунжер клапана; 9–пружина клапана; 10–пружина сигнализатора; 11–подвижный контакт сигнализатора; 12–неподвижный контакт; 13–клемма

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

В корпусе насоса ЯМЗ-236 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше: 700…800 (7,0…8,0 кгс/см );

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-236 включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия: 520…560 кПа (5,2…5,6 кгс/см).

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-236 (рис. 9) включен параллельно после фильтра очистки масла и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала.


Рис. 9 — Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-236

1–колпак фильтра; 2, 7–шайбы; 3–колпачковая гайка; 4–гайка крепления ротора; 5–упорная шайба; 6–гайка ротора; 8, 14–втулки ротора; 9–колпак ротора; 10–ротор; 11–отражатель; 12–уплотнительное кольцо; 13–прокладка колпака; 15–ось ротора; 16–корпус фильтра; 17–сопло ротора; А–из системы под давлением; Б–слив масла в картер

Радиаторная секция двухсекционного масляного насоса ЯМЗ-236 подает масло к установленному на машине воздушно-масляному теплообменнику (ВМТ). Охлажденное в теплообменнике масло сливается в картер.

Предохранительный клапан радиаторной секции ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 открывается при давлении на выходе из насоса свыше 100…130 кПа (1,0…1,3 кгс/см2).

На двигателях с ВМТ может быть применен односекционный масляный насос с разделением потока масла на ВМТ через дроссель с предохранительным клапаном 100…130 кПа (1,0…1,3 кгс/см2). Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

Все необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге

Источник

Дизельный двигатель. Смазочная система. Часть 2

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

В отличие от двигателя ЯМЗ-740 у двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 все масло очищается в фильтре грубой очистки, включенном последовательно по отношению к главной масляной магистрали. Более тщательной очистке подвергается лишь часть масла, проходящая через центробежный фильтр тонкой очистки, включенный параллельно главной масляной магистрали. Таким образом, тщательной очистке подвергается не более одной десятой того количества масла, которое подается масляным насосом, но вследствие быстрой циркуляции все масло проходит через фильтр тонкой очистки за короткий период, тем меньший, чем выше частота вращения коленчатого вала.

Фильтр грубой очистки двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (рис. 17) задерживает наиболее крупные механические частицы, не допуская их попадания к трущимся поверхностям. Основной его частью является корпус 1 с привернутым к нему колпаком 3.

Во внутренней полости, закрываемой колпаком, одна в другой концентрично расположены две цилиндрические металлические сетки 4 и 5. Проходя через эти сетки, масло оставляет на них частицы загрязнений. Чтобы избежать прекращения подачи масла к трущимся поверхностям в случае засорения фильтра, в его корпусе устанавливают перепускной клапан 7, открывающийся при достижении разности давления масла до и после прохождения фильтра 0,2-0,25 МПа. Когда клапан открывается, часть неочищенного масла проходит в масляную магистраль и далее к деталям двигателя, требующим смазки. Колпак фильтра соединяется с корпусом посредством центрального стержня 2, закрепляемого гайкой 6.

Читайте также:  Манометры для показаний давления и температуры

Фильтр центробежной очистки, применяемый сейчас у большинства двигателей, удаляет загрязняющие масло частицы, отбрасывая их к периферии под действием центробежной силы при вращении ротора, в который поступает неочищенное масло.

Корпус 1 (рис. 18) фильтра центробежной очистки сверху закрыт колпаком 11. В корпусе неподвижно закреплена полая ось 4 ротора, на которую надет колпак 9 ротора, вращающийся на упорном шариковом подшипнике 6. Неочищенное масло, подаваемое от двигателя, проходит по каналу 3 в полую ось. Через отверстия в стенках оси оно подается во внутреннюю полость ротора и направляется к двум соплам 5. Масло, вытекая под давлением из сопел, создает реактивную силу, приводящую ротор во вращение. Загрязняющие масло плотные частицы, отбрасываемые к колпаку, оседают на его стенках. Чем выше давление масла, тем больше частота вращения ротора. Так, при давлении масла 0,6 МПа ротор достигает частоты вращения 5000 мин-1. Очищенное масло через полость оси ротора и трубку поступает в масляный радиатор или через сливной клапан, отрегулированный на давление 0,05-0,08 МПа, стекает в картер (ЯМЗ-740). У двигателей ЯМЗ-236 масло, стекая в картер, попутно смазывает шестерни привода распределительного вала.

Центробежный фильтр хорошо очищает масло не только от крупных и мелких механических частиц, но и от влаги. Качество очистки не зависит от продолжительности работы фильтра. Очистка его очень проста и не требует замены деталей.

Масляный радиатор. Для того чтобы в период работы двигателя с большой нагрузкой масло сильно не нагревалось и не теряло при этом свою вязкость, в систему смазки включают масляный радиатор.

Применяемые в настоящее время масляные радиаторы относятся к трубчато-пластинчатому типу. Масло охлаждается в них, проходя через трубки, обдуваемые снаружи воздухом. Устанавливают масляный радиатор перед водяным. Масло подается в радиатор при помощи радиаторной секции масляного насоса, направляющего для охлаждения около 20% масла, циркулирующего в системе смазки двигателя. При работе двигателя с малой нагрузкой, когда давление в системе смазки меньше 0,08 МПа, предохранительный клапан р адата тарной секции насоса закрыт и масло не поступает в радиатор. При включенном радиаторе охлажденное в нем масло сливается в поддон картера.

На автомобилях КамАЗ для включения масляного радиатора предусмотрен специальный кран, установленный на корпусе центробежного фильтра. Этот кран открывают при температуре окружающего воздуха выше 0°С, а также при работе в тяжелых дорожных условиях.

Вентиляция картера. В процессе работы двигателя в картер попадают отработавшие газы, пары воды и частицы несгоревшего топлива, загрязняющие масло. Конденсация паров топлива вызывает разжижение масла, а растворяемые в нем продукты сгорания приводят к его быстрому загрязнению, поэтому вентиляция картера способствует сохранению качества масла и уменьшению износа деталей двигателя.

Удаляются картерные газы под действием разрежения, создаваемого у выходного отверстия вытяжной трубы, при движении автомобиля. Поступающий в картер атмосферный воздух проходит через фильтр, установленный на маслоналивной горловине, тем самым в картере поддерживается нормальное давление.

Средства контроля за давлением масла. При эксплуатации автомобиля водитель должен следить за величиной давления масла в смазочной системе. Датчик давления масла устанавливают на главной масляной магистрали. Указатель давления масла расположен на щитке приборов. У двигателя ЯМЗ-236 величина давления масла должна быть не менее 0,1 МПа при работе на минимальной частоте вращения вала и 0,4-0,47 МПа при нормальной частоте вращения.

У двигателя ЯМЗ-740 величина нормального давления должна быть 0,4-0,45 МПа.

На автомобилях КамАЗ устанавливают, кроме того, световой аварийный сигнализатор давления масла в виде красной лампочки, которая включается, когда разность давления масла до и после полнопоточного фильтра достигает величины 0,25-0,3 МПа.

Источник

Adblock
detector